Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу n А76-29241/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-8121/2014

г. Челябинск

 

19 августа 2014 года

Дело № А76-29241/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Арямова А.А.,

судей Баканова В.В., Тимохина О.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К.,

 рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.05.2014 по делу №А76-29241/2013 (судья Костылев И.В.).

В заседании приняли участие представители:

Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области – Бойко Н.С. (доверенность от 19.05.2014 №1/145).

Закрытое акционерное общество «Южноуральская горнорудная компания» (далее – заявитель, общество, ЗАО «Южноуральская горнорудная компания») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее – заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным распоряжения от 09.10.2013 №1964-р о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 80097 ТР.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.05.2014 (резолютивная часть решения объявлена 22.05.2014) заявленные требования удовлетворены, оспоренное распоряжение признано недействительным. Также судом взыскано с Министерства в пользу ЗАО «Южноуральская горнорудная компания» 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Министерство, не согласившись с таким решением суда, обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на законность оспоренного распоряжения. Указывает на надлежащее исполнение Министерством обязанности по направлению в адрес заявителя уведомлений о нарушениях условий лицензирования. Отметка органа связи о невручении корреспонденции адресату ввиду его отсутствия по юридическому адресу, по мнению подателя жалобы,  является надлежащим подтверждением соблюдения нормативного требования о направлении недропользователю уведомления о нарушениях. Обращает внимание на то, что заявитель несет риск наступления негативных последствий фактического отсутствия по своему юридическому адресу. Считает, что отсутствие доказательств непосредственного вручения уведомления заявителю не свидетельствует о несоблюдении процедуры досрочного прекращения права пользования недрами.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители заявителя, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст.ст.258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Южноуральская горнорудная компания» зарегистрировано в качестве юридического лица 25.07.2007 за основным государственным регистрационным номером 1077407000758, и имеет лицензию ЧЕЛ 80097 ТР, выданную Министерством 12.05.2008 на право пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного песка на участке Лебяжий-2, расположенном в 26км северо-восточнее п. Бреды и 0,39км северо-западнее п. Лебяжий Брединского муниципального района Челябинской области. Срок окончания действия лицензии – 30.04.2033.

Лицензионным соглашением об условиях пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного песка на участке Лебяжий-2 предусмотрен срок утверждения запасов по результатам геологических работ экспертной комиссией по запасам общераспространенных полезных ископаемых Министерства – до 30.04.2013 (п.3.5). Пунктом 8.3 лицензионного соглашения установлен срок предоставления ежегодной информации о выполнении условий лицензионного соглашения – до 15 декабря отчетного года. Пунктом 8.4 лицензионного соглашения, предусмотрена обязанность недропользователя по представлению в Министерство государственной статистической отчетности, установленной соответствующими органами государственного управления, в сроки, установленные в указанных отчетных формах. В силу п.10.3 лицензионного соглашения указанные условия лицензионного соглашения отнесены к существенным условиям, нарушение которых может привести  к приостановке или прекращению права пользования недрами.

Неисполнение обществом п.8.3 лицензионного соглашение ввиду непредставления в срок до 15.12.2012 ежегодной информации о выполнении условий лицензионного соглашения, послужило основанием для направления Министерством в адрес заявителя уведомления о нарушении условий пользования недрами от 23.01.2013 №139.

Непредставление заявителем в установленные сроки государственной статистической отчетности в соответствии с п.8.4 лицензионного соглашения (нарушены установленные утвержденными  Постановлением Госкомстата РФ от 13.11.2000 №110 формами федерального государственного статистического наблюдения следующие сроки предоставления форм: формы №5-гр – 5 февраля; формы №70-тп – 25 января; формы №71-тп – 25 января; формы №2-ЛС – 20 января), послужило причиной направления Министерством в адрес заявителя уведомления о нарушении условий пользования недрами от 08.04.2013 №321.

Не утверждение обществом в срок до 30.04.2013 запасов по результатам геологических работ экспертной комиссией по запасам общераспространенных полезных ископаемых Министерства, в соответствии с п.3.5 лицензионного соглашения, послужило причиной направления Министерством в адрес общества уведомления о нарушении условий пользования недрами от 16.05.2013 №440.

В связи с неисполнением заявителем требований п.8.3 лицензионного соглашения ввиду непредставления в срок до 15.12.2012 ежегодной информации о выполнении условий лицензионного соглашения, Министерством 02.07.2013 вынесено распоряжение №1220-р о приостановлении права пользования недрами по указанной лицензии на один календарный месяц.

