Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 по делу n А76-7659/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияА76-7659/2007 ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-7403/2007 г. Челябинск 08 ноября 2007г. Дело № А76-7659/2007 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Митичева О.П., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г.Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 сентября 2007г. по делу № А76-7659/2007 (судья Грошенко Е.А.), при участии от подателя апелляционной жалобы Крутиковой Ю.А. (доверенность от 10.09.2007 № 25110), УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Челябинская электросетевая компания» (далее - заявитель, налогоплательщик, ОАО «ЧЭК») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г.Челябинска (далее по тексту - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 07.05.2007 № 117, 118, 119, 120. Решением суда первой инстанции от 06 сентября 2007г. заявленное требование удовлетворено. Не согласившись с вынесенным решением суда, налоговый орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить ввиду его незаконности и необоснованности, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. В апелляционной жалобе инспекция ссылается на неправильное применение (истолкование) судом норм материального права - статей 81, 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы и требования апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям. В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает на не выполнение налогоплательщиком условия освобождения от налоговой ответственности, предусмотренного пунктом 4 статьи 81 НК РФ при подаче уточнённых налоговых деклараций, а именно не была произведена уплата налога и пеней по уточнённым налоговым декларациям до их представления в налоговый орган. Также податель апелляционной жалобы указывает, что при сопоставлении первичных и уточнённых налоговых деклараций установлена неполная уплата налога по уточнённым налоговым декларациям в результате занижения налоговой базы и неправильного исчисления налога в сумме 186597 рублей и 147765 рублей соответственно. ОАО «ЧЭК», надлежащим образом извещённое о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. Дело в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие представителей ОАО «ЧЭК». Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя налогового органа, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта. Как установлено судом первой инстанции и видно из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточнённых налоговых деклараций заявителя по налогу на добавленную стоимость (далее по тексту- НДС) за январь, март, июнь, сентябрь 2006г., о чём составлен акт от 21.03.2007 (л.д.8-10). По результатам рассмотрения акта проверки инспекцией вынесено решение от 07.05.2007 № 117, 118, 119, 120 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ОАО «ЧЭК» привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС по уточнённой налоговой декларации в результате неправильного исчисления налога: за январь 2006г. в виде штрафа в сумме 17286,40 рублей, за март 2006г. в виде штрафа в сумме 23811,60 рублей, за июнь 2006г. в виде штрафа в сумме 19807,80 рублей, за сентябрь 2006г. в виде штрафа в сумме 2015,80 рублей (л.д.14-16). При вынесении оспариваемого решения инспекция руководствовалась невыполнением налогоплательщиком условий освобождения от налоговой ответственности по пункту 4 статьи 81 НК РФ, поскольку уплата в бюджет сумм НДС и соответствующих пени по уточнённым налоговым декларациям не была произведена. В решении инспекция также сделала вывод о занижении налоговой базы и неправильном исчислении налога в результате завышения и занижения сумм налоговых вычетов. Не согласившись с указанным решением инспекции и посчитав его незаконным, налогоплательщик обратился с заявлением в арбитражный суд. В обоснование своего требования заявитель ссылался на наличие в карточке лицевого счёта переплаты по НДС, в связи с чем, несмотря на дополнительно сданные налоговые декларации, состав правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение сумм налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты НДС. Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из отсутствия и недоказанности в действиях заявителя состава вменяемого ему налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, ввиду наличия переплаты по НДС и неподтверждённости вины налогоплательщика. Мотивируя принятое решение, суд указал, что представление уточнённой налоговой декларации само по себе не свидетельствует о занижении налоговой базы и ином неправильном исчислении налога в результате неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика. Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими обстоятельствам, материалам дела и законодательству. Как подтверждено материалами дела и указано в оспариваемом решении инспекции, уточнённые налоговые декларации по НДС за январь, март, июнь и сентябрь 2006г. представлены в налоговый орган 22.01.2007, в связи с чем статья 81 НК РФ подлежит применению в редакции, установленной Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ. Согласно пункту 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточнённую налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьёй. Названные выше уточнённые декларации поданы после установленных НК РФ сроков представления налоговой декларации и уплаты НДС за соответствующий налоговый период. В соответствии с пунктом 4 статьи 81 НК РФ, если уточнённая налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то в случае представления уточнённой налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до представления уточнённой налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. В силу пункта 1 статьи 122 НК РФ ответственность по данной норме наступает за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий налогоплательщика. В качестве основания освобождения от налоговой ответственности пункт 4 статьи 81 НК РФ указывает на уплату до подачи уточнённой налоговой декларации недостающей суммы налога. Как указывается в пункте 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при применении статьи 122 НК РФ судам необходимо иметь в виду, что «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия). В решении инспекции приводятся суммы НДС, подлежащие доплате в бюджет на основании уточнённых налоговых деклараций по сравнению с первоначально представленными: за январь 2006г.