Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 по делу n А07-6932/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А07-6932/2007

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-6288/2007

г. Челябинск

30 октября 2007 года

Дело № А07-6932/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд  в составе председательствующего судьи Митичева О.П., судей Тремасовой-Зиновой М.В., Бояршиновой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2007  по делу № А07-6932/2007 (судья Чернышева С.Л.),  при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Олимп» Рудявко О.А. (доверенность № 5-ю от 23.04.2007), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы Меркуловой Э.Н. (доверенность № 004-13/25497 от 25.07.2007), Захарова А.А. (доверенность № 001-13/20923 от 21.06.2007),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Олимп» (далее – ООО «Олимп», общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (далее – ИФНС России по Октябрьскому району г. Уфы, налоговый орган, инспекция) о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в не принятии решения о возврате или отказе в возврате обществу суммы излишне уплаченного в республиканский бюджет налога на игорный бизнес в размере 3 375 000 руб. за период с 01.07.2005 по 31.12.2006 и обязании инспекции произвести возврат суммы излишне уплаченного в республиканский бюджет налога на игорный бизнес в размере 3 375 000 руб. за период с 01.07.2005 по 31.12.2006.

Решением арбитражного суда первой инстанции требования заявителя удовлетворены частично: бездействие налогового органа, выраженное в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес по заявлению ООО «Олимп» от 16.02.2007 № 2 признанно незаконным, инспекция обязана произвести возврат ООО «Олимп» в порядке ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) излишне уплаченный налог на игорный бизнес за период с 01.07.2005 по 31.12.2006 в размере 1 104 000 руб. В остальной части требований отказано.

Кроме того, решением арбитражного первой инстанции с налогового органа взыскана государственная пошлина в сумме 11 080 руб.

Инспекция, не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе ссылается на то, что при вынесении решения арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно п. 8 ст. 78 НК РФ, поскольку возврат суммы излишне уплаченного налога и отказ в осуществлении возврата это две разные процедуры, которые регулируются отдельными нормами НК РФ.

Кроме того, налогоплательщиком не было представлено доказательств в обоснование наличия переплаты по налогу на игорный бизнес.

По мнению налогового органа, гарантия, установленная абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14.06.1995 № 88-ФЗ, заключается в неизменности элементов налогового обязательства, распространяется  на возникшие в период действия указанного закона длящиеся налоговые правонарушения, прекращаются с момента снятия с учета объекта налогообложения и постановки его на учет после 01.01.2004, т.е. после введения  в действие гл. 29 НК РФ.

Налоговый орган не согласен с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что 15.11.2003 по 31.12.2006 в Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы было зарегистрировано 99 игровых автоматов, из них 23 игровых автоматов впервые были зарегистрированы в качестве объектов налогообложения в период с 15.11.2003 по 01.01.2004 – 14 игровых автоматов, в период с 01.01.2004 по 01.09.2004 – 9 автоматов, поскольку каждый игровой автомат является самостоятельным объектом обложения налогом на игорный бизнес, поэтому арбитражный суд первой инстанции при расчете суммы подлежащей удовлетворению в своем решении должен был указать  номер игрового автомата, по которому суд счел, что общество имеет право применять льготу в порядке ст. 9 Закона № 88-ФЗ.

Кроме того, 23.10.2007 представитель налогового органа представил в суд дополнения к апелляционной жалобе, в которых указано на неправильное применение судом первой инстанции норм, регулирующих расчет государственной пошлины.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ООО «Олимп» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.04.2003, что подтверждается свидетельством ИФНС России по Калининскому району г. Уфы от 28.04.2003. На основании лицензии от 19.08.2003 № 002411 общество праве осуществлять деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.

Обществом были установлены игровые автоматы в г. Уфе по ул. Менделеева, 205а (ТЦ «Башкортостан»), которые зарегистрированы в Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы в качестве объектов налогообложения налога на игорный бизнес, что подтверждается свидетельствами   о регистрации объектов налогообложения.

Налогоплательщик с начала своей деятельности  за период с  июля 2005 по  декабрь 2006 исчислил и уплатил в республиканский бюджет налог на игорный бизнес в сумме 4 218 750 руб. по ставке 7 500 руб. за один игровой автомат, установленной главой 29 НК РФ и Законом Республики Башкортостан от 04.11.2003 № 30-З «О налоге на игорный бизнес» (с изменениями от 16.07.2004).

Считая, что им произведена излишняя уплата налога на игорный бизнес, общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 3 375 000 руб.

