Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2014 по делу n А07-588/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-6303/2014

г. Челябинск

 

20 июня 2014 года

Дело № А07-588/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2014 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,

судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Коммерческая Строительная Компания» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.04.2014 по делу № А07-588/2014 (судья Боброва С.А.).

Общество с ограниченной ответственности «Коммерческая Строительная Компания» (далее – ООО «КСК», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Совету городского округа г. Уфа Республики  Башкортостан (далее – Совет городского округа) с заявлением о признании решения Совета городского округа от 23.12.2010  № 32/15 «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» незаконным в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010125:49.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация); Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа (далее - Земельное управление);  Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа (далее - Управление архитектуры);  Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - МЗИО РБ).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.04.2014  в удовлетворении требований ООО «КСК» отказано (т.2 л.д.98-108).

Не согласившись с принятым решением, ООО «КСК» (далее так же апеллянт, податель жалобы)  обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные  требования удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт ссылается на неправильное применение судом норм права.

Апеллянт полагает ошибочным вывод суда о пропуске заявителем  предусмотренного нормой части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) срока, в течение которого  может быть подано заявление о признании ненормативного правового акта недействительным.

Как полагает апеллянт, суд необоснованно сослался на  наличие у заявителя сведений об обжалуемом решении Совета городского округа с момента его опубликования. Апеллянт указывает, что ограничения прав в отношении земельного участка  с кадастровым номером 02:55:010125:49 в связи с его резервированием для муниципальных нужд нигде не зарегистрированы, сведений  о резервировании земельного участка в данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество либо Государственного кадастра недвижимости не содержится. Учитывая, что на момент принятия Советом городского округа решения о резервировании участка данный участок находился в собственности заявителя, последний полагает, что не был обязан отслеживать информацию и знакомиться с содержанием решения Совета городского округа № 32/15 от 23.12.2010.

Так же несостоятельным апеллянт полагает вывод суда об утверждении красных линий в составе проектной документации  по планировке центра г.Уфы  в границах ул. Аксакова – ул. Революционна - просп. Салавата Юлаева - ул. Заки Валиди, поскольку доказательств утверждения  проекта красных линий в составе документации по планировке территории не имеется, как и не представлено доказательств того, что  в границах спорного земельного участка планируется  размещение территории общего пользования.

Кроме того, апеллянт указывает на  отсутствие правовой оценки доводов заявителя о том, что  земельные участки, находящиеся в собственности   юридических лиц, не могут быть зарезервированы для муниципальных нужд. Ссылаясь на правовую позицию, изложенную в определении Конституционного суда Российской Федерации от 22.11.2012 № 2189-О, апеллянт указывает, что в нарушение положений ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации оспариваемое решение Совета городского округа  информации о планируемом размещении на спорном земельном участке  иных объектов, указанный в ст. 49 Земельного кодекса РФ не содержит.

Так же не получили правовой оценки доводы заявителя о том, что ограничения в отношении спорного земельного участка в ЕГРП не зарегистрированы.

Помимо прочего апеллянт считает несостоятельным  вывод суда, об отсутствии доказательств нарушения прав заявителя оспариваемым решением Совета городского округа. Указывает, что принятие решения о резервировании, нарушает права и законные интересы собственника земельного участка, поскольку последствием резервирования является ограничение прав пользования участком, в частности прав, предусмотренных подп. 2, 3  п.1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации на возведение  зданий, строений сооружений на принадлежащем собственнику земельном участке.

Представитель подателей апелляционной  жалобы в судебном заседании доводы жалобы поддержал, настаивал на отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении заявленных требований.

Представители Совета городского округа, Администрации, Земельного управления, Управления архитектуры, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, обществу «КСК» на праве собственности принадлежат расположенные по адресу г. Уфа,  ул., Мингажева, д. 86 объекты недвижимости:

- нежилое одноэтажное здание литера А, А1, А2, общей площадью 437,4 кв.м., , 1-этажное,  инв. номер 101876;

- земельный участок, площадью 1505 кв.м. кадастровый номер 02:55:010125:49 ( т.1 л.д.34-35).

