Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу n А07-5030/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-7087/2014, 18АП-7089/2014

г. Челябинск

 

17 июля 2014 года

Дело № А07-5030/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,

судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан и Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Нефтекамску на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.05.2014 по делу № А07-5030/2014 (судья Кузнецов Д.П.).

Общество с ограниченной ответственностью «Контур» (далее – ООО «Контур», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФКП Росреестра, кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Дзержинского, 3-а, общей площадью 632 кв. м, кадастровый номер 02:66:010101:26, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 511 000 руб.

Определением суда от 20.03.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Башкортостан, Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Нефтекамску (далее – Комитет), Администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее – Администрация города Нефтекамска) (т. 1 л.д. 1-5).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.05.2014 (резолютивная часть от 08.05.2014) исковые требования ООО «Контур» удовлетворены.

С указанным решением не согласились Комитет и Администрация города Нефтекамска (далее также – податели апелляционной жалобы, апеллянты), в поданных апелляционных жалобах просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Податели апелляционных жалоб указывают, что изменение кадастровой стоимости земельного участка повлечёт уменьшение арендной платы, которую обязан вносить истец, что повлечет уменьшение поступлений в муниципальный бюджет, в то время как земельный участок предоставлен для размещения кафе и вследствие его использования истец получает наибольшую выгоду. У органа кадастрового учета отсутствуют правовые основания для внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка на основании отчета о рыночной стоимости земельного участка.

К дате судебного заседания от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.

В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Контур» является арендатором земельного участка общей площадью 632 кв. м с кадастровым номером 02:66:010101:26, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Дзержинского, 3-а (договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № 4460к от 27.12.2012, т. 1 л.д. 20-23).

Согласно пункту 3.1 договора срок аренды указанного земельного участка установлен с 20.09.2012 по 20.09.2022.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № 4460к от 27.12.2012, зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан 29.01.2013, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа на договоре (т. 1 л.д. 23).

Постановлением Правительства Республики Башкортостан «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан» от 29.12.2012 № 497 по состоянию на 01.01.2012 утверждена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 4 202 319 руб. 68 коп. (т. 2 л.д. 58-59).

Согласно кадастровому паспорту от 10.01.2014 № 02/14/1-3280 кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 632 кв. м с кадастровым номером 02:66:010101:26, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Дзержинского, 3-а, составляет 4 202 319 руб. 68 коп. (т. 1 л.д. 30).

Согласно отчету № 7-14 от 03.02.2014 об определении рыночной стоимости земельного участка, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: г. Нефтекамск, ул. Дзержинского, 3-а, кадастровый номер 02:66:010101:26, составленному ИП Третьяковой Г.В., рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составляет 511 000 руб. (т. 1 л.д. 34-141).

Положительным экспертным заключением № Э14-0212-01-01 от 12.03.2014, подготовленным Некоммерческим партнерством по содействию специалистам кадастровой оценки «Кадастр-оценка», отчет № 7-14 от 03.02.2014 признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулирования оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (т. 1 л.д. 142-150).

Руководствуясь нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и полагая, что определённая по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка превышает их рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Суд первой инстанции установил обстоятельство несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, ввиду чего на основании указанной статьи ЗК РФ определил кадастровую стоимость земельного участка в размере их рыночной стоимости.

Выводы суда первой инстанции основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.

В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости») кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно части 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка арендуемого истцом определена на основании постановления Правительства Республики Башкортостан «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан» от 29.12.2012 № 497 (т. 2 л.д. 58-59).

Между тем согласно представленному в дело отчету № 7-14 от 03.02.2014 об определении рыночной стоимости земельного участка, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: г. Нефтекамск, ул. Дзержинского, 3-а, кадастровый номер 02:66:010101:26, составленному ИП Третьяковой Г.В., рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составляет 511 000 руб. (т. 1 л.д. 34-141).

Согласно положительному экспертному заключению № Э14-0212-01-01 от 12.03.2014, подготовленному Некоммерческим партнерством по содействию специалистам кадастровой оценки «Кадастр-оценка», отчет № 7-14 от 03.02.2014 признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулирования оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (т. 1 л.д. 142-150).

Из отчета № 7-14 от 03.02.2014 усматривается значительное расхождение между установленным кадастровой оценкой земель размером стоимости земельного участка и определенной его рыночной стоимостью на основании отчета, предоставленного истцом.

Согласно представленным в дело договору аренды и расчетам арендной платы следует, что размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости спорного земельного участка, что определяет заинтересованность истца в оспаривании кадастровой стоимости земельного участка.

Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 913/11 от 28.06.2011, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

По правилам арбитражного судопроизводства каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 АПК РФ). Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (часть 1 статьи 66 АПК РФ).

Однако доводы и доказательства, представленные истцом, в том числе в части определения размера рыночной стоимости спорного земельного участка, ответчиком, а также третьими лицами не опровергнуты.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание представленный истцом отчёт о рыночной стоимости земельного участка, согласно которому кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость земельных участков, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования.

Доводы апелляционных жалоб об отсутствии у органа кадастрового учета правовых оснований для внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка на основании отчета о рыночной стоимости земельного участка являются необоснованными.

По смыслу ранее цитированных положений пункта 3 статьи 66 ЗК РФ законодательство, подлежащее применению в настоящем случае, предусматривает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11, согласно которой возможно определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, поскольку кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, а кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

По смыслу указанной правовой позиции Президиума ВАС РФ, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действии органа кадастрового учета или исправление кадастровой ошибки, в силу чего действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта.

Поскольку права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, в силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ кадастровая палата обязана внести соответствующие изменения при доказанности соответствующих обстоятельств.

Суд апелляционной инстанции также не может согласиться с доводами апеллянтов о том, что основанием для отказа истцу в изменении кадастровой стоимости земельного участка

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу n А76-16229/2012. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также