Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 по делу n А76-24310/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-6122/2014

 

г. Челябинск

 

10 июля 2014 года

Дело № А76-24310/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Фотиной О.Б.,

судей Деевой Г.А., Ширяевой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.04.2014 по делу №А76-24310/2013 (судья Бахарева Е.А.).

В судебном заседании приняли участие представители:

Администрации города Челябинска – Чернякова И.А. (доверенность № 05-2 от 09.01.2014),

Министерства финансов Российской Федерации – Белова Е.Ю. (доверенность № 69-12/0811-72).

Администрация города Челябинска (далее – Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Министерство финансов РФ, соответчик, податель жалобы), Челябинской области в лице Правительства Челябинской области (далее – соответчик) о взыскании солидарно 1 335 115 руб. убытков (с учетом уточнения л.д. 109-114, т.1).

Определениями суда от 23.01.2014 (л.д. 103-108, т.1) к участию в деле в качестве соответчика  привлечено Министерство финансов Челябинской области; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социальных отношений Челябинской области (далее – третье лицо).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2014 исковые требования к Министерству финансов Российской Федерации удовлетворены, в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Челябинской области в лице Правительства Челябинской области отказано.

В апелляционной жалобе Министерство финансов РФ просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в исковых требованиях, ссылаясь на то, что поскольку Суетина Р.П.поставлена на учет в качестве нуждающейся, то предоставление жилых помещений такой категории лиц является полномочием органа местного самоуправления и правовых оснований для возмещения расходов истца по предоставлению жилого помещения за счет средств Российской Федерации не имеется. Считает, что суд первой инстанции не установил оснований для применения статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.к. не доказаны вина, причинно-следственная связь и противоправные действия заявителя.

В судебном заседании представитель  Министерства финансов РФ доводы апелляционной жалобы поддержал. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель истца против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражал, просил решение суда оставить без изменения.

Представители ответчика Правительства Челябинской области, третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

С учетом мнения явившегося в судебное заседание представителей истца, ответчика – Министерства финансов РФ и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что решением Советского районного суда города Челябинска от 13.07.2011 на Администрацию г. Челябинска возложена обязанность в виде предоставления Суетиной Раизе Павловне вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения - отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв. м. и не более 36 кв. м. с учетом права на отдельную жилую площадь, соответствующей санитарным и техническим правилам и нормам в черте города Челябинска (л.д. 14-19, т.1).

Во исполнение решения Советского районного суда города Челябинска от 13.07.2011 Администрацией принято распоряжение от 06.12.2011 № 7501-к (л.д. 20, т.1) «О предоставлении жилого помещения Суетиной Р.П.», расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 1, кв. 116 общей площадью 31,4 кв.м.

Жилое помещение предоставлено по договору социального найма от 22.12.2011 № 735 (л.д. 21-23) в бессрочное пользование и владение Суетиной Р.П., что подтверждается актом приема-передачи жилого помещения по договору социального найма от 22.12.2011 (л.д. 24).

На основании отчета об оценке рыночной стоимости от 21.02.2012 № 0548.7-2012-02-ЕК (л.д. 25-61, т.1) стоимость однокомнатной квартиры общей площадью 31,4 кв.м., расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 1, кв. 116 составила 1 335 115 руб.  

 Администрация г. Челябинска направила в адрес губернатора Челябинской области и Министерства финансов РФ письма № 01-619 от 12.05.2012 (л.д. 62-63, т.1), №04-627 от 14.05.2013 (л.д. 64-65, т.1) с требованием возместить затраты, понесенные муниципальным образованием «город Челябинск» по итогам предоставления Суетиной Р.П. жилого помещения.

Письмом Министерства финансов РФ от № 20-05-13/1-75 от 27.09.2012 (л.д. 66-68, т.1) и письмом заместителя губернатора Челябинской области № 12/4794 от 03.10.2012 (л.д.69-70, т.1) в возмещении затрат Администрации г. Челябинска на предоставление жилого помещения Суетиной Р.П. отказано.

