Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2007 по делу n А07-3848/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения10 А07-3848/2007 ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-4852/2007 г. Челябинск 06 августа 2007 г. Дело № А07-3848/2007 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Малышева М.Б., Митичева О.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан и апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2007 по делу № А07-3848/2007 (судья И.М. Хайдаров), при участии от открытого акционерного общества «Башкирская нефтехимическая компания» (заявитель) Рычкова О.Л. (доверенность от 11.01.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 33 по Республике Башкортостан (заинтересованное лицо) Ишбулатова Р.Р. (доверенность от 31.07.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (третье лицо) Гаймалеева Д.Р. (доверенность от 10.01.2007), УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество «Башкирская нефтехимическая компания» (далее ОАО «Башнефтехим», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы (далее налоговый орган, инспекция), выразившихся в отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией, а также об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы произвести регистрацию юридического лица ОАО «Башнефтехим» в связи с его ликвидацией со внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (т. 1, л.д. 2-4). Определением от 11.04.2007 судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (т. 1, л.д. 128-129). Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2007 заявленные требования удовлетворены в полном объеме (т. 2, л.д. 128-134). Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо и третье лицо обжаловали его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления ОАО «Башнефтехим» отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что наличие непогашенной кредиторской задолженности у общества (задолженности по налогам, пеням и штрафным санкциям) свидетельствует о нарушении заявителем порядка ликвидации юридического лица, предусмотренного пунктом 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Требования заявителя не взаимосвязаны между собой, поэтому должны рассматриваться в производстве двух разных судебных дел. Инспекция Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать. В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается на то, что документы ОАО «Башнефтехим», представленные для государственной регистрации в связи с ликвидацией, подписаны неуполномоченным лицом Сайфуллиным Н.Р., который является государственным служащим. Заявление, представленное ОАО «Башнефтехим», заполнено с нарушением установленных правил, поскольку пункт 4 содержит недостоверные сведения о ликвидаторе. Общество, обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, соединило в заявлении несколько требований, не связанных между собой, а арбитражный суд первой инстанции, в нарушении правил статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел их в одном производстве. В судебном заседании представители заинтересованного лица и третьего лица поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах. Заявитель отзыва на апелляционные жалобы не представил. В судебном заседании представитель общества отклонил доводы апелляционных жалоб, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения. Также пояснил, что документы для регистрации ликвидации общества были представлены уполномоченным лицом, порядок проведения ликвидации обществом нарушен не был. От заинтересованного лица поступило ходатайство о замене в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы на правопреемника Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 33 по Республике Башкортостан в связи с реорганизацией. Согласно представленного в материалы дела приказа Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 24.05.2007 № 15-04/36 «О реорганизации территориальных органов ФНС России в Республике Башкортостан» Инспекция Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы реорганизована путем слияния с Инспекцией Федеральной налоговой службы № 24 по Республике Башкортостан в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 33 по Республике Башкортостан. Заявленное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено. В судебном заседании Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 33 по Республике Башкортостан было заявлено ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения Арбитражным судом Республики Башкортостан споров по делу №А07-9845/07-А-ДГА и по делу №А07-9785/07-А-КРФ. В рамках названных дел ОАО «Башнефтехим» оспаривается решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан от 11.05.2007 № 13-02/1114 о привлечении общества к налоговой ответственности (дело №А07-9845/07-А-ДГА), а также решение № 78 и постановление от 26.06.2007 № 89 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика ОАО «Башнефтехим». Третье лицо поддержало заявленное ходатайство. Заявитель представил письменные возражения по поводу заявленного ходатайства, в которых просит в удовлетворении ходатайства отказать. Ссылается на отсутствие связи между делами, поскольку отказ налогового органа в государственной регистрации ликвидации заявителя не был связан с наличием неисполненной налоговой обязанности общества. Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявленного ходатайства. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого арбитражным судом. Заинтересованным лицом не конкретизированы обстоятельства, которые могут иметь преюдициальное значение для настоящего спора и служить основанием для приостановления производства по делу, не указана взаимосвязь между обжалуемыми в рамках дел №А07-9845/07-А-ДГА и №А07-9785/07-А-КРФ ненормативными правовыми актами налогового органа и решением об отказе в государственной ликвидации регистрации юридического лица. Поскольку налоговый орган не обосновал невозможность рассмотрения настоящего дела до разрешения вышеназванных дел, у суда не имеется оснований для приостановления производства по настоящему делу до рассмотрения споров по делам №А07-9845/07-А-ДГА и №А07-9785/07-А-КРФ. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела, 02.08.2005 на внеочередном общем собрании ОАО «Башнефтехим» было принято решение о ликвидации юридического лица и назначении ликвидационной комиссии под председательством Сайфуллина Н.Р. (протокол б/н от 02.08.2005 - т. 1, л.д. 8-9). В Инспекцию Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Уфы заявителем было направлено уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица (т. 1, л.д. 10), на основании которого в Единый государственный реестр юридических лиц 10.08.2005 была внесена соответствующая запись (т. 1, л.д. 11). 10.08.2005 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о формировании ликвидационной комиссии ОАО «Башнефтехим» и назначении ликвидатора (т. 1, л.д. 12). В соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации 17.08.2005 в «Вестнике государственной регистрации» было опубликовано сообщение о ликвидации ОАО «Башнефтехим» и был установлен двухмесячный срок с момента публикации для предъявления претензий кредиторов (т. 1, л.д. 13). Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 13.02.2007 № 385 «О решении внеочередного общего собрания акционеров открытого акционерного общества «Башкирская нефтехимическая компания» утвержден ликвидационный бухгалтерский баланс общества по состоянию на 13.02.2007 (т. 1, л.д. 14). Председатель ликвидационной комиссии 13.02.2007 обратился к заинтересованному лицу с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (т. 1, л.д. 17-18). Одновременно были представлены документы, перечисленные в статье 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон о государственной регистрации), в том числе ликвидационный бухгалтерский баланс общества (т. 1, л.д. 15-16). Письмом от 26.02.2007 исходящий № 01/277-16/15863 налоговый орган уведомил общество о невозможности принятия решения о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. В качестве основания указаны следующие обстоятельства: представленные в налоговый орган документы содержат заведомо ложную информацию в силу того, что подписаны Сайфуллиным Н.Р., который, являясь государственным гражданским служащим, не может участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией (т. 1, л.д. 19), следовательно, документы, подписываемые от имени Сайфуллина Н.Р., содержат заведомо ложную информацию. Считая, что действия налогового органа по отказу в государственной регистрации прекращения деятельности ОАО «Башнефтехим» нарушают право общества на добровольную ликвидацию, предусмотренную Федеральным законом «Об акционерных обществах», ОАО «Башнефтехим» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленный требования арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушений порядка ликвидации общества, установленного Гражданским кодексом Российской Федерации, а также из того, что непогашенная кредиторская задолженность ОАО «Башгнефтехим» перед бюджетом предъявлена кредитором (налоговым органом) после окончания установленного пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации срока для предъявления требований кредиторами, а статья 62 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривает каких-либо ограничений, предъявляемых к кандидатуре ликвидатора. Выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела и требованиям законодательства. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. Согласно части 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. В соответствии со статьей 8 Закона о государственной регистрации государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Статьей 23 Закона о государственной регистрации установлены основания отказа в государственной регистрации. Исходя из системного токования статей 8 и 23 Закона о государственной регистрации, регистрирующий орган в течение пятидневного срока должен либо произвести государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией, либо отказать в государственной регистрации при наличии предусмотренных законом оснований. Принятие иных решений или возврат документов с целью приведения их в соответствие с требованиями закона Законом о регистрации не предусмотрено. Поэтому письмо налогового органа от 26.02.2007 исходящий № 01/277-16/15863 следует рассматривать в качестве отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Как следует из названного письма, государственная регистрация ликвидации общества невозможна в связи с тем, что представленные Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2007 по делу n А76-2081/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|