Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2007 по делу n А76-218/2007. Изменить решение

А76-218/2007

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№18АП-2734/2007

г. Челябинск

июня 2007 г.  Дело №А76-218/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Голубевой Т.А.., судей Тремасовой-Зиновой М.В.., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ветховой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Варненский комбинат хлебопродуктов»  на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.03.2007 по делу № А76 - 218/2007 (судья С.Б.Каюров), при участии:  от ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов» - Михеева Е.И. (доверенность от 16.04.2007), Пурусова Н.М. (доверенность от 01.06.06 № 105), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Челябинской области - Бушуева-Волкова И.Ю. (доверенность от 16.01.2007 №7),

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Варненский комбинат хлебопродуктов» (далее-ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов»), общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Челябинской области ( далее- МРИ ФНС РФ № 12 по Челябинской области, инспекция, налоговый орган) от 28.12.2006, 265.

Решением Арбитражного суда Челябинской области  от 30.03.2007  заявление общества удовлетворено в  частично, оспариваемый акт признан судом недействительным в части доначисления обществу  1300 руб. налога на доходы физических лиц, начисления 415 руб. пени за несвоевременную уплату налога и привлечения к налоговой ответственности по ст.123 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее - НК РФ ) в виде взыскания штрафа в сумме 410 руб., применения повышенного размера штрафа ( 100 процентов) по п.1 ст.122 НК РФ с учетом п.2,3 ст.112 и п.4 ст.114 НК РФ, начисленного обществу по налогу на добавленную стоимость ( далее- НДС), а также применения к налогоплательщику налоговых санкций по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 12148 руб. по налогу на прибыль.

В удовлетворении остальной части требований, а именно: в части