Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу n А07-22348/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-8492/2014

г. Челябинск

 

15 августа 2014 года

Дело № А07-22348/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,

судей Румянцева А.А., Пивоваровой Л.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Антошкиной И.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройпроект XXI век» и индивидуального предпринимателя Гаспаряна Рубена Феликсовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.06.2014 по делу № А07-22348/2013 (судья Кузнецов Д.П.).

В заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Гаспаряна Р.Ф. - Шайхутдинов В.В. (доверенность от 03.12.2014).

Общество с ограниченной ответственностью «Стройпроект XXI век» (далее – общество «Стройпроект XXI век», общество, первый заявитель), индивидуальный предприниматель Гаспарян Рубен Феликсович (далее – ИП Гаспарян Р.Ф., предприниматель, второй заявитель) обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее – Минлесхоз, Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконными отказа Минлесхоза от 01.10.2013 исх. № 02/7627 в предоставлении лесного участка в аренду по заявлению ИП Гаспаряна Р.Ф. от 09.09.2013, отказа Минлесхоза от 21.10.2013 исх. № 02/7724 в предоставлении лесного участка в аренду по заявлению общества «Стройпроект XXI век» от 19.09.2013, распоряжения Минлесхоза от 16.10.2013 № 413-р о предоставлении лесного участка ГБУ «Стерлитамакское лесничество» Воскресенского участкового лесничества квартал 139 (29) выдел 15 в безвозмездное срочное пользование незаконным (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное бюджетное учреждение «Стерлитамакское лесничество», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Башкирия», общество с ограниченной ответственностью «Спецтрансстрой», Ершова Елена Николаевна, Федеральное государственное унитарное предприятие «Рослесинфорг» в лице Башкирского филиала ФГУП «Рослесинфорг».

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.06.2014 (резолютивная часть от 26.05.2014) в удовлетворении требований заявителям отказано.

С указанным решением суда не согласились заявители (далее также – податели апелляционных жалоб, апеллянты), в апелляционной жалобе просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Апеллянты полагают, что суд пришел к необоснованному выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителей. Отсутствие включения лесного участка в зону планируемого освоения лесов не может являться препятствием для предоставления лесного участка, так как возведение капитальных объектов на лесном участке не планировалось. Постановка лесного участка на кадастровый учет не требуется, так как согласно сложившейся в Министерстве практике предоставления земельных участков постановка лесного участка на кадастровый учет осуществляется по результатам натурного осмотра после принятия заявления о предоставлении земельного участка. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что на испрашиваемом участке заявителями возведены временные постройки и их хозяйственная ценность определяется близким расположением к Нугушскому водохранилищу.

Суд не дал оценки правомерности предоставления лесного участка Ершовой Е.Н., содержанию поданного ею заявления, отсутствию у нее статуса индивидуального предпринимателя, отсутствию правовых оснований для предоставления ей лесного участка в безвозмездное срочное пользование.

К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не представлены.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители общества «Стройпроект XXI век», заинтересованного лица и третьих лиц не явились.

С учётом мнения представителя предпринимателя и в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Гаспарян Р.Ф. обратился в Минлесхоз с заявлением от 09.09.2013 о предоставлении в аренду лесного участка площадью 0,3 га, расположенного в квартале 29 (139) выдела 15 Воскресенского участкового лесничества ГБУ «Стерлитамакское лесничество» для рекреационной деятельности сроком на 49 лет (т. 1 л.д. 46).

Общество «Стройпроект XXI век» обратилось в Минлесхоз с заявлением от 19.09.2013 о предоставлении в аренду лесного участка площадью 1 га, расположенного в квартале 29 выдела 15 Воскресенского участкового лесничества ГБУ «Стерлитамакское лесничество» для рекреационной деятельности сроком на 49 лет (т. 1 л.д. 47).

Письмами от 01.10.2013 № 02/07627 и от 02.10.2013 № 02/7724 Министерство сообщило заявителям о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков в связи с включением 200 метровой зоны Нугушского водохранилища кварталов 28, 29, 30, 31, 32 Воскресенского участкового лесничества ГБУ «Стерлитамакское лесничество» в состав ФГБУ Национальный парк «Башкирия», в результате чего произошла двойная нумерация кварталов. Указало также, что без внесения изменений в картографические материалы Стерлитамакского лесничества предоставление в аренду лесных участков не представляется возможным (т. 1 л.д. 48, 49).