- 86432 рублей, за март 2006г.- 119058 рублей, за июнь 2006г. - 99039 рублей, за сентябрь 2006г. 10079 рублей. Выпиской из лицевого счёта ОАО «ЧЭК» за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 подтверждается наличие у заявителя переплаты по НДС: по сроку уплаты НДС за январь 2006г. (20.02.2006), за март 2006г. (20.04.2006), за июнь 2006г. (20.07.2006) в суммах, превышающих налог, подлежащий доплате на основе уточнённых налоговых деклараций за соответствующий период (л.д.17), дополнительно на дату представления уточнённых налоговых деклараций (22.01.2007) имелась переплата в сумме 42000 рублей (л.д.140-141). Достаточных, достоверных и непротиворечивых доказательств обратного инспекция не представила. В оспариваемом решении инспекция самостоятельно указывает, что по сроку уплаты НДС за март 2006г. (20.04.2006) по данным лицевого счёта имелась переплата в сумме 3037 рублей, между тем расчёт штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ произведён инспекцией за указанный период без учёта данного обстоятельства с полной суммы, подлежащей доплате по уточнённой налоговой декларации (119058 рублей). В статье 106, пунктах 1 и 6 статьи 108 и статье 109 НК РФ установлены основы института виновной ответственности в налоговом законодательстве. В соответствии со статьёй 106 НК РФ налоговым правонарушением признаётся виновно совершённое противоправное деяние. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины в его совершении (пункт 2 статьи 109 НК РФ). Из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 № 20-П, следует, что при производстве по делу о налоговом правонарушении налоговые органы осуществляют доказывание как самого факта совершения правонарушения, так и вины налогоплательщика. В Постановлении от 25.01.2001 № 1-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения, в связи с привлечением налогоплательщиков к ответственности за нарушение налоговых обязательств нельзя ограничиваться лишь формальной констатацией факта нарушения этих обязательств, не устанавливая иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась. Изложенные правовые позиции обязательны для судов, налоговых и иных органов и должностных лиц при применении ими положений федеральных законов, предусматривающих ответственность (санкции) за совершение налоговых правонарушений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2005 № 130-О). На основе оценки имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств арбитражный суд первой инстанции сделал верный и обоснованный вывод об отсутствии оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Из материалов дела следует, что налогоплательщик самостоятельно вне рамок налоговых проверок обнаружил ошибки, допущенные при исчислении НДС за январь, март, июнь и сентябрь 2006г., и представил в налоговый орган уточнённые налоговые декларации за данные налоговые периоды, в соответствии с которыми по сравнению с первоначальными декларациями НДС подлежал доплате в бюджет, спора по правильности определения данной суммы доплаты налога у инспекции не имеется. Самостоятельно выявив ошибку при исчислении налога и представляя в налоговый орган уточнённые налоговые декларации, налогоплательщик осознавал, что данные обстоятельства приведут к увеличению его налогового обязательства за данные налоговые периоды. Инспекция привлекла заявителя к налоговой ответственности за неуплату НДС в результате занижения налоговой базы и неправильного исчисления налога, выразившегося в завышении и занижении налоговых вычетов. Между тем, конкретные обстоятельства занижения налоговой базы, завышения налоговых вычетов инспекцией в нарушение статей 88, 101 НК РФ не установлены и документальным образом в решении не обоснованы. Описание конкретных нарушений, допущенных, по мнению налогового органа, заявителем при исчислении налога, соотносимо с каждым налоговым периодом, указанием конкретных вменяемых эпизодов нарушения и хозяйственных операций в решении инспекции не содержится. Обоснование фактов завышения налоговых вычетов с позиции статей 171, 172 НК РФ не раскрыто. При таких обстоятельствах объективную сторону вменяемого налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в данной части нельзя признать установленной. В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 108 НК РФ обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговый орган. Между тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, состав правонарушения применительно к диспозиции пункта 1 статьи 122 НК РФ не установлен и инспекцией не доказан. Противоречит фактическим обстоятельствам и довод инспекции, изложенный в решении от 07.05.2007, о том, что налогоплательщик возражений в свою защиту не представил, это прямо опровергается имеющейся в деле заверенной копией письменных возражений Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 по делу n А47-7112/2007. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|