Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2007 по делу n А07-6629/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП – 5969/2007
г. Челябинск 08 октября 2007 г. Дело № А07-6629/2007 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тремасовой-Зиновой М.В., судей Чередниковой М.В., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия г.Уфы «Строительно-монтажное управление № 2 «Водоканалстроймонтаж» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.07.2007 по делу № А07-6629/2007 (судья Искандаров У.С.), при участии: от муниципального унитарного предприятия г. Уфы «Строительно-монтажное управление № 2 «Водоканалстроймонтаж» - Сидоровой О.А. (доверенность № 7 от 06.10.2006), УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие г. Уфы «Строительно-монтажное управление № 2 «Водоканалстроймонтаж» (далее по тексту – заявитель, предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (далее – инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) возвратить неверно отправленные платежи в сумме 98 946, 29 руб. Решением арбитражного суда первой инстанции от 05 июля 2007 г. в удовлетворении требований налогоплательщика было отказано. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и удовлетворить его требования в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что налоговый орган, в нарушение требований законодательства о налогах и сборах, не сообщил предприятию о том, что платежи, произведенные предприятием в 2002 году за другого налогоплательщика, не дошли до назначения, поэтому о наличии факта излишней уплаты налога заявителю стало известно только в июне 2006 года. Заявление о возврате излишне уплаченных сумм было подано предприятием своевременно, поэтому вывод суда первой инстанции о том, что предприятие имело возможность в течение трех лет установить факт переплаты, является необоснованным. Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Уфы представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала, что оснований для отмены решения суда не имеется. В обоснование доводов отзыва налоговый орган указал, что установленный пунктом 8 статьи 78 НК РФ трехлетний срок на возврат излишне уплаченного налога истек в 2005 году, поэтому суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований предприятия. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился. С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя налогового органа. В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснение представителя заявителя, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела, в январе, феврале, апреле и октябре 2002 года предприятие несколькими платежными поручениями перечислило налоги и взносы в государственные внебюджетные фонды за МУСП г.Уфы «Водоканалстроймонтаж» (платежные поручения – л.д. 15-26). Общая сумма платежей составила 98 946, 29 руб. Налогоплательщик 22 июня 2006 года обратился к руководителю ИФНС РФ по Октябрьскому району г.Уфы с заявлением о возврате неверно отправленных платежей в указанной сумме, так как оплата не была зачтена налоговым органом (л.д. 28). Заинтересованное лицо письмом № 004-05/20632 от 18.07.2006 отказало в возврате указанной суммы, сославшись на истечение трехлетнего срока исковой давности (л.д. 29). Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании налогового органа возвратить ошибочно уплаченные суммы. Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из того, что заявителем пропущен срок, установленный пунктом 8 статьи 78 НК РФ для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. В силу пп. 5 п. 1 ст. 21, пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных налогов в порядке, предусмотренном указанным Кодексом. Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, установленном данной статьей. В соответствии с п. 2 ст. 78 НК РФ обязанность по возврату суммы излишне уплаченного налога лежит на налоговом органе по месту учета налогоплательщика. В силу п.7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня подачи такого заявления. В соответствии с п. 8 ст. 78 Кодекса заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в инспекцию в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. При этом началом течения этого срока определен день уплаты налога. В силу статей 21 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней. В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога. Как установлено судом первой инстанции, трехлетний срок обращения налогоплательщика для возврата ошибочно уплаченной суммы истекал (применительно к каждому платежу) в январе-октябре 2005 года. С заявлением о возврате излишне уплаченного налога предприятие обратилось в инспекцию только 22.06.2006, то есть за пределами трехгодичного срока, установленного ст. 78 Кодекса. Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора налогоплательщиком был нарушен. Ссылка предприятия на необходимость исчисления указанного срока с того момента, когда оно узнало о наличии переплаты по налогам, обоснованно отклонена судом первой инстанции, так как реализация просроченного права на возврат налога возможна в рамках иного искового порядка (заявления иска о возврате из бюджета налога). Согласно ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Судом установлено, что предприятию стало известно о нарушении его прав и законных интересов не позднее 22.07.2006, то есть после получения письма налогового органа об отказе возвратить спорные суммы. С заявлением в арбитражный суд предприятие обратилось 03.05.2007, то есть за пределами трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 июня 2001 года № 173-О, «статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 9). Из содержания указанных положений в их взаимосвязи следует, что данная норма направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). Таким образом, оспариваемое нормативное положение, являющееся составной частью статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, адресованной налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту». Арбитражный апелляционный суд принимает во внимание и то обстоятельство, что истребуемые предприятием суммы обязательных платежей были перечислены заявителем с нарушением требований статьи 45 НК РФ, о чем налогоплательщик должен был знать уже в момент уплаты данных сумм, то есть в 2002 году. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.01.2004 № 41-О, «статья 57 Конституции Российской Федерации обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. В порядке реализации данного конституционного требования абзацем первым пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом нормы главы 4 "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" Налогового кодекса Российской Федерации допускают участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 1 статьи 26); законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (пункт 1 статьи 27); уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 29); уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 29); правила, предусмотренные главой 4 Кодекса, распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (пункт 4 статьи 26). Из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями его главы 4 вытекает, что по своему содержанию оспариваемая норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Кроме того, само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, т.е. за счет его собственных средств. Этот вывод вытекает также из положений пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации; налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2007 по делу n А76-33074/2006. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|