Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 по делу n А07-5822/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-7153/2014

 

г. Челябинск

 

25 июля 2014 года

Дело № А07-5822/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мальцевой Т.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гришиной Л.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан «Белорецкая психиатрическая больница» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.05.2014 по делу № А07-5822/2014 (судья Абдуллина Э.Р.), рассмотренному в порядке упрощенного производства.

В заседании приняли участие представители:

истца (до перерыва) - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан «Белорецкая психиатрическая больница» - Изгина Ирина Юрьевна (паспорт, доверенность № 1198 от 11.07.2014),

ответчика - Военного комиссариата Республики Башкортостан – Сычев Алексей Иванович (паспорт, доверенность №29 от 09.07.2014).

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан «Белорецкая психиатрическая больница» (далее - ГБУЗ РБ «Белорецкая психиатрическая больница», истец, податель апелляционной жалобы) обратилось к Военному комиссариату Республики Башкортостан (далее – Военный комиссариат РБ, ответчик)  о взыскании страховых взносов в размере 43 845 руб. 68 коп., пени в размере 6 881 руб., штрафа в размере 500 руб. (л.д.8-10).

Кроме того, истец ходатайствовал о взыскании в его пользу расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 049 руб. 10 коп. (л.д.8-10).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.05.2014 в удовлетворении исковых требований отказано (л.д.97-104).

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д.107-108).

В обоснование доводов апелляционной жалобы истец ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применением норм материального права. Считает, что компенсации Военным комиссариатом РБ  подлежат расходы истца, понесенные в связи с  выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, которые выполняли функции по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность судебного акта и несостоятельность доводов жалобы.

В судебном заседании представитель истца настаивал на доводах  апелляционной жалобы; представитель ответчика доводы жалобы отклонил, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании 14.07.2014 судом апелляционной инстанции на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв на 21.07.2014 на  14 час. 00 мин.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим; после перерыва представитель истца в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы 21.07.2014 в его отсутствие.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции после перерыва в отсутствие представителей истца.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 №53-ФЗ, Постановления правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан» от 11.11.2006 №663, ГБУЗ РБ «Белорецкая психиатрическая больница» приказами №2381/1-Д от 31.03.2011, №269/1-Д от 03.05.2011, №370/1-Д от 01.11.2011, №371/1-Д от 03.10.2011, №371/1-Д от 05.10.2011, №398-Д от 01.11.2011, №340-Д от 02.04.2012, №552-Д от 28.09.2012, №562-Д от 04.10.2012, №563-Д от 04.10.2012 направила своих работников в отдел Военного комиссариата РБ по г.Белорецк, Белорецкому и Бурзянскому районам для работы по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу (л.д.48-59).

Факт  оказания истцом услуг по медицинскому освидетельствованию граждан в отделе Военного комиссариата РБ подтверждается актами об оказании услуг №1 от 05.05.2011, №2 от 06.06.2011, №3 от 08.11.2011, №4 от 05.12.2011, №5 от10.05.2012, №6 от 05.06.2012, №7 от 06.11.2012, №8 от 26.11.2012 (л.д.40-47).

Военным комиссариатом РБ компенсирована средняя заработная плата врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, выполнявших функции по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, без учета начислений страховых взносов на фонд оплаты труда, что подтверждается платежными поручениями  №353 от 21.09.2011, №735 от 26.09.2011, №548 от 24.11.2011, №624 от 09.04.2012, №552 от 28.05.2012, №173 от 21.06.2012, №832 от 19.11.2012 (л.д.60-66), и не оспаривается ответчиком.

По результатам проверки истца Государственным учреждением - УКПФ РФ в Белорецком районе и г.Белорецк было вынесено решение №002/856/446-2013 от 07.08.2013 в отношении истца по начислению страховых взносов на заработную плату работников за период работы в призывной комиссии сотрудников ГБУЗ РБ «Белорецкая психиатрическая больница».

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.01.2014 №А07-15563/2013 решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан от 07.08.2013 №002/856/446-2013 в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в виде штрафа в размере 8 269 руб. 14 коп., в том числе: в Пенсионный фонд в размере 6 989 руб. 05 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1 085 руб. 74 коп., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 194 руб. 35 коп., признано недействительным (л.д.71-75); в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белорецком районе и городе Белорецк Республики Башкортостан от 07.08.2013 №002/856/446-2013 в части доначисления и уплаты страховых взносов в общей сумме 43 845 руб. 68 коп., в том числе: в Пенсионный фонд – 36 195 руб. 26 коп., Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 6 053 руб. 69 коп., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 1 596 руб. 73 коп., судом первой инстанции отказано.

Письмом №238 от 12.02.2014 истец обратился к ответчику с требованием компенсировать суммы доначисленных страховых взносов в размере 43 845 руб. 68 коп., из них в Пенсионный фонд Российской Федерации – 36 195 руб. 26 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 6 053 руб. 69 коп., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 1596 руб. 73 коп.  (л.д.68).

11.03.2014 отделом Военного комиссариата РБ по г.Белорецк, Белорецкому и Бурзянскому районам был дан ответ, согласно которому требование истца направлено в Военный комиссариат Республики Башкортостан (л.д.69).

Поскольку ответ на требование истца от Военного комиссариата РБ не поступил, денежные средства не перечислены, ответчик обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями  пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пришел к выводу о том, что суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовому договору, поскольку они не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей; компенсационные выплаты освобождаются от обложения страховыми взносами; военный комиссариат не является в силу закона страхователем по отношению к привлеченным медицинским работникам, уплата страховых взносов с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности военкомата, в связи с чем, указанные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.

Указанные выводы суда первой инстанции нельзя признать законными и обоснованными.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 №333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.

Осуществление расходов, указанных в подпункте «а» пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 №333, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №704 (далее – Правила компенсации расходов).

Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.

Компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил компенсации расходов, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

В силу статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 №339-ФЗ), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций (подпункт «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 Федерального закона 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Средний заработок, сохраняемый за время участия работника в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в указанном перечне не поименован.

Исходя из системного толкования перечисленных норм, в период прохождения указанного медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.

Таким образом, учитывая, что истцом произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), о чем свидетельствует решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №А07-15563/2013 от 10.01.2014, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации в порядке, установленном Правилами компенсации

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 по делу n А07-4622/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также