Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу n А76-26461/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-6591/2014

г. Челябинск

 

18 июля 2014 года

Дело № А76-26461/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Малышева М.Б., Толкунова В.М.,

при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.04.2014 по делу    № А76-26461/2013 (судья Костылев И.В.).

В заседании приняли участие представители:

Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области - Мартынова А.М. (доверенность от 19.05.2014 № 1/142),

Общества с ограниченной ответственностью «Горнорудная компания» Садыков Д.Х. (директор), Лапшин С.Н. (доверенность).

Общество с ограниченной ответственностью «Горнорудная компания» (далее – заявитель, общество, ООО «Горнорудная компания») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство промышленности) о признании недействительным распоряжения от 26.08.2013 № 1644-Р о досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, по лицензии ЧЕЛ 01256 ТР.

Заявитель также в порядке восстановления нарушенного права просил обязать Министерство отменить спорное распоряжение от 26.08.2013 № 1644-Р, обязать Министерство восстановить действие лицензии на право пользования недрами ЧЕЛ 01256 ТР от 13.08.2003, обязать Министерство перенести срок согласования проекта разработки по лицензии на право пользования недрами ЧЕЛ 01256 ТР в связи с нарушенным правом пользования участком недр, предоставленным по лицензии ЧЕЛ 01256 ТР от 13.08.2003 на декабрь 2014 г.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент по недропользованию по Уральскому Федеральному округу (далее - третье лицо, Департамент по недропользованию).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.04.2014 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным распоряжение Министерства промышленности от 26.08.2013 № 1644-Р о досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, по лицензии ЧЕЛ 01256 ТР.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на то, что при вынесении оспариваемого распоряжения руководствовалась положениями ст. 20, 21  Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

Как указывает Министерство промышленности в виду неоднократного нарушения заявителем условий лицензионного соглашения, ему направлялись уведомления об их устранении, было принято распоряжение о приостановлении права пользования участком недр на три месяца, однако нарушения обществом не были устранены, в связи с чем и было принято оспариваемое распоряжение.

Неполучение обществом почтовой корреспонденции и, в том числе, уведомлений, распоряжения о приостановлении права пользования участком недр, направленных по юридическому адресу заявителя вследствие неявки за ней адресата не указывает на ненадлежащее извещение общества о принятых министерством решениях, поскольку в этом случае риск наступления неблагоприятных последствий несет юридическое лицо.

Соответственно, по мнению Министерства промышленности, общество было надлежащим образом уведомлено о допущенных им нарушениях лицензионных требований и сроках их устранения.

Департамент по недропользованию в отзыве поддержал апелляционную жалобу Министерства промышленности, указав, что ООО «Горнорудная компания» не обеспечило обязанность по получению корреспонденции по месту регистрации, при этом возврат почтовой корреспонденции по причине неполучения адресатом считается с точки зрения норм арбитражного процессуального законодательства надлежащим уведомлением.

В отзыве ООО «Горнорудная компания» отклонило доводы министерства, ссылаясь на неполучение корреспонденции от Министерства промышленности и, в том числе, уведомления о нарушении лицензионных требований № 231 от 11.09.2012, по причине ненадлежащего исполнения почтовой организацией обязанности по доставке корреспонденции.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Министерства промышленности от 12.08.2003 № 160 лицензией на право пользования недрами ЧЕЛ 01256 ТР и лицензионным соглашением от 13.08.2003 ООО «Горнорудная компания» предоставлен участок недр со статусом геологического отвода, площадью 0,5 га. (впоследствии площадь участка увеличена до 8,5 га)

В соответствии с п.п. 3.2, 3.3, 3.5 лицензионного соглашения срок предоставления на утверждение проекта на геологоразведочные работы - 1 квартал 2004 г.; срок предоставления материалов на государственную экспертизу запасов - 4 квартал 2006 г.; срок лицензии до 01.08.2028.

