Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2007 по делу n А76-1908/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

11

А76-1908/2007

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-5627/2007

г. Челябинск

13 сентября 2007 г.

Дело № А76-1908/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Тремасовой-Зиновой М.В., Митичева О.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23 июля 2007г. по делу № А76-1908/2007 (судья Попова Т.В.), при участии: от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области – Подкорытова А.С. (доверенность от 09.01.2007 № 04-07/16),

УСТАНОВИЛ:

федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Златоустовский машиностроительный завод» (далее – заявитель, налогоплательщик, ФГУП «ПО «ЗМЗ») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным постановления от 21.11.2006 № 46 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика – организации (налогового агента – организации), вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, Межрайонная инспекция).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 16 мая 2007г.  заявленные ФГУП «ПО «ЗМЗ» требования, удовлетворены.    

В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает на то, что выводы суда первой инстанции противоречат фактическим обстоятельствам и судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. В частности, заинтересованное лицо указывает на то, что судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что положения статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не содержат условий о том, что решение о взыскании налога, сбора, пени и штрафов должно быть вынесено в пределах 60-дневного срока, установленного статьей 46 НК РФ. По мнению налогового органа, ФГУП «ПО «ЗМЗ» злоупотребляет правом, поскольку «…обращаясь в суд с заявлением 19.12.2006 предприятие осознавало, что вся его задолженность по налогам, пеням и штрафам будет реструктуризирована согласно Постановлению Правительства № 646-40с от 18.10.2005г… В настоящее время Правительством РФ принято постановление № 726 от 30.11.2006г. О реструктуризации задолженности ФГУП ПО «Златоустовский машиностроительный завод» по налогам, пеням и штрафам. Реструктуризация пеней и штрафов определена по всей сумме их задолженности на 30.11.2006г. Следовательно, предприятие на законных основаниях имеет право включить задолженность по пени, вошедшей в оспариваемое постановление налогового органа и претендовать на ее полное списание при выполнении условий реструктуризации. Вместо этого, обращаясь в суд, предприятие настаивает на полное исключение данных сумм из состава задолженности (из КЛС) по формальной причине пропуска срока на их предъявление к погашению за счет имущества…». Также налоговый орган ссылается на то, что приказом ФНС России от 18.10.2004 № САЭ-3-19/2@ предусмотренный многоступенчатый порядок вынесения постановлений об обращении взыскания на имущество стратегических предприятий, в связи с чем, «…исчисление 60-дневного срока с даты окончания срока требования в данном споре недопустимо…».         

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также ФГУП «ПО «ЗМЗ» в отзыве пояснило, что оспариваемое постановление вынесено налоговым органом с пропуском установленного ст. 46 НК РФ 60-дневного срока, кроме того, налоговым органом нарушена процедура взыскания налога (пеней) за счет имущества налогоплательщика; злоупотребление правом со стороны ФГУП «ПО «ЗМЗ» отсутствует.

Представители ФГУП «ПО «ЗМЗ», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.

С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ФГУП «ПО «ЗМЗ».    

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Дополнительно представителем Межрайонной инспекции указано на то, что суд первой инстанции не предоставил заинтересованному лицу возможности представить документы, подтверждающие обоснованность выставления налогоплательщику требования об уплате налога: представителем Межрайонной инспекции при рассмотрении спора в суде первой инстанции было заявлено ходатайство об отложении судебного заседания для представления дополнительных документов, которое было отклонено судом первой инстанции.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и заслушав представителя налогового органа, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области федеральному государственному унитарному предприятию «Производственное объединение «Златоустовский машиностроительный завод» было выставлено требование № 21 об уплате налога по состоянию на 24.01.2006 (т. 1, л. д. 14, 15).