Распоряжением Минлесхоза от 16.10.2013 № 413-р Ершовой Елене Николаевне предоставлены лесные участки, находящиеся в государственной собственности и расположенные на территории Стерлитамакского лесничества Воскресенского участкового лесничества, квартала 140 (30) выдела 23, квартала № 139 (29) выдела 15 площадью 13, 6 га в безвозмездное срочное пользование сроком на 49 лет для осуществления сельскохозяйственного деятельности (т. 1 л.д. 142-143).

На основании указанного распоряжения Министерства между ним в лице ГБУ «Стерлитамакское лесничество» и Ершовой Еленой Николаевной (арендатор) подписан договор безвозмездного срочного пользования лесным участком от 18.10.2013 № 100, расположенного: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, в границах ГБУ «Стерлитамакское лесничество» Воскресенское участковое лесничество, квартал 140 (30), выдел 23, квартал № 139 (29) выдел 15 условный номер 100-20132-10, для осуществления сельскохозяйственного деятельности, сроком действия с 18.10.2013 до 17.10.2062 (т. 2 л.д. 10-15).

Не согласившись с вышеуказанными отказами Минлесхоза в предоставлении лесных участков и распоряжением от 16.10.2013 № 413-р, заявители обратились в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителями не представлено доказательств наличия правовых оснований для предоставления им лесных участков в силу отсутствия доказательств вхождения испрашиваемых лесных участков в зону освоения лесов и их постановки на кадастровый учет. Суд пришел к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителей, так как возможность заключения договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности частью 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) не предусмотрена. Суд не нашел оснований для признания незаконным распоряжения Минлесхоза от 16.10.2013 № 413-р, так как оспариваемое распоряжение не нарушает прав заявителей.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционной суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае заявителями оспариваются отказы Министерства, выраженные в письмах от 01.10.2013 № 02/07627 и от 02.10.2013 № 02/7724, о предоставлении в аренду лесных участков, расположенных в квартале 29 (139) выдела 15 Воскресенского участкового лесничества ГБУ «Стерлитамакское лесничество» для рекреационной деятельности.

В соответствии со ст. 1 ЛК РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах устойчивого управления лесами; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; подразделения лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций.

Лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ст. 3 ЛК РФ).

Таким образом, в области имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков, лесное законодательство имеет приоритетное значение в правовом регулировании.

Указанное приоритетное регулирование лесных отношений обусловлено тем, что целью заключения договоров аренды лесных участков является не только частный интерес арендаторов (извлечение прибыли), но и обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного лесопользования для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, нормы Лесного кодекса содержат нормы как публичного, так и частного права, которые направлены на обеспечение баланса публичных (максимально эффективное распоряжение лесными участками) и частных интересов (выгодная хозяйственная деятельность на арендуемом участке) (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 11059/13 от 11.02.2014).

На основании ст. 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 41 леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.

ИП Гаспарян Р.Ф. обратился в Минлесхоз с заявлением от 09.09.2013 о предоставлении в аренду лесного участка площадью 0,3 га, расположенного в квартале 29 (139) выдела 15 Воскресенского участкового лесничества ГБУ «Стерлитамакское лесничество» для рекреационной деятельности сроком на 49 лет (т. 1 л.д. 46). Общество «Стройпроект XXI век» обратилось в Минлесхоз с заявлением от 19.09.2013 о предоставлении в аренду лесного участка площадью 1 га, расположенного в квартале 29 выдела 15 Воскресенского участкового лесничества ГБУ «Стерлитамакское лесничество» для рекреационной деятельности сроком на 49 лет (т. 1 л.д. 47).

В силу ч. 2 ст. 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 72 ЛК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

Предоставление лесных участков для осуществления рекреационной деятельности к числу исключений, предусмотренных ч. 3 ст. 74 ЛК РФ, не отнесено.

Таким образом, предоставление испрашиваемых заявителями лесных участков в аренду возможно только на основании результатов проведенного аукциона.

В соответствии с ч. 1 ст. 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу n А47-1572/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также