Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по делу n А07-5119/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-7756/2014

г. Челябинск

 

13 августа 2014 года

Дело № А07-5119/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малышевой И.А.,

судей  Ивановой Н.А., Тимохина О.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тихоновой Ю.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.06.2014 по делу № А07-5119/2014 (судья Боброва С.А.).

Судебное заседание проведено в порядке ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с использованием средств видеоконференцсвязи.       

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Дина» – Панько Г.Н. (директор, паспорт);

от заинтересованного лица - Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей – Полушева Ш.У. (доверенность №37-05 от 13.01.2014, паспорт).

Общество с ограниченной ответственностью «Дина» (далее – заявитель, общество, ООО «Дина) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей (далее - заинтересованное лицо, Комитет, административный орган) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении №31 от 11.03.2014, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.06.2014 (резолютивная часть объявлена 20.06.2014) постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей №31 от 11.03.2014 о привлечении к административной ответственности ООО «Дина»» по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Комитет (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт), не согласившись с вынесенным решением, обжаловал его в апелляционном порядке, в жалобе просит решение отменить и принять по  делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что вина общества в совершении вменяемого правонарушения доказана, поскольку установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о пренебрежительном отношении к соблюдению установленных в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции норм и правил. Полагает, что оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в спорной ситуации не имеется.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу ООО «Дина» просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на то, что административный орган при решении вопроса о назначении наказания имел возможность применить положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но не сделал этого.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе осуществления контроля и надзора за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции Комитетом проверен порядок представления ООО «Дина» в электронном виде декларации об объёме розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) по форме согласно приложению № 11 (далее – декларация № 11) к «Правилам представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 (далее - Правила), за 4 квартал 2013 года.

В ходе проверки установлено, что ООО «Дина» в нарушение требований пунктов 15, 19 Правил, п.1 ст.14, п.1 ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в установленный законом срок (20.01.2014) декларация № 11 за 4 квартал 2013 года не представлена.

13.02.2014 административным органом в отношении ООО «Дина» в присутствии  представителя Гафаровой А.Ф., действовавшей на основании доверенности, составлен протокол об административном правонарушении                № 136 по факту совершения правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ. При составлении протокола представлены письменные объяснения представителя общества  от 13.02.2014 (т. 1 л.д.  67,70).

11.03.2014 заместителем председателя Комитета вынесено постановление № 31 о привлечении ООО «Дина» к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере   50 000 руб., копия которого вручена представителю общества Гафаровой А.Ф. в тот же день (т. 1 л.д. 65,66).

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на указанную дату заявитель извещён определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 13.02.2014, копия которого вручена представителю 13.02.2014 (т. 1 л.д. 68).

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

Арбитражный суд первой инстанции, признавая незаконным и отменяя обжалуемое обществом постановление, исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения, однако, признал правонарушение малозначительным.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учётом положений статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

 В силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Применительно к данной ситуации это правило означает необходимость применения новой редакции статьи 15.13 КоАП РФ, вступившей в силу с 03.01.2014.

Статьёй 15.13 КоАП РФ в новой редакции, вступившей в законную силу с 03.01.2014, предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Таким образом, с даты вступления в силу новой редакции ст. 15.13 КоАП РФ в 2014 году ответственность установлена за нарушение сроков представления всех видов деклараций,предусмотренных законом.

Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ), отнеся алкогольную продукцию к объектам, ограничено оборотоспособным, определил как участников оборота алкогольной продукции, так и специальные условия, связанные с ее производством и оборотом. Одним из таких условий является обязательное декларирование.

Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции, обязывает осуществлять декларирование. Декларирование, как способ государственного регулирования этой деятельности, имеет своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию. Оборот алкогольной продукции с нарушением установленных требований является незаконным, опасным для жизни и здоровья людей и тем самым затрагивает как конституционное право на охрану здоровья, так и интересы государства, которое обязано обеспечить их соблюдение и защиту.

Общество является участником оборота алкогольной продукции, в связи с чем организацией получена соответствующая лицензия на осуществление данного вида деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объёме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В силу пункта 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производств и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой

продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции, обязаны осуществлять учёт и декларирование объёма их производства и (или) оборота.

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом понимается, в числе прочего, розничная продажа алкогольной продукции.

Частью 4 статьи 14 Закона № 171-ФЗ установлено, что  порядок учёта объёма производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учёта использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, представляют в электронной форме копии деклараций об объёме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012                № 815 утверждены «Правила о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (далее - Правила).

Настоящие Правила устанавливают порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

Перечень деклараций, подлежащих представлению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, поименован в пункте 1 Правил, в число которых входят декларации:

об объёме производства и оборота этилового спирта;

об объёме использования этилового спирта;

об объёме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;

об объёме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции;

об объёме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

об объёме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

об объёме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

об объёме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции;

об использовании производственных мощностей;

об объёме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции;

об объеме розничной продажи пива и пивных напитков.

В силу пункта 19 Правил № 815, декларации по формам, предусмотренным приложениями № 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).

Согласно пунктам 15, 16 Правил № 815 в новой редакции, действующей в 2014 году, декларации представляются ежеквартально,

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по делу n А47-3299/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также