Указанным требованием налогоплательщику предписывалось в срок по 30.01.2006 погасить задолженность, в том числе по пеням: 1. пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 01.01.2006 – 32.140 руб. 62 коп.; 2. пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 24.01.2006 – 27.002 руб. 21 коп.; 3. пени по налогу на доходы физических лиц, за исключением доходов, получаемых индивидуальными предпринимателями и частными нотариусами, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 01.01.2006 – 1.406.183 руб. 14 коп.; 4. пени по НДФЛ, за исключением доходов, получаемых индивидуальными предпринимателями и частными нотариусами, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 24.01.2006 – 1.382.186 руб. 85 коп.; 5. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 01.01.2006 – 44.422 руб. 84 коп.; 6. пени по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 24.01.2006 – 41.191 руб.; 7. пени по ЕСН, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 01.01.2006 – 512.670 руб. 47 коп.; 8. пени по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 24.01.2006 – 497.876 руб. 65 коп.; 10. пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 24.01.2006 – 17.477 руб. 49 коп.; 11. пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 01.01.2006 – 734.206 руб. 44 коп.; 12. пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 24.01.2006 – 721.677 руб. 32 коп.; 13. пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 01.01.2006 – 2.001.151 руб. 10 коп.; 14. пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 24.01.2006 – 1.451.716 руб. 67 коп.; 15. пени по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 01.01.2006 – 2.719 руб. 97 коп.; 16. пени по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 24.01.2006 – 2.673 руб. 55 коп.; 17. пени по взносам в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 01.01.2006 – 9.704 руб. 12 коп.; 18. пени по взносам в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 24.01.2006 – 9.538 руб. 53 коп.; 19. пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 01.01.2006 – 121.709 руб. 59 коп.; 20. пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 24.01.2006 – 119.632 руб. 66 коп.; 21. пени по налогу с владельцев транспортных средств и по налогу на приобретение транспортных средств, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 01.01.2006 – 14.277 руб. 74 коп.; 22. пени по налогу с владельцев транспортных средств и по налогу на приобретение транспортных средств, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 24.01.2006 – 14.034 руб. 10 коп.; 23. пени по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 01.01.2006 – 80.838 руб. 11 коп.; 24. пени по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 24.01.2006 – 79.458 руб. 62 коп.

Всего по требованию № 21 об уплате налога по состоянию на 24.01.2006 ФГУП «ПО «ЗМЗ» предписывалось уплатить 9.324.490 руб. 08 коп. пеней и 9.101.234 руб. 00 коп. недоимки по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, прочие начисления, по установленному сроку уплаты 20.01.2006 (позиция 9 указанного требования об уплате налога).   

Поскольку требование № 21 об уплате налога по состоянию на 24.01.2006 не было исполнено ФГУП «ПО «ЗМЗ» в установленный срок, Межрайонной инспекцией было вынесено решение о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) – организации или налогового агента – организации на счетах в банках от 06.02.2006 № 8, в пределах сумм, указанных в вышеупомянутом требовании, а именно, 9.324.490 руб. 08 коп. пеней (т. 1, л. д. 20).

Налоговым органом к расчетному счету налогоплательщика, открытому в Челябинском ОСБ № 8597, 08.02.2006 было выставлено инкассовое поручение № 704/1593 на сумму 17.477 руб. 49 коп. (пени по НДС, строка 10 требования № 21 об уплате налога по состоянию на 24.01.2006) (т. 1, л. д. 102).

Доказательств выставления к расчетному счету налогоплательщика иных инкассовых поручений на взыскание сумм пеней заинтересованным лицом не представлено как в суд первой инстанции, так и в суд апелляционной инстанции.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Челябинской области 21.11.2006 вынесено постановление № 46 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика – организации (налогового агента – организации) (т. 1, л. д. 11). Исходя из текста данного решения, за счет имущества налогоплательщика подлежала взысканию сумма пеней 9.307.012 руб. 59 коп., с формулировкой «…в пределах сумм, указанных в требованиях об уплате налога (сбора), а также пени от 24 января 2006г. № 21 и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных)… Решение о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента – организации) от 21.11.2006г. № 46 вступило в силу «21» ноября 2006г.»

При этом в сумму пеней 9.307.012 руб. 59 коп. налоговым органом не была включена сумма пеней по НДС – 17.477 руб. 49 коп., в связи с уплатой данной суммы ФГУП «ПО «ЗМЗ» по инкассовому поручению Межрайонной инспекции от 08.02.2006 № 704/1593, что следует из пояснений, представленных в материалы дела заявителем при рассмотрении спора в суде первой инстанции (т. 1, л. д. 101). Данный факт заинтересованным лицом не опровергнут. Разница между суммами 9.324.490 руб. 08 коп. и 17.477 руб. 49 коп. в действительности составляет 9.307.012 руб. 59 коп.     

Удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, суд первой инстанции сделал вывод о пропуске налоговым органом срока для обращения взыскания пеней за счет имущества ФГУП «ПО «ЗМЗ», и истечении сроков для взыскания ряда сумм пеней.

Выводы суда первой инстанции являются правильными и соответствуют фактическим обстоятельствам.     

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки – п. 2 ст. 69 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В силу условий ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пунктом 1 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2007 по делу n А34-179/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также