Также п. 7.3 лицензионного соглашения был установлен срок разработки, согласования и реализации программы мониторинга месторождений в соответствии с «Требованиями к мониторингу месторождений твердых полезных ископаемых», утвержденных Министерством природных ресурсов Российской Федерации 04.08.2000.

Решением Министерства от 08.06.2004 № 151 срок предоставления проекта геологоразведочных работ на регистрацию был перенесен на 31.08.2004.

Решением Министерства от 29.01.2007 № 24 срок предоставления отчета по результатам геологоразведочных работ на экспертную комиссию по запасам общераспространенных полезных ископаемых Министерства перенесен до 30.09.2007.

Решением Министерства 01.12.2009 № 300 срок согласования программы мониторинга месторождений, а также срок согласования проекта отработки месторождения был перенесен до 31.07.2010.

Далее этот срок повторно был перенесен до 01.07.2011 (решение Министерства от 09.08.2010 № 186 и изменения и дополнения № 6 к лицензионному соглашению).

Позднее срок согласования программы мониторинга месторождений, а также проекта отработки месторождения был продлен до 01.04.2012 (решение Министерства от 08.12.2011 № 2122-р и изменения и дополнения № 7 к лицензионному соглашению). Далее опять указанный срок был продлен до 15.08.2012 (решение № 557-р от 06.04.2012 и изменения и дополнения № 8 к лицензионному соглашению).

Однако, до принятия оспариваемого распоряжения, проект разработки месторождения и программа мониторинга месторождения представлены не были.

Министерством неоднократно были направлены в адрес заявителя уведомления о нарушении условий пользования недрами в части непредставления программы мониторинга месторождения, а также проекта отработки месторождения, а именно: уведомления № 76 от 07.09.2009, № 46 от 04.08.2011, № 106 от 06.04.2012, № 231 от 11.09.2012 (т.1, л.д. 154,156).

Распоряжением Министерства от 26.03.2013 № 469-Р (т.1 л.д.148-150) право пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 01256 ТР от 13.08.2003, предоставленное ООО «Горнорудная компания» было приостановлено на три месяца в связи с непредставлением обществом в срок до 15.08.2012 проекта разработки месторождения и программа мониторинга месторождения (п. 3, 7 лицензионного соглашения). Указанное распоряжение было направлено в адрес заявителя и получено согласно почтовому уведомлению представителем общества Заварухиным 11.04.2013 (т.1, л.д. 152).

Распоряжением Министерства от 26.08.2013 № 1644-Р (т.1 л.д.11) право пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 01256 ТР от 13.08.2003, предоставленное ООО «Горнорудная компания» для геологического изучения и добычи облицовочного камня (серпентиниты) на участке Костер, расположенном на территории Каслинского муниципального района Челябинской области, досрочно прекращено с 26.08.2013. В качестве основания такого решения административный орган прямо указал пункт 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах.

ООО «Горнорудная компания» не согласившись с указанным распоряжением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что установленное ст. 21 Закона о недрах условия о предварительном уведомлении недропользователя о нарушении им условий лицензионного соглашения, необходимое для прекращения права пользования недрами, не соблюдено по независящим от сторон причинам.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными, основанными на нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из системного толкования части 1 статьи 198, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Правовое регулирование отношений недропользования, возникающих в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, осуществляется Законом о недрах, в соответствии с которым недра предоставляются в пользование, в том числе для добычи полезных ископаемых в соответствии с лицензией на пользование недрами.

Так, согласно ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в ст. 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому Закону.

Таким образом, лицензионное соглашение является приложением к лицензии, ее неотъемлемой составной частью и представляет собой договор, содержащий условия, обязательные к выполнению пользователем участка недр по лицензии.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии и ее приложениях, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

При этом как установлено в п. 10 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Таким образом, недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на право пользования недрами лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязательства по его исполнению.

Статьей 12 Закона о недрах к существенным условиям лицензии, которые в обязательном порядке должны быть в нее включены, отнесены, кроме прочего, сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу).

Следовательно,

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу n А07-22718/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также