Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 по делу n А07-4158/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-8020/2014

г. Челябинск

 

20 августа 2014 года

Дело № А07-4158/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

судей Арямова А.А., Кузнецова Ю.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Башнефть-Бурение» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.06.2014 по делу № А07-4158/2014 (судья Кутлин Р.К.).

Общество с ограниченной ответственностью «Башнефть-Бурение» (далее - ООО «Башнефть-Бурение», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан  с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов живого мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - административный орган, заинтересованное лицо, Служба) об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 09-729/2014 от 19.12.2013 о назначении административного наказания по части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.06.2014 в удовлетворении заявления ООО «Башнефть-Бурение» отказано.

  Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Башнефть-Бурение»  обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального  права. Считает, что судом не установлено наличие события административного правонарушения и виновность общества в административном правонарушении.

Кроме того, указывает на нарушение административным органом порядка вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, не направление его лицу, в отношении которого возбуждено дело, не разъяснение при этом прав и обязанностей.  Также указывает на нарушения при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.

Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов живого мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган указывает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, повторяют доводы, которые признаны недоказанными.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, установил следующее.

Как следует из материалов дела, 21.11.2013 на основании распоряжения от № 09-427/2013 проведено рейдовое патрулирование Юнг-Яхского участкового лесничества ТО Нефтеюганское лесничество на предмет соблюдения природоохранного законодательства.

В ходе проведения рейдового патрулирования на территории лесного фонда Юнг-Яхского участкового лесничества ТО Нефтеюганское лесничество в квартале 79 выдел 29 обнаружен жилой вагон – городок, который размещен в районе кустовой площадки 618 Мало-Балыкского месторождения ООО «РН-Юганскнефтегаз», а именно непосредственно за ее обвалкой. При визуальном осмотре установлено, что слив хозяйственно-бытовых отходов (стоки) осуществляется с установленных вагончиков непосредственно на рельеф.

Данные обстоятельства зафиксированы в акте рейдового патрулирования от 21.11.2013 № 09-427/2013 (т.1 л.д. 143-144), фототаблице (т.2 л.д. 145-159).

По факту выявленного правонарушения административным органом в отсутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении от 07.02.2014 № 09-729/2014 (т.1 л.д. 73).

Постановлением от 19.12.2013 № 09-729/2014 ООО «Башнефть-Бурение» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб. (т.1 л.д. 21-24).

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением об его отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, а также отсутствии существенных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учётом положений статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришёл к следующим выводам.

В силу условий ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Необходимым условием для привлечения к административной ответственности в силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ является установление вины лица, совершившего правонарушение.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Из указанных норм следует, что в производстве по делу об административном правонарушении административному органу необходимо доказать, что имел место факт его совершения и что привлекаемое лицо виновно в его совершении.

Таким образом, установление вины как одного из необходимых элементов состава правонарушения является обязательным, при этом вина подлежит установлению и исследованию до завершения административного производства.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

На основании ч.2 ст.8.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в загрязнении лесов, в том числе, сточными водами, отходами производства и потребления. При этом под загрязнением лесов понимается нарушение требований экологических и санитарно-эпидемиологических норм при накоплении, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления на территории лесов.

Как следует из статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

На основании пункта 5 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется, в частности, установление санитарных требований к использованию лесов.

Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее – Правила № 414).

Так, согласно пункту 39 Правил при использовании лесов не допускается, в частности, загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Лица, допустившие нарушение требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 53 Правил).

Как усматривается из материалов дела, на основании Устава и агентского договора № 2/ 0002406/1388Д от 01.10.2006, заключенного между ОАО «НК «Роснефть» и ООО «РН-Юганскнефтегаз», последнее согласовало ООО «Башнефть-Бурение» место для первичного монтажа бурового оборудования, предназначенного для ввода в работу бригады №6 на территории, прилегающей к обваловке куста № 618 Мало-Балыкского месторождения.

В соответствии с договором № БНБ/1/ОР/018/13 от 20.12.2012 на выполнение работ по реконструкции скважин, ООО «Башнефть-Бурение» обязано строго соблюдать действующее законодательство РФ в сфере охраны окружающей среды и существующие экологические требования (пункты 8.2.,8.7.,8.17., 8.18. договора).

В обоснование причины привлечения заявителя к ответственности по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ заинтересованное лицо ссылается на невыполнение ООО «Башнефть-Бурение» подпункта «а», «е», «ж» пунктов 39, 52 Правил № 414.

При этом, как следует из постановления о назначении административного наказания, вина ООО «Башнефть-Бурение» заключается  в том, что слив хозяйственно-бытовых сточных вод с жилого вагончика, принадлежащего обществу, осуществляется непосредственно на рельеф.

Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае материалами дела, в том числе, актом рейдового патрулирования №09-427/2013 от 21.11.2013, фотоматериалами,  агентским договором № 2/0002406/1388Д от 01.10.2006, договором                   № БНБ/1/ОР/018/13 от 20.12.2012 на выполнение работ по реконструкции скважин, подтверждается тот факт, что обществом были совершены действия, приведшие к загрязнению лесного участка.

Вместе с тем, данные документы достоверно событие правонарушения не подтверждают. Акт рейдового патрулирования №09-427/2013 от 21.11.2013 и договоры № 2/0002406/1388Д от 01.10.2006, № БНБ/1/ОР/018/13 от 20.12.2012 сами по себе доказательством загрязнения лесного участка не являются.

Из материалов дела следует, что факт поступления в окружающую среду вещества, которое оказывает негативное воздействие на окружающую среду, не устанавливался.

ООО «Башнефть-Бурение» факт слива хозяйственно-бытовых сточных вод на указанном участке отрицает.

Как уже было указано, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Отходами производства и потребления в силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, являются образовавшиеся в процессе потребления изделия и материалы, утратившие свои потребительские качества в результате физического и морального износа, пищевые остатки и т.п., например остатки упаковки, тары, стекло, макулатура, пластиковые бутылки, жестяные банки и иные отходы. Правила

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 по делу n А07-50/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также