Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу n А07-2519/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-6947/2014, 18АП-6948/2014 г. Челябинск
03 июля 2014 года Дело № А07-2519/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Нефтекамску, Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.05.2014 по делу № А07-2519/2014 (судья Абдуллина Э.Р.). Индивидуальный предприниматель Гараева Гюзель Рифовна (далее – ИП Гараева, Предприниматель, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра», Кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:66:010112:1780 общей площадью 625 кв.м., расположенного по ул. Победы, 12-Б в г. Нефтекамске, равной его рыночной стоимости в размере 1 189 000 руб. (с учётом произведённой арбитражным судом первой инстанции на основании заявления истца замены ответчика – т. 1, л.д. 8-11; т. 2, л.д. 51, 70-73). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее – Управление Росреестра), Администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее – Администрация), Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Нефтекамску (далее – Комитет; т. 2, л.д. 95-104). Решением от 19.05.2014 (резолютивная часть объявлена 14.05.2014) исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:66:010112:1780 равной его рыночной стоимости в размере 1 189 000 руб. (т. 2, л.д. 95-104). С апелляционными жалобами на решение суда первой инстанции обратились третьи лица – Комитет и Администрация, которые просят решение отменить, принять по делу новый судебный акт (т. 2, л.д. 107-109, 113-116). В обоснование своих доводов Комитет и Администрация ссылаются на следующее. Уменьшение размера кадастровой стоимости земельного участка приведёт к уменьшению поступлений в бюджет города Нефтекамска, так как значение кадастровой стоимости применяется для расчёта размера арендной платы за землю. Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт в период после проведения очередной государственной кадастровой оценки. В связи с чем, согласно статье 24.21 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка может быть осуществлено в установленном законом порядке только органом кадастрового учёта. Изменение кадастровой стоимости земельного участка на основании отчёта об определении рыночной стоимости данной нормой не предусмотрено. Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей участвующих в деле лиц. Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Из материалов настоящего дела следует, что 17.06.2013 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) внесена запись о праве собственности Гараевой Г.Р. на двухэтажное нежилое здание общей площадью 892,3 кв.м., расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Победы, д. 12-Б (т. 1, л.д. 110). На основании договора от 23.07.2013 № 4734к (т. 1, л.д. 14-17) и дополнительного соглашения от 30.09.2013 № 1 к данной сделке (т. 1, л.д. 18) Комитет (арендодатель) передал ИП Гараевой (арендатор) в аренду на срок до 19.07.2023 для размещения промтоварного магазина земельный участок с кадастровым номером 02:66:010112:1780 общей площадью 625 кв.м., расположенный по ул. Победы, 12-Б в г. Нефтекамске (кадастровый паспорт земельного участка – т. 1, л.д. 19-21). Договор аренды и дополнительное соглашение к нему зарегистрированы в ЕГРП 29.07.2013 и 07.10.2013 соответственно (т. 1, л.д. 17, 18). Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:66:010112:1780 определена на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 № 497 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан» и составляет 4 304 525 руб. (т. 1, л.д. 19; т. 2, л.д. 78). 01.12.2013 по заказу истца общество с ограниченной ответственностью «Ребус» подготовило отчёт № 323-13 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:66:010112:1780 (т. 1, л.д. 22-182). По результатам исследования оценщик пришёл к выводу о том, что рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2012 (дата оценки) составляла 1 189 000 руб. (т. 1, л.д. 26, 89). 31.01.2014 по заказу истца некоммерческое партнерство саморегулируемая организация «Свободный Оценочный Департамент» подготовило экспертное заключение № 36/Н-14 на отчёт от 01.12.2013 № 323-13 (т. 2, л.д. 1-20). Согласно данному заключению отчёт об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (т. 2, л.д. 18). Полагая, что имеются правовые основания для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, ссылаясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, предприниматель Гараева Г.Р. обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением. Удовлетворяя требование истца, арбитражный суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности данного требования. Суд принял во внимание наличие положительного экспертного заключения, в связи с чем, признал возможным применение указанного в отчёте оценщика значения рыночной стоимости земельного участка. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта. В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путём подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, статья 24.19 Закона № 135-ФЗ допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в ГКН кадастровой стоимости рыночной, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11). Исковое требование об установлении кадастровой стоимости не связано с оспариванием действий органа власти, в связи с чем, установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения такой стоимости в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости (нового значения) и, следовательно, производится на будущее время. Сведения о размере такой стоимости вносятся в ГКН не ранее вступления в законную силу соответствующего судебного акта. Заинтересованное лицо вправе требовать в арбитражном суде Российской Федерации от органа, осуществляющего государственный кадастровый учёт пересмотра кадастровой стоимости принадлежащего этому лицу на вещном либо обязательственном праве земельного участка в рамках искового производства, не оспаривая нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости. Истец (Гараева Г.Р.) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:66:010112:1780, предоставленного для целей эксплуатации расположенного в границах участка нежилого здания. Договор аренды зарегистрирован в установленном федеральным законом порядке. Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчёта годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 281-О-О). Значение кадастровой стоимости земельного участка применяется для целей расчёта размера арендной платы по договору от 23.07.2013 № 4734к, что следует из расчёта размера арендной платы (т. 1, л.д. 16) и соответствует правилам, установленным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 № 480 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена». Установленная кадастровая стоимость спорного земельного участка (4 304 525 руб.) значительно превышает рыночную стоимость этого же объекта недвижимости (1 189 000 руб.), что нарушает права истца, выступающего стороной договора аренды земли. Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости (статья 3 Закона № 135-ФЗ). Согласно пункту 3 федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» (утверждён Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254) отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки. Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона № 135-ФЗ). В дело представлен отчёт № 323-13, согласно которому с учётом Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 № 497 рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2012 в размере 1 189 000 руб. Под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете (ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ). Согласно пункту 4 федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)» (утверждён Приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 № 328) под экспертизой отчета об оценке понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком (оценщиками), являющимся (являющимися) членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы. В ходе проведения экспертизы отчета об оценке проводится исследование работы, выполненной оценщиком (оценщиками). При Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 по делу n А47-1069/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|