В связи с тем, что в срок, установленный НК РФ инспекцией решение о возврате налога на игорный бизнес либо об отказе в возврате налога не принято, 10.05.2007 ООО «Олимп» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные обществом требования частично, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что бездействие налогового органа действительно имело место, поскольку заявление налогоплательщика оставлено без ответа, предложения в адрес налогоплательщика о проведении сверки уплаченных сумм налога не направлялось. В отношении требований об обязании произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 3 375 000 руб., арбитражной суд первой инстанции руководствовался тем, что каждый игровой автомат является самостоятельным объектом налога на игорный  бизнес, а гарантии, предусмотренные ст. 9 Закона № 88-ФЗ, подлежат применению к длящимся правоотношениям и судом установлено, что  всего обществом за период с 15.11.2003 по 31.12.2006 поставлены на учет 99 игровых автоматов, из которых 23 игровых автомата были впервые зарегистрированы в период с 15.11.2003 по 01.01.2004 - 14 автоматов, в период с 01.01.2004 по 01.09.2004 – 9 автоматов.

При этом в соответствии  с положениями п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявление о возврате излишне уплаченного  налога общества от 16.02.2007 № 2 поступило  в налоговый орган 16.02.2007. Данное заявление общества оставлено инспекцией без ответа. Предложение о проведении сверки в адрес налогоплательщика не поступало.

Пунктом 1 ст. 78 НК РФ установлен общий порядок возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, пени и штрафа и(или) зачета этих сумм в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам либо погашения недоимки.

Излишне уплаченной  суммой налога может быть признано зачисление на счет соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате сумм налога за определенные налоговые периоды.

Право налогоплательщика на возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот же бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что  подтверждается платежными поручениями налогоплательщика,  информацией об исполнении налогоплательщиком  обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.

Доводу налогового органа относительно письма № 004-05/13088 от 03.05.2007 арбитражным судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.

На основании вышеизложенного, вывод арбитражного суда первой инстанции о признании бездействия налогового органа незаконными, является верным.

При этом в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14.06.1995 № 88-ФЗ общество относится к субъектам  малого предпринимательства.

Из материалов дела следует, что ООО «Олимп» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.04.2003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица. В соответствии с лицензией от 19.08.2003 № 002411 общество в праве осуществлять деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.

В соответствии со ст. 366 НК РФ объектами налогообложения по налогу на игорный бизнес являются: игровой стал, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской  конторы.

На момент государственной регистрации общества действовал Федеральный закон «О налоге на игорный бизнес» от 31.07.1998 № 142-ФЗ, согласно п. 1 ст. 5 которого минимальный размер ставки налога за каждый игровой автомат был установлен в размере 7,5 минимального размера оплаты труда.

Пункт 2 ст. 5 указанного закона предусматривал, что конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, превышающие минимальные размеры ставок налога, установленные п. 1 настоящей статьи, определяются законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 5 Федеральный закон «О налоге на игорный бизнес» от 31.07.1998 № 142-ФЗ  при отсутствии  нормативного акта субъекта Российской Федерации, определяющего конкретные размеры ставок налога, для его исчисления и уплаты применяются минимальные размеры ставок налога, установленные п. 2 настоящей статьи.

Законом Республики Башкортостан «О ставках налога на игорный бизнес в Республике Башкортостан» № 241-з от 30.07.2001 установлено, что ставка налога на игорный  бизнес за каждый игровой автомат установлена в размере 15 минимальных размеров оплаты труда.

Законом Республики Башкортостан «О налоге на игорный бизнес» от 04.11.2003 № 30-з, налоговая ставка за один игровой автомат установлена в размере 3 750 руб. Согласно ст. 4 данный закон вступает в силу с 01.01.2004, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Глава 29 НК РФ введена в действие с 01.01.2004, согласно которой налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации за один игровой автомат в размере 1 500 до 7 500 руб.

Законом Республики Башкортостан от 16.07.2004 № 91-з «О внесении изменений в ст. 2  Закона Республики Башкортостан «О налоге на игорный бизнес» ставка налога на игорный бизнес установлена в размере 7 500 руб. за один игровой автомат, указанный закон вступил в законную силу  с 01.09.2004.

В силу ст. 9 Закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых 4 лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.

Таким образом, гарантии, предусмотренные абз. 2 ч. 1 ст. 9 Закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ, применяются к длящимся правоотношениям, возникающим до дня официального  введения нового налогового бремени.

Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.2004 введена в действие гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на игорный бизнес", в соответствии с которой налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а в случае, если они не установлены в указанном порядке, - в размерах, определенных в п. 2 ст. 369 Кодекса.

Установление субъектом Российской Федерации ставок налога на игорный бизнес в соответствии с гл. 29 НК РФ не изменяет порядка налогообложения общества, начавшего деятельность в сфере игорного бизнеса после вступления в силу указанной главы.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" необходимым условием для ведения игорного бизнеса является наличие лицензии.

Вместе с тем, арбитражным судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что момент получения лицензии не может

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 по делу n А07-2717/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также