Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу n А34-4997/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-5213/2014

г. Челябинск

 

14 августа 2014 года

Дело № А34-4997/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малышевой И.А.,

судей  Арямова А.А., Тимохина О.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тихоновой Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 04.04.2014 по делу № А34-4997/2013 (судья Григорьев А.А.).

В порядке ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании определения от 30.07.2014 в составе суда после повторного отложения произведена замена судьи Кузнецова Ю.А., отсутствующего по уважительной причине (в связи с нахождением в очередном отпуске), на судью Арямова А.А., после чего рассмотрение апелляционной жалобы начато с самого начала.

На основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 31.07.2014 по 07.08.2014. Резолютивная часть постановления объявлена  07.08.2014.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана (далее – заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган) от 13.08.2013 №0569 о привлечении к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 10 000 руб.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 04.04.2014 (резолютивная часть объявлена 28.03.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением суда, заявитель обратился                       в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя, вина Департамента отсутствует, следовательно, отсутствует и состав вменённого административного правонарушения. Закрепление обязанности Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана осуществлять деятельность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не делает Департамент субъектом указанного правонарушения, поскольку образование в структуре Администрации Департамента с правами юридического лица не наделяет его статусом органа местного самоуправления.

Кроме того, по мнению апеллянта, орган по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не наделён полномочиями по привлечению к ответственности ни органов местного самоуправления (каким является Администрация в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при реализации им полномочий, отнесенных к вопросам местного значения), ни должностных лиц органов местного самоуправления.

В представленном письменном правовом обосновании на апелляционную жалобу административный орган указал, что Администрация города Кургана может являться субъектом административной ответственности в рамках тех полномочий, которые на неё возложены.

Лица,   участвующие   в     деле,    надлежащим   образом   извещённые   о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте слушания дела на    официальном Интернет-сайте, явку своих представителей в судебное заседание                           не обеспечили.

В соответствии со статьями 123, 156,  210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном  главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев                  дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы,  признаёт обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, в связи с письменными обращениями граждан (вх. № 1489 от 24.06.2013) на размещение несанкционированной свалки в районе домов № 127 и № 129 по ул.Молодежи в г.Кургане административным органом было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по статье 6.3 КоАП РФ в отношении неопределённого круга лиц (т.1 л.д.55).

В рамках административного расследования 17.07.2013 был проведён осмотр территории между жилыми домами № 127 и № 129 по ул. Молодежи в г. Кургане.

По результатам осмотра составлен протокол осмотра от 17.07.2013 с фотоматериалами (т.1 л.д. 57,58; 91). Осмотром установлено, что на данной территории имеется несанкционированная свалка бытового мусора.

По данным, истребованным в ходе административного расследования из Комитета архитектуры и градостроительства от 08.07.2013 (т.1 л.д.48) и из ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области от 09.07.2013 (т.1 л.д.59), территория расположена в черте города, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества и сделок с ним, следовательно, данная территория является территорией общего пользования.

 02.08.2013 по факту выявленного правонарушения главным специалистом-экспертом административного органа составлен протокол об административном правонарушении № 04/115, в котором указано, что в рамках административного расследования 17.07.2013 в 15 час. 00 мин. проведён осмотр территории между жилыми домами № 127 и № 129 по ул. Молодежи в г.Кургане, в ходе которого выявлена несанкционированная свалка бытового мусора на указанной территории. Таким образом, Департаментом допущено содержание территории между жилыми домами № 127 и № 129 по                             ул. Молодежи в г.Кургане в неудовлетворительном санитарном состоянии (не предусмотрена система рационального сбора и быстрого удаления бытовых отходов), что свидетельствует о невыполнении возложенных обязанностей по координации, организации и контролю уборке территории. Сложившаяся ситуация неблагоприятно влияет на условия проживания, создаёт неблагоприятную санитарно- эпидемиологическую обстановку для жителей домов и нарушает требования статей 11, 21, 22, 29, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», пункты 2.11, 9.1 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункты 1.1, 1.2, 1.9 2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» (л.д. 46-47). Протокол составлен административным органом в присутствии заведующей отделом нормотворчества и правовой экспертизы Правового управления Администрации города Кургана Архиповой Т.А., действующей на основании доверенности от 26.11.2012 № 1912.

Рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 13.08.2013. О рассмотрении дела об административном правонарушении Департамент извещён надлежащим образом письмом от 02.08.2013 № 04/12082, копия которого вручена ему вместе с копией протокола об административном правонарушении почтой 08.08.2013 (т.1 л.д.46,47, 50,52,53).

Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области от 13.08.2013 № 0569 Департамент был привлечён к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса в виде штрафа в размере 10 000 руб. На вынесение оспариваемого постановления законный представитель Департамента не явился. При рассмотрении дела присутствовала защитник Перебаскина Ю.С.

Не согласившись с названным постановлением, Департамент оспорил его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Департамент является лицом, ответственным за надлежащее содержание санитарного состояния территории путём осуществления деятельности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытового мусора на указанной территории.

По этому основанию суд признал Департамент субъектом вменённого ему административного правонарушения и пришёл к выводу о наличии объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного статьёй 6.3 КоАП РФ.

Оценив в порядке статей 65 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции, с учётом положений статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии со статьёй 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, выражается в нарушении конкретных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) санитарными правилами являются нормативно-правовое акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ч. 2 ст. 21 Закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 39 названного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Требования к санитарному состоянию территорий населённых мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий установлены СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест».

Согласно п. 1.1. СанПиН 42-128-4690-88 организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Правил.

В соответствии с п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населённого пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Согласно Санитарным правилам содержания территорий населённых мест (СанПиН 42-128-4690-88) для обеспечения должного санитарного уровня населённых мест бытовые отходы в городах следует удалять по единой централизованной системе специализированными транспортными коммунальными предприятиями (пункт 1.3.).

В силу п. 1.8. Санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест», утверждённых Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы.

Пунктом 2.1.1. данных Правил установлено, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Факт размещения несанкционированной свалки в районе жилых домов №№127, 129 по ул.Молодежи, в г.Кургане материалами дела  подтверждён, в том числе протоколом осмотра от 17.07.2013, фотоматериалами (т.1 л.д. 57,58; 91), в связи с чем административный орган и суд первой инстанции правомерно сочли установленным событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3. КоАП РФ.

Между тем, административным органом и судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является  лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Субъектами административной ответственности, предусмотренной    

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу n А76-25889/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также