Неисполнение заявителем требований п.п.3, 8.3 и 8.4 лицензионного соглашения (ввиду не утверждения в срок до 30.04.2013 запасов по результатам геологических работ экспертной комиссией по запасам общераспространенных полезных ископаемых Министерства, непредставления в срок до 15.12.2012 ежегодной информации о выполнении условий лицензионного соглашения, а также непредставления в установленные сроки государственной статистической отчетности) послужило основанием для вынесения Министерством распоряжения от 19.10.2013 №1964-р о досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, по лицензии ЧЕЛ 80097 ТР. В соответствии с этим распоряжением право заявителя пользования недрами на основании указанной лицензии прекращено с 09.10.2013. Распоряжение вынесено на основании рекомендаций экспертного совета по лицензированию пользования участками недр местного значения, расположенных на территории Челябинской области (протокол от 26.09.2013).

Полагая это распоряжение вынесенным с нарушением установленного порядка, а избранная мера принуждения несоразмерна допущенным нарушениям, ЗАО «Южноуральская горнорудная компания» оспорило его в судебном порядке.

Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Требования заявителя носят характер оспаривания ненормативного правового акта. Порядок рассмотрения таких требований регламентирован положениями Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица   вправе   обратиться   в   арбитражный   суд   с   заявлением   о   признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть, обязательными условиями признания недействительным ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными действий (бездействия) должностных лиц, является их несоответствие закону, а также нарушение этими актом или действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предметом рассмотрения по настоящему спору является Распоряжение №1964-р от 09.10.2013 о досрочном прекращения права ЗАО «Южноуральская горнорудная компания» пользования недрами по лицензии ЧЕЛ №80097 ТР.

В силу ст.11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.1.2 Закона «О недрах»).

Обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.3 ч.2 ст.16 Закона «О недрах»).

Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона «О недрах» на недропользователя возложена обязанность обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Статьей 20 Закона «О недрах» установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (п.2 ч.2), а также в случае непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах (п.8 ч.2). При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке (ч.3).

Порядок досрочного прекращения права пользования недрами определен ст.21 Закона «О недрах», в соответствии с частью 4 которой в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 Закона «О недрах», решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

Факты указанных в оспоренном распоряжении нарушений условий лицензионного соглашения  заявителем по существу не оспариваются.

Единственным основанием для признания этого распоряжения о досрочном прекращении права пользования недрами недействительным послужил вывод суда первой инстанции о недоказанности получения обществом уведомлений  о допущенных нарушениях (направленные по юридическому адресу общества уведомления возвращены органом связи отправителю с отметкой об истечении срока хранения, и в нарушение п.35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 15.04.2005 №221, сведений о направлении адресату почтовых извещений о получении корреспонденции не имеется).

Вывод суда первой инстанции об отсутствии надлежащих доказательств вручения заявителю уведомлений о нарушении лицензионных условий основан на представленных в материалы дела доказательствах, а потому оснований для его переоценки не имеется.

Поскольку возможность досрочного прекращения права пользования недрами по основанию, предусмотренному п.2 ч.2 ст.20 Закона «О недрах», обусловлена необходимостью предварительного вручения недропользователю уведомления о нарушении и не устранением этого нарушения в трехмесячный срок с момента получения такого уведомления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности досрочного прекращения в рассматриваемой ситуации права пользования недрами по указанному основанию. Изложенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению.

Однако, судом не принято во внимание то обстоятельство, что основанием для принятия оспоренного распоряжения наряду с основанием, предусмотренным п.2 ч.2 ст.20 Закона «О недрах» (нарушение существенных условий лицензии) явилось нарушение обществом требований п.8 ч.2 ст.20 Закона «О недрах» - непредставление  в установленный срок отчетности, предусмотренной законодательством о недрах.

При этом, исходя из буквального толкования ст.21 Закона «О недрах», в случае досрочного прекращения права пользования недрами по основанию, указанному в п.8 ч.2 ст.20 Закона «О недрах», необходимость получения пользователем недр предварительного письменного уведомления о допущенных нарушениях отсутствует.

В этой связи применительно к указанному основанию доводы заявителя о незаконности оспоренного распоряжения ввиду несоблюдения порядка, установленного частью 4 статьи 21 Закона «О недрах» (по причине невручения обществу письменных уведомлений о допущенных нарушениях и вынесения распоряжения ранее истечения срока на устранение нарушения, указанного в уведомлении) подлежат отклонению.

Заявителем в суде первой инстанции также указывалось на необходимость проведения контрольной проверки и оформления соответствующего акта в целях досрочного прекращения права пользования недрами. При этом общество ссылалось на Положение о порядке пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения и участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденное Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 29.04.1999 №545. Однако, этот нормативный акт на момент возникновения спорных

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу n А07-4443/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также