Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2007 по делу n А47-1701/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А47-1701/2007

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18АП-3581/2007

г. Челябинск

08 августа 2007 г.

Дело № А47-1701/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе  председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Кузнецова Ю.А., Дмитриевой Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Табаринцевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании  апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Георг-Фарм» на решение  Арбитражного суда Оренбургской области от 05 апреля 2007 г. по делу № А47-1701/2007 (судья Л.А. Жарова),

УСТАНОВИЛ:

прокурор Оренбургской области (далее – заявитель, прокурор, административный орган) обратился с заявлением в арбитражный суд о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Георг-Фарм» (далее – общество, ООО «Георг-Фарм») к административной ответственности, предусмотренной  частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05 апреля 2007 г. по настоящему делу заявление прокурора удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере  400 минимальных размеров оплаты труда, то есть 40000 рублей.

ООО «Георг-Фарм» не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обжаловало его, указав, что оно является незаконным и необоснованным, поскольку не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства – в ходе проверки препарат ««Биотрим» не отбирался, не исследовался, в заключении от 08.02.2007 ГУЗ «Оренбургский информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения» отсутствует информация о нарушении обществом в части реализации данного препарата. Материалы проверки, постановление, заявление прокуратуры составлены с нарушением требований КоАП РФ и Федерального закона от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», не указано место совершения административного правонарушения, что является существенным недостатком в силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, нарушены сроки проведения мероприятий по контролю, поэтому невозможно установить реальную дату совершения нарушения. Судом неправильно применены нормы материального права, поскольку нормативные документы устанавливают обязанность уничтожать лекарственные средства с истекшим сроком действия, но не оговаривают сроки уничтожения.

Заявитель представил письменный отзыв от 26.04.2007 на апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Георг-Фарм» зарегистрировано в качестве юридического лица в 2005 г., ОГРН 1055611054597, ИНН 5611035567, по месту нахождения: 460050, г. Оренбург, ул. Лабужского, 10, 2, действует на основании устава, что подтверждается учредительным договором от 28.11.2005, свидетельством о постановке на налоговый учет от 06.12.2005, протоколом от 28.11.2005 №1 (л.д. 13-17, 45-48).

20.04.2006 обществом получена лицензия №99-02-009560 на осуществление фармацевтической деятельности, с приложениями №1 и №2 на аптеку по адресу места нахождения общества и аптечный пункт по адресу: г. Оренбург, ул. Пролетарская, 155а (л.д. 18-20).

В феврале 2007 г. прокуратурой Промышленного района г. Оренбурга совместно с Министерством здравоохранения Оренбургской области проведена проверка качества реализуемых лекарственных средств в ООО «Георг-Фарм»: аптеке по ул. Лабужского, 10, 2, и аптечном пункте по ул. Пролетарской, 155а.

В ходе проверки установлено, что 06.02.2007  в аптеке общество реализовывало лекарственные средства: 3 упаковки препарата «Биотрим» 120 мг. №20 серии ДВТ-3003, с истекшим сроком годности (до января 2007 г.); препарат «Стрепсилс» с витамином С серии 7j, таблетки для рассасывания №24 производства «Бутс Хелскер Интернешнл» Великобритания, отозванный из реализации на основании письма Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.01.2007 №01И-77/07. Данные нарушения зафиксированы Актом от 06.07.2007 целевой проверки качества лекарственных средств с двумя приложениями к нему (л.д. 21-33).

По результатам проверки прокурором Промышленного района г. Оренбурга вынесено постановление от 19.02.2007 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Георг-Фарм» (л.д. 9-11).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Статья 17 Федерального закона №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон) в редакции от 21.03.05 предусматривала лицензирование следующих видов деятельности: фармацевтической и деятельности по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 №116-ФЗ), осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На момент выявления данного факта и рассмотрения дела судом санкция данной статьи устанавливала аналогичные размеры штрафа, но кратно к минимальным размерам оплаты труда.

В соответствии с примечанием к данной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно подпункта «д» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 №416 (далее – Положение о лицензировании), лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе, соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, а также об уничтожении таких лекарственных средств в соответствии со статьей 31 Федерального закона «О лекарственных средствах».

В силу пункта 5 Положения о лицензировании, осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 4 настоящего Положения.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 22.06.1998 №86-ФЗ «О лекарственных средствах» запрещается продажа лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств. Лекарственные средства, пришедшие в негодность, лекарственные средства с истекшим сроком годности и фальсифицированные лекарственные средства подлежат уничтожению. Порядок уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств разрабатывается с учетом требований безопасности людей, животных и окружающей природной среды и утверждается федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Приказом от 15.12.2002 №382 Министерства здравоохранения Российской Федерации утверждена инструкция о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств. В силу пунктом 4, 5 и 6 этой инструкции такие лекарственные средства конфисковываются и изымаются из обращения таможенными органами Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые являются собственниками или владельцами этих лекарственных средств. Передача лекарственных средств таможенными органами Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые являются собственниками или владельцами лекарственных средств, в предприятия, имеющие соответствующую лицензию, и их последующее уничтожение осуществляется на договорной основе. Уничтожение лекарственных средств осуществляется с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится комиссией по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в присутствии собственника или владельца лекарственных средств, подлежащих уничтожению. В пунктах 9 и 10 инструкции закреплено, что акт по уничтожению лекарственных средств подписывается всеми членами комиссии по уничтожению лекарственных средств и скрепляется печатью предприятия, которое осуществило уничтожение лекарственного средства. Ответственность за уничтожение лекарственных средств несут субъекты обращения лекарственных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства – в ходе проверки препарат ««Биотрим» не отбирался, не исследовался, в заключении от 08.02.2007 ГУЗ «Оренбургский информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения» отсутствует информация о нарушении обществом в части реализации данного препарата,  подлежат отклонению.  

Факт реализации 3 упаковок препарата «Биотрим» 120 мг. №20 серии ДВТ-3003, с истекшим сроком годности (до января 2007 г.) установлен в ходе проверки и подтверждается актом от 06.02.2007 целевой проверки качества лекарственных средств (л.д. 22). Отбор и исследование лекарственных средств с истекшим сроком давности законодательством не предусмотрен, а такие лекарственные средства подлежат безусловному уничтожению, ответственность за что несет юридическое лицо – владелец лекарственного средства. Отсутствие упоминания об этом нарушении в заключении от 08.02.2007 ГУЗ «Оренбургский информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения» само по себе не влечет невозможность привлечения за данное нарушение виновного юридического лица, поскольку оно очевидно, зафиксировано материалами проверки и отражено в итоговом процессуальном документе, на основании которого общество подлежит привлечению к административной ответственности, то есть постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.

Ссылка ООО «Георг-Фарм» в апелляционной жалобе на неправильное применение судом норм материального права, поскольку нормативные документы устанавливают обязанность уничтожать лекарственные средства с истекшим сроком действия, но не оговаривают сроки уничтожения, является несостоятельной, поскольку из смысла вышеприведенных норм права однозначно вытекает обязанность владельцев таких лекарственных средств незамедлительно принимать меры к их уничтожению, а также запрет как продавать, так и хранить у себя. Ответственность за невыполнение такой обязанности лежит на юридическом лице.

Подлежит отклонению и утверждение общества о том, что материалы проверки, постановление, заявление прокуратуры составлены с нарушением требований КоАП РФ и Федерального закона от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», не указано место совершения административного правонарушения, что является существенным

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2007 по делу n А07-19658/2006. Изменить решение  »
Читайте также