Полагая, что отказ в возмещении затрат, понесенных на предоставление жилого помещения Суетиной Р.П., является незаконным, Администрация г. Челябинска обратилась с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд.

В процессе рассмотрения дела было установлено, что Суетина Р.П. приобрела жилое помещение, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 1, кв. 116, общей площадью 31,4 кв.м., на праве собственности, в подтверждение чего в материалы представлены выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 74-74-01/001/2014-32813 от 18.03.2014 (л.д. 158-159, т.1).

Удовлетворяя исковые требования в части взыскания убытков в размере 1 335 115 руб. с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта выполнения обязанности по предоставлению жилого помещения Суетиной Р.П., что привело к возникновению убытков, от возмещения которых в добровольном порядке Министерство финансов РФ отказалось.

Судом первой инстанции учтено, что указанные убытки подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, поскольку право граждан на получение бесплатного жилья предусмотрено федеральным законодательством, что является основанием для отказа  в удовлетворении исковых требований к Правительству Челябинской области и Министерству финансов Челябинской области.

Данные выводы суда являются правильными.

Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения жильем инвалидов, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований, являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статьями 7, 71 (пункты «в», «з»), 75 (часть 3), 114 (пункт «а», части 1) и 132 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 40 (часть 3) и 39 (часть 1).

Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, было предусмотрено положениями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации) (далее - Закон № 181-ФЗ).

В отношении же инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, указанной выше статьей предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

По настоящему делу указанное выше лицо было признано нуждающимся в предоставлении жилья, и поставлено на соответствующий учет до 01 января 2005 года.

В соответствии со статьей 17 Закона № 181-ФЗ, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Закона № 181-ФЗ.

В соответствии со статьей 28.2 Закона № 181-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Законами Челябинской области от 28.01.2010 № 528-30 «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (далее - Закон  Челябинской области № 528-30) и от 24.11.2005 № 430-30 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан» (далее - Закон  Челябинской области № 430-30) такой формы обеспечения жильем инвалидов, как предоставление им жилых помещений по договорам социального найма, не имеется.

На цели обеспечения жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в федеральном бюджете ежегодно предусматривается объем средств, исходя из числа лиц, имеющих право  на  социальную поддержку по обеспечению жильем: общей площади 18 кв. метров и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России).

В соответствии с разъяснениями Минрегиона России от 07.09.2012 № 23672-ДБ/08 статьей 17 закона № 181-ФЗ установлено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если инвалиды страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом, исходя из положений статьи 17 закона № 181-ФЗ, реализация инвалидами права на дополнительную площадь возможна лишь при предоставлении им непосредственно жилого помещения, а не при выделении средств федерального бюджета на его приобретение.

Из положений закона следует, что предоставляемые субсидии являются способом оказания помощи гражданам со стороны государства в приобретении жилья.

Согласно Закону Челябинской области № 528-30, инвалиды обеспечиваются жилыми помещениями в форме предоставления жилищной субсидии за счет федеральной субвенции в размере 522 900 руб. в расчете на 1 человека.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствуют достаточные правовые основания для передачи органам местного самоуправления субвенций федерального бюджета на цели обеспечения инвалидов жилыми помещениями на условиях заключения договора социального найма.

Средства федерального бюджета, запланированные на цели обеспечения жильем инвалидов, поставленных на учет до 01 января 2005 года, не предусматривают возмещение расходов органов местного самоуправления в связи с исполнением решений судебных органов по внеочередному обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, страдающих хроническими формами заболеваний.

Право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, закреплено статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом № 181-ФЗ не определен порядок внеочередного обеспечения жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в органах местного самоуправления до 01 января 2005 года.

Согласно положениям статьям 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.

Из пункта 3 статьи 20 Закона № 131-ФЗ следует, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении 17.12.2009 № 1563-О-О, Федерального закона от 06.10.2003

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 по делу n А76-543/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также