Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2014 по делу n А07-3970/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-8500/2014 г. Челябинск
18 августа 2014 года Дело № А07-3970/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Соколовой И.Ю., судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.06.2014 по делу № А07-3970/2014 (судья Юсеева И.Р.). В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Агро» – Загретдинов Рамиль Габбасович (доверенность от 15.02.2014). Общество с ограниченной ответственностью «Агро» (далее – ООО «Агро», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Федеральному государственной бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра», ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:65:011201:464 равной его рыночной стоимости в размере 100 000 руб., с кадастровым номером 02:65:011201:483 равной его рыночной стоимости в размере 58 000 руб., с кадастровым номером 02:65:011201:113 равной его рыночной стоимости в размере 1 168 000 руб., с кадастровым номером 02:65:011201:473 равной его рыночной стоимости в размере 119 000 руб. (т. 1 л.д. 8-10). Определениями суда первой инстанции от 14.03.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра), Правительство Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (далее – Администрация), открытое акционерное общество АК «Девон-Кредит» (т. 1 л.д. 1-3, т. 2 л.д. 14-15). Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.06.2014 (резолютивная часть объявлена 29.05.2014 – т. 2 л.д. 45-51) заявленные требования удовлетворены. С указанным решением не согласилось третье лицо - Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (т. 2 л.д. 59-61). В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции не дана оценка отчету о рыночной стоимости спорных земельных участков с точки зрения его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности. Несмотря на то, что отчет содержит конкретный вывод о стоимости оцениваемого имущества, данный вывод является результатом исследования. С учетом изложенного апеллянт полагает, что суд первой инстанции должен был назначить судебную экспертизу для объективной проверки отчета об определении рыночной стоимости земельных участков. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц. В судебном заседании представитель истца выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, ООО «Агро» является арендатором земельных участков с кадастровым номером 02:65:011201:464 общей площадью 0,0105 га, с кадастровым номером 02:65:011201:483 общей площадью 0,00062 га, с кадастровым номером 02:65:011201:113 общей площадью 0,1240 га, с кадастровым номером 02:65:011201:473 общей площадью 0,0126 га, что подтверждается договорами аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности от 30.09.2011 №549-11зем (т. 1 л.д. 21-26), от 02.11.2011 №627-11зем (т. 1 л.д. 27-32), от 16.11.2011 № 682-11зем (т. 1 л.д. 15-20). По результатам проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Республики Башкортостан (кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак и Салават) на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 № 497 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан», по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:65:011201:464 определена в размере 89 995 руб. 50 коп., с кадастровым номером 02:65:011201:483 – 53 166 руб. 86 коп., с кадастровым номером 02:65:011201:113 – 8 536 532 руб., с кадастровым номером 02:65:011201:473 – 107 268 руб. 84 коп. Указанные значения внесены в государственный кадастр недвижимости (т. 1 л.д. 33-44). Согласно отчету от 27.01.2014 № 02/012014 об определении рыночной стоимости земельных участков, выполненному индивидуальным предпринимателем, оценщиком первой категории Логиновой Натальей Иосифовной (далее ИП Логинова Н.И.), по состоянию на 01.01.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:65:011201:464 составляет 100 000 руб., с кадастровым номером 02:65:011201:483 – 58 000 руб., с кадастровым номером 02:65:011201:113 – 1 168 000 руб., с кадастровым номером 02:65:011201:473 – 119 000 руб. (т. 1 л.д. 145-229). Несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной, явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском. Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции установил обстоятельство несоответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, ввиду чего на основании части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определил кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости. Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу судебного акта. В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости). Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости). Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в ГКН вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка. Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Нормой статьи 24.19 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в ГКН органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Как установлено статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Истец в обоснование своих требований представил суду отчет от 27.01.2014 № 02/012014 об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 02:65:011201:464, 02:65:011201:483, 02:65:011201:113, 02:65:011201:473, выполненный оценщиком Логиновой Н.И. (т. 1 л.д. 145-229), согласно которому, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:65:011201:464 составляет 100 000 руб., с кадастровым номером 02:65:011201:483 – 58 000 руб., с кадастровым номером 02:65:011201:113 – 1 168 000 руб., с кадастровым номером 02:65:011201:473 – 119 000 руб. Из сопоставления данного отчета и сведений о кадастровой стоимости усматривается значительное расхождение между установленной кадастровой оценкой земель и размером рыночной стоимости земельных участков. Соответствие данного отчета требованиям Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением Экспертного совета Российского общества экспертов от 30.01.2014 № 201/2014-1 (т. 1 л.д. 137-144), составленным на основании статьи 17.1 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Поскольку судом первой инстанции была принята за основу рыночная стоимость земельных участков, установленная по результатам отчета от 27.01.2014 № 02/012014 об определении рыночной стоимости земельных участков на дату определения кадастровой стоимости, зафиксированной в постановлении Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 № 497 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан» (01.01.2012), суд апелляционной инстанции признает указанные результаты сопоставимыми и пригодными для сравнения и принятия соответствующего решения. В этой связи, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2012, на основании отчета о рыночной стоимости земельных участков. Довод апеллянта о том, что по делу не проводилась судебная экспертиза, в связи с чем представленный истцом отчет об определении рыночной стоимости земельных участков не может считаться надлежащим и достоверным доказательством, также отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный. В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное. В пункте 2 информационного письма от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Порядок назначения судебной экспертизы установлен статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд назначает судебную экспертизу по ходатайству участвующих в деле лиц либо с их согласия, а в случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо, если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе. Таким образом, указанной нормой ограничены ситуации, в которых суд назначает экспертизу по собственной инициативе. Администрацией не приводится доводов о том, что назначение экспертизы в настоящем деле предписано законом, предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства. Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» если при рассмотрении дела возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания, и согласно положениям Кодекса экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, то при отсутствии ходатайства или согласия на назначение экспертизы со стороны лиц, участвующих в деле, суд разъясняет им возможные последствия незаявления такого Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2014 по делу n А76-6336/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|