Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 по делу n А76-23529/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-6002/2014

г. Челябинск

 

01 июля 2014 года

Дело № А76-23529/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Столяренко Г.М.,

судей Забутыриной Л.В., Серковой З.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахмадуллиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.04.2014 по делу № А76-23529/2013 (судья Скрыль С.М.).

В судебном заседании приняли участие представители:

Министерства финансов Российской Федерации – Самойлова А.С. (доверенность от 11.01.2013);

администрации города Челябинска – Чернякова И.А. (доверенность от 09.01.2014).

Администрация города Челябинска (истец) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России, первый ответчик), Челябинской области в лице Правительства Челябинской области (далее - Правительство Челябинской области, второй ответчик) о взыскании убытков в размере 1 257 000 руб.

Определениями суда от 20.01.2014 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Челябинской области (далее - Минфин Челябинской области, третий ответчик), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство социальных отношений Челябинской области.

Решением арбитражного суда от 16.04.2014 с Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу администрации города Челябинска взысканы убытки в размере 1 257 000 руб.; в иске к остальным ответчикам отказано.

В апелляционной жалобе Минфин России (первый ответчик) просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель апелляционной жалобы указал, что Гиниятуллин Вадим Сергеевич (далее – Гиниятуллин В.С.) и его мать были поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья; предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является полномочием органа местного самоуправления, а значит, правовых оснований для возмещения расходов последнего по предоставлению жилья Гиниятуллину В.С. за счет средств Российской Федерации не имеется. Минфин России считает недоказанным наличие совокупности элементов, необходимых для возложения на него гражданско-правовой ответственности, в частности, противоправности поведения ответчика и нарушения его действиями (бездействием) прав истца. В материалы дела не представлены доказательства приобретения истцом квартиры, в последующем предоставленной Гиниятуллину В.С., или строительства ее за счет средств муниципального бюджета. Таким образом, истцом не доказано наличие у него убытков в размере, предъявленном к взысканию.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации в сети Интернет на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Правительство Челябинской области, Минфин Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель Минфина России доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель администрации города Челябинска возражал против ее удовлетворения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 10.08.2011 по делу № 2-731/11 на администрацию города Челябинска возложена обязанность предоставить Гиниятуллину В.С. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м. в черте города Челябинска (л.д. 21-26).

Данным судебным актом установлено, что Гиниятуллин В.С., родившийся 14.04.1993, является инвалидом с детства, страдает тяжелой формой хронического психического заболевания, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, а также в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 817 Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. Гиниятуллина Альбина Фирзановна (далее – Гиниятуллина А.Ф.) вместе с сыном Гиниятуллиным В.С. с 31.07.2002 состоят на учете в администрации Тракторозаводского района г. Челябинска в качестве нуждающихся в жилых помещениях; Гиниятуллин В.С. включен в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, на получение субсидии.

Во исполнение вышеназванного судебного решения администрацией города Челябинска принято распоряжение № 7590-к от 08.12.2011 о предоставлении жилого помещения Гиниятуллину В.С. (л.д. 29).

08.02.2012 главой администрации Тракторозаводского района г. Челябинска, действующим от имени муниципального образования «Город Челябинск» (наймодатель), и Гиниятуллиным В.С. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения № 414-д, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящее в муниципальной собственности, - однокомнатную квартиру общей площадью 30,3 кв.м., расположенную по адресу: г. Челябинск, ул. Бажова, д. 38, кв. 9, для проживания в нем (л.д. 27). Квартира передана Гиниятуллину В.С. по акту от 08.02.2012 (л.д. 28).

Согласно отчету об оценке № 192/06.12 от 13.06.2012, выполненному оценщиком Паюсовым Данилом Васильевичем, рыночная стоимость указанной квартиры по состоянию на 09.06.2012 составляла 1 257 000 руб. (л.д. 30-63).

Ссылаясь на то, что вследствие исполнения судебного решения - предоставления инвалиду Гиниятуллину В.С. квартиры, муниципальное образование понесло убытки в размере 1 257 000 руб., составляющем стоимость квартиры, которые ему за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта федерации не компенсированы, администрация города Челябинска обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования путем взыскания заявленной суммы убытков с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно исходил из доказанности факта наличия убытков, обоснованности их расчета, а также из того, что указанные убытки подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, поскольку право инвалидов на получение бесплатного жилья предусмотрено федеральным законодательством.

Суд апелляционной инстанции оснований для отмены судебного акта не усматривает.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.

В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 28.2 Закона о социальной защите инвалидов Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению названных мер социальной поддержки.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (п. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации).

Из разъяснений, изложенных в п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

 Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно п. 18 указанного постановления возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом о социальной защите инвалидов обеспечение инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями является вопросом федерального значения.

Поскольку соответствующая мера социальной поддержки предусмотрена федеральным законодательством, то финансирование расходов муниципального образования, понесенных в связи с ее реализацией, относится к расходным обязательствам Российской Федерации, должно осуществляться из федерального бюджета.

Возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или бюджете муниципального образования.

Решением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 10.08.2011 по делу № 2-731/11 установлено, что Гиниятуллин В.С., являясь инвалидом с детства, страдающим тяжелой формой хронического психического заболевания, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, с 31.07.2002 состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 по делу n А07-7052/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также