Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 по делу n А34-7018/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-6740/2014

г. Челябинск

 

11 июля 2014 года

Дело № А34-7018/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,

судей Малышева М.Б., Арямова А.А.,  

при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 08.05.2014 по делу                           № А34-7018/2013 (судья Григорьев А.А.).

В судебном заседании приняли участие представители:

открытого акционерного общества «Водный Союз» – Шабурникова М.С. (доверенность от 01.03.2014 № 55), Романова С.А. (доверенность от 04.09.2013 № 114).

Открытое акционерное общество «Водный Союз» (далее - заявитель, ОАО «Водный Союз», общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее - управление, административный орган, Роспотребнадзор) о признании незаконным и отмене постановления от 15.11.2013 № 0792 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная организация «Фортуна» (далее - ООО «ЖКО «Фортуна», третье лицо, управляющая организация).

Решением суда от 08.05.2014 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление Роспотребнадзора от 15.11.2013 № 0792.

В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Роспотребнадзор ссылается на доказанность наличия в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ.

Податель жалобы не согласен с выводами суда о том, что вменяемое правонарушение не может быть квалифицировано по ст. 8.2 КоАП РФ. Управление полагает, что оказание обществом услуги по водоотведению является деятельностью в области обращения с отходами, поскольку принимаемые в систему канализации стоки являются, по сути, жидкими бытовыми отходами.  

Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонены ее доводы со ссылкой на законность решения суда первой инстанции.

По мнению заявителя, сточные воды, принимаемые в централизованную систему канализации, не являются отходами, соответственно общество не осуществляется деятельность в области обращения с отходами и допущенные им нарушения не могут быть квалифицированы на ст. 8.2 КоАП РФ

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители управления и третьего лица не явились. С учетом мнения представителей заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представители заявителя лица поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в связи с поступлением в управление Роспотребнадзора обращений граждан, проживающих в доме № 14 по ул. Перова в г. Кургане, на затопление подвального помещения и придомовой территории канализационными стоками определением управления от 15.07.2013 № 03-2/196 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО «Водный Союз» по ст. 6.3 КоАП РФ (т.1, л.д. 69).

В рамках административного расследования 25.07.2013                    специалистом-экспертом отдела санитарного надзора управления в присутствии представителей ОАО «Водный Союз» произведен осмотр с применением фотосъемки канализационных колодцев в районе жилого дома      № 14 по ул. Перова в г. Кургане, о чем составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 25.07.2013 (т.1, л.д. 77-83).

Произведенным осмотром установлено, что канализационные колодцы в районе дома № 14 по ул. Перова в г. Кургане не работают (на подпоре). В районе третьего подъезда данного жилого дома отмечается перелив канализационных стоков на придомовую территорию. Установлено со слов представителя ОАО «Водный Союз», что это аварийная ситуация на коллекторе, работает бригада.

В ходе административного расследования установлено, что централизованные внешние сети канализации на праве аренды принадлежат заявителю, который согласно уставу и заключенному с управляющей организацией договору оказывает услуги по водоснабжению водоотведению, в том числе на объект - дом № 14 по ул. Перова, г.Курган.

08.08.2013 постановлением административного органа производство по делу об административном правонарушении по статье 6.3 КоАП РФ прекращено за отсутствием события правонарушения (т.1, л.д. 89).

16.08.2013 по выявленным фактам  в отношении ОАО «Водный союз» составлен протокол № 03-2/212 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ (т.1, л.д. 94-96).

15.11.2013 постановлением административного органа № 0792 заявитель привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в сумме           100 000 рублей (т.1, л.д. 123-127).

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о неправильной квалификации правонарушения административным органом.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В силу частей 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.

Статьей 8.2 КоАП РФ  предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами в виде штрафа для юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом данного правонарушения являются отношения, регулируемые действующим законодательством о соблюдении санитарно-эпидемиологических требований, при осуществлении деятельности, связанной с обращением отходов производства и потребления или иных опасных веществ.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются как хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

В статьях 11 и 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. А также предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно статье 1 Закона об отходах производства отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Между тем из материалов дела следует, что ОАО «Водный союз» в силу своей уставной деятельности реализует услуги по водоснабжению и водоотведению.

При этом отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются специальным Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

Судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права доводы управления о том, что принимаемые в систему централизованной канализации стоки являются жидкими бытовыми отходами, в связи с чем деятельность заявителя по водоотведению указанных стоков следует расценивать как деятельность по обращению с отходами, в силу следующего.  

В ст. 2 Закона о водоснабжении и водоотведении даны следующие понятия, связанные с водоотведением:

п. 2) водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

п. 9) канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;

п. 23) сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод;

п. 26) транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;

п. 28) централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

При этом из содержания ст.  7  Закона о водоснабжении и водоотведении следует, что абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения, в то время как абоненты, объекты которых не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997        № 155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, согласно п. 2 которого под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Между тем, жилой дом № 14 по ул. Перова в г. Кургане оснащен системой централизованной канализации.

При этом в подп. «в» п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» закреплено понятие коммунальных услуг одним из видов которого является водоотведение, под которым понимается отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

Соответственно, исходя из содержания п. 28 ст. 2 Закона о водоснабжении

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 по делу n А07-6530/2014. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также