Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 по делу n А76-12499/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-9741/2014

г. Челябинск

 

12 сентября 2014 года

Дело № А76-12499/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимохина О.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 июля 2014 года по делу № А76-12499/2014 (судья Белякович Е.В.), принятое в порядке упрощенного производства.

В судебном заседании принял участие представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска - Щурова Н.А. (паспорт, доверенность №01/1 от 09.01.2014).

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска (далее - заявитель, пенсионный фонд, ПФ, фонд) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Транспортно-экспедиционная компания «Союз-М5» (далее - заинтересованное лицо, ООО ТЭК «Союз-М5», общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за первый квартал 2013 года в размере 2 822 руб. 49 коп.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 28 июля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

По мнению пенсионного фонда, вина общества заключается в том, что, зная о предусмотренной Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) обязанности по представлению полных и достоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, страхователь представил их недостоверными; все ошибки, допущенные обществом, зафиксированы в акте, решении о привлечении к ответственности, уведомлении об ошибках и расхождениях.

Штрафная санкция фактически применена за непредставление в установленный срок уточненных сведений индивидуального (персонифицированного) учета; ПФ применены финансовые санкции к страхователю в связи с внесением изменений (то есть представление изначально не правильных (не корректных) сведений, а не за нарушение срока).

Несвоевременное представление правильных и достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в первую очередь отразилось на застрахованных лицах - работниках общества, которым в период с января по март 2013 года назначалась трудовая пенсия по старости, инвалидности либо по случаю потери кормильца.

Обществом отзыв на жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание страхователь не явился.

В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), с учетом мнения представителя фонда, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заинтересованного лица.

В судебном заседании представитель ПФ поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление пенсионного фонда удовлетворить. Дополнительно пояснил, что испрашивал наложение финансовой санкции именно за предоставление недостоверных сведений, а не за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета. ПФ, установив наличие ошибок, самостоятельно не вправе корректировать представленные страхователем сведения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ООО ТЭК «Союз-М5» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1067448050515, является страхователем (т. 1, л.д. 25-37).

Установлено, что обществом 15.05.2013 по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью, о чем свидетельствует протокол предварительной проверки файлов от 15.05.2013 (т. 1, л.д. 10).

Однако представленные сведения ПФ признаны недостоверными ввиду наличия ошибок, в связи с чем, страхователю направлено уведомление, в котором предоставлен срок до 30.05.2013 для устранения допущенных ошибок (т. 1, л.д. 12).

Обществом с нарушением срока - 06.06.2013, представлены достоверные сведения, что подтверждается протоколом приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 07.06.2013 № 132/88809 и актом камеральной проверки от 07.06.2013 № 53990/2 (т. 1, л.д. 14, 15, 17).

Извещением от 06.09.2013 № 228 страхователь уведомлен о времени рассмотрения материалов камеральной проверки своевременности (достоверности) представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за первый квартал 2013 года (т. 1, л.д. 16).

Указанные извещение и акт направлены в адрес общества по почте, о чем свидетельствует почтовый реестр № 141 от 10.09.2013 (т. 1, л.д. 18).

Возражений на акт проверки страхователем не представлено.

На рассмотрение материалов камеральной проверки общество не явилось.

16 октября 2013 года фондом принято решение № 228 о привлечении общества к ответственности (т. 1, л.д. 19-20), предусмотренной ст. 17 Закона №27-ФЗ, за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в котором отражено, что страхователем представлены сведения за первый квартал 2013 года на 8 застрахованных лиц, из них на 1 застрахованное лицо начисления страховых взносов не производились, выявлены следующие ошибки: в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета формы СЗВ-6-4, АДФ-6-2 не учтена уплата страховых взносов, произведенная страхователем в первом квартале 2013 года в сумме 7 968 руб. 90 коп. на страховую часть, 1 637 руб. 40 коп. на накопительную часть на основании данных бухгалтерского учета и сведений учтенных в базе данных ПФР.

Решение фонда направлено обществу по почте, о чем свидетельствует почтовый реестр № 167 от 18.10.2013 (т. 1, л.д. 21).

Страхователю финансовая санкция исчислена в размере 10 процентов от суммы причитающихся к уплате за отчетный период страховых взносов, что составляет 2 822 руб. 49 коп. (т. 1, л.д. 19-20).

13 ноября 2014 года страхователю выставлено требование № 228 об уплате суммы финансовых санкций в размере 2 822 руб. 49 коп. в срок до 03.12.2013 (т. 1, л.д. 22).

Требование направлено заинтересованному лицу по почте, о чем свидетельствует почтовый реестр № 181 от 14.11.2013 (т. 1, л.д. 23).

В связи с тем, что в добровольном порядке обществом задолженность не погашена, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях общества события и состава вмененного ему правонарушения, что исключает привлечение к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Также суд первой инстанции установил, что анализ содержания акта от 07.06.2013 № 228 и решения от 16.10.2013 № 228, составленных фондом, позволяет сделать вывод о неосуществлении управлением оценки действий страхователя на предмет наличия его вины в совершенном правонарушении, что свидетельствует о не установлении всех признаков состава инкриминированного страхователю правонарушения.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Общество в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»  (далее - Закон №167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Данные сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями, могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопрос о возможности представления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с конкретными страхователями (ст. 8 Закона № 27-ФЗ).

Правила подготовки документов индивидуального персонифицированного учета в электронной форме закреплены в приложении № 4 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192-п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению».

Согласно абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание этой суммы производится органами пенсионного фонда в судебном порядке.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Законом № 212-ФЗ.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 33 Закона № 212-ФЗ названные органы проводят, в частности, камеральные проверки плательщиков страховых взносов.

В силу ст. 34, 39 Закона № 212-ФЗ определен порядок проведения органами контроля за уплатой страховых взносов - территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации камеральных проверок плательщиков страховых взносов, а также порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.

В соответствии с п. 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (далее - Инструкция), в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда.

Согласно п. 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.

Следовательно, в случае выявления расхождения между представленными страхователем индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки ПФ направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее семи дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

При этом, органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (ст. 16 Закона № 27-ФЗ).

Таким образом, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке сведений персонифицированного учета, если при их предоставлении допущены недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения.

Из дела следует, что фонд, обнаружив в представленных страхователем сведениях ошибки, предоставил обществу срок до 30.05.2013 для их устранения.

ООО ТЭК «Союз-М5» представлены исправленные сведения персонифицированного учета 06.06.2013 и этот факт ПФ не оспаривается.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что в данном случае штрафная санкция фактически применена в отношении общества за непредставление в установленный фондом срок уточненных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, что противоречит нормам абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку законом не предусматривается привлечение к ответственности за непредставление в установленный фондом срок уточненных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представление обществом необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования корректирующих сведений во исполнение

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 по делу n А07-5536/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также