Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2014 по делу n А07-16936/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-6037/2014

 

г. Челябинск

 

30 июня 2014 года

Дело № А07-16936/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Толкунова В.М.,

судей Арямова А.А., Баканова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания                      Максимовым Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан                  от 23 апреля 2014г. по делу № А07-16936/2013 (судья Симахина И.В.).

В заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» -                     Захарова Д.И. (доверенность от 02.04.2014 № 667);

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан - Родина Н.Б. (доверенность от 18.06.2014                             № 15-08/03), Панкевич И.С. (доверенность от 18.06.2014 № 15-08/32).

Общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах»                           (далее - заявитель, ООО «Росгосстрах», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан                       (далее – административный орган, инспекция, налоговый орган)  о признании незаконным постановления от 13.09.2013 № 03212 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Решением суда от 23.04.2014 заявленное требование удовлетворено.

Не согласившись с принятым решением суда, инспекция обратилась                       в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.

По мнению инспекции, ввиду наличия в действиях общества объективной стороны вменяемого административного правонарушения суд первой инстанции необоснованно применил положения статьи 2.9 КоАП РФ, посчитав совершенное правонарушение малозначительным.

Налоговый орган считает, что суд, рассматривая вопрос о малозначительности совершенного деяния, не установил исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного заявителем правонарушения. Инспекция отмечает, что существенную угрозу в данном случае составляет пренебрежительное отношение общества к соблюдению правил и норм, установленных в сфере организации наличного денежного обращения, что создает угрозу общественным отношениям в сфере осуществления государственного контроля за обращением денежной наличности, посягает на такие объекты публичных интересов, как устойчивость и стабильность денежной системы Российской Федерации.

Инспекция ссылается, что такие обстоятельства, как: отсутствие умысла в совершении правонарушения, наличие факта сокрытия поступивших денежных средств от налогообложения, незначительность вреда и тяжести наступивших последствий, отсутствие фактов предыдущего привлечения общества к административной ответственности были учтены инспекцией при назначении наказания, так как размер санкции определен в минимальном размере.

Кроме того, инспекция отмечает, что при рассмотрении дела требование  о применении малозначительности к совершенному правонарушению общество не заявляло.

Представитель заявителя в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его по существу законным. Кроме того, по мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, на основании поручения от 19.08.2013  № 03199 инспекцией была проведена проверка полноты учета выручки денежных средств и порядка ведения кассовых операций в обособленном подразделении Агентство «Кировское» в г. Уфа ООО «Росгосстрах» за период деятельности с 01.07.2013 по 19.08.2013.

  Из текста поручения от 19.08.2013 № 03199 следует, что инспекцией проводилась проверка общества по вопросам соблюдения законодательства в области применения контрольно-кассовой техники, деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами с использованием платежных терминалов и банкоматов, порядка движения денежной наличности и ведения кассовых операций в Российской Федерации, контроля за полнотой учета выручки денежных средств, проведения осмотра помещений на предмет осуществления хозяйствующим субъектом             финансово-хозяйственной деятельности и установления фактического местонахождения.

  С учетом того, что в рассматриваемом случае инспекцией проводилась проверка общества как в области применения контрольно-кассовой техники, так и в области полноты учета выручки денежных средств, административным органом составлено два акта проверки (от 19.08.2013 №235067 и от 23.08.2013 №235067).

В ходе проверки инспекцией был установлен факт неоприходования в кассу обособленного подразделения денежной наличности, полученной за период с 01.07.2013 по 19.08.2013 (по данным отчетов агентов выручка подразделения с 10.07.2013 по 16.08.2013 по агенту 809250 составила                  1 149 089 руб. 48 коп.). Кассовая книга обособленным подразделением                          не ведется, что было расценено налоговым органом, как нарушение                      пунктов 2.5, 3.3, 5.2, 5.6 Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П                       «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации», зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.11.2011 № 22394 (далее - Положение                   № 373-П).

02.09.2013 по факту выявленного нарушения административным органом в отношении общества, в присутствии его представителя, составлен протокол № 235067/1 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1                статьи 15.1 КоАП РФ (т.1, л.д. 19-23).

13.09.2013, при надлежащем извещении заявителя, административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 03212, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб. (т.1, л.д. 24-29).

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

  Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил             из вывода о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, однако, пришел к выводу о возможности применения к действиям заявителя положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения.

  Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам дела и действующему законодательству.

  Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

  В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

  В соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

         Как следует из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003                   № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ), контрольно-кассовая техника (далее – ККТ), включенная в государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

         Согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

          Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.05.2006 № 80н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности – «Квитанция на получение страховой премии (взноса)» была утверждена форма № А-7 бланка строгой отчетности, применяемого при расчетах с населением при оформлении внесения страхового взноса (премии) по договору страхования.

Таким образом, бланк строгой отчетности – квитанция по форме № А-7 применяется при расчетах с населением при оформлении внесения страхового взноса (премии) по договору страхования.

  Порядок ведения кассовых операций установлен Положением № 373-П.

         Согласно пункту 2.5 Положения № 373-П кассовые документы, кассовая книга 0310004, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение (далее - технические средства) (абзац 1).

         Кассовые документы, оформляемые с применением технических средств, распечатываются на бумажном носителе (абзац 2).

         В случае ведения кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) с применением технических средств должна обеспечиваться сохранность содержащихся в указанных документах данных на электронном носителе информации и должна быть исключена возможность несанкционированного изменения указанных данных (абзац 3).

         Как указано в абзаце 9 пункта 2.5 Положения № 373-П, листы кассовой книги 0310004 обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению.

         Порядок ведения кассовой книги 0310004 установлен главой 5 Положения № 373-П.

         Согласно пункту 5.1 Положения № 373-П для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.

         Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги                     (пункт 5.2 Положения № 373-П).

         Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись                   (пункт 5.3 Положения № 373-П).

         В соответствии с пунктом 5.6 Положения № 373-П обособленное подразделение после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги 0310004 за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.

В случае оформления кассовой книги 0310004 на бумажном носителе обособленным подразделением передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги 0310004, а в случае оформления кассовой книги 0310004 с применением технических средств - распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги 0310004.

         Передача обособленным подразделением листа кассовой книги 0310004 юридическому лицу может осуществляться в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае передача листа кассовой книги 0310004 на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, утвержденными юридическим лицом.

         Согласно пункту 6.1 Положения № 373-П юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе, внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег).

         Таким образом, Положением № 373-П установлена обязанность по ведению кассовой книги, в которой должны учитываться поступающие наличные деньги, не только юридическим лицом, но и каждым обособленным подразделением юридического лица. Обособленные подразделения обязаны совершить определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу подразделения, внести запись в кассовую

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2014 по делу n А34-1491/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также