По состоянию на 05.09.2013 информации об обременении земельного участка в сведениях Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) согласно выписке не имеется (т.1 л.д.37).

Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 № 32/15 (далее – Решение № 32/15) зарезервированы земельные участки для государственных и муниципальных нужд на территории городского округа г. Уфа  Республики Башкортостан, относящиеся к категории земель населенных пунктов, ориентировочной площадью 7971,61 га в целях размещения  объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (т.1 л.д.46-47).

Пунктом 2 названного решения утверждена схема размещения зарезервированных земельных участков согласно Приложению № 1.

Пунктом 3 определен перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, согласно Приложению №2.

Срок резервирования согласно пункту 4 Решения установлен до 01.01.2015 г.

Пунктом 6 названного решения установлено ограничение  прав, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40  Земельного кодекса Российской Федерации  на земельные участки, расположенные в границах резервируемых земель.

Решением Совета городского округа г. Уфа от 18.12.2013 № 26/10 в Решение № 32/15 внесены изменения, касающиеся уменьшения общей площади зарезервированных земель с 7971,61 га до 7885,0 га, Приложения  №1 и №2 изложены в новой редакции, согласно которой  спорный земельный участок так же поименован в качестве  входящего в состав зарезервированных земель (т.1 л.д.48, 49-53).

Ссылаясь на то, что резервирование земель может производиться только при наличии принятой, утвержденной и опубликованной в установленном законом порядке документации  по планировке территории и указывая, что на официальном сайте Администрации  городского округа г. Уфа  информации об утверждении проекта планировки центра  города Уфы не имеется, а так же указывая на нарушение принятым Решение № 32/15 своих частных интересов как собственника участка, заявитель обратился в суд с настоящим требованием (т.1 л.д. 57-59). В дополнительно поданном заявлении (т.1 л.д.90-97) в качестве основания признания Решения № 32/15 незаконным, заявитель сослался на отсутствие государственной регистрации ограничения прав на земельный участок, установленных названным решением, а так же на отсутствие у Совета городского округа полномочий на принятие такого решения в силу нахождения земельного участка на момент принятия Решения №32/15 в собственности ООО «КСК».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что по своей юридической природе оспариваемый акт не является нормативным правовым актом и может быть оспорен по правилам главы 24 АПК РФ.

Исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу  о наличии предусмотренных нормами Земельного кодекса Российской Федерации оснований  для принятия решения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, а так же о соблюдении органом местного самоуправления установленного Постановлением Правительства Российской Федерации № 561 от 22.07.2008 порядка резервирования земель. Установив, что оспариваемое решение было в установленном порядке доведено до  всеобщего сведения путем публикации его в газете «Вечерняя Уфа» от 29.12.2010 № 249 (11647), суд пришел к выводу о пропуске заявителем срока обжалования  ненормативного правового акта, и тем самым, отсутствии оснований для удовлетворения заявленных  требований.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  выслушав пояснения участвующих лиц, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее так же АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу названной нормы основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации  резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

Норма ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирует случаи изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд.

 В силу указанной нормы изъятие осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в том числе - автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Согласно ч. 2 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются:  генеральные планы поселений;  генеральные планы городских округов (пункт 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Документация по планировке территории подготавливается органами местного самоуправления городского округа на основании  генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (п.5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что на основании постановлений главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 07.04.2008г. № 1956, от 21.10.2008 № 6239 разработан проект планировки центра г.Уфы в границах улиц Аксакова, Революционная, проспекта Салавата Юлаева, ул. Заки Валиди в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

По указанному проекту планировки в соответствии с решением Совета от 16.09.2010г. № 28/14, опубликованном в газете «Вечерняя Уфа» от 17.09.2010г. № 179 (11577), 23 октября 2010 года были проведены публичные слушания.

По

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2014 по делу n А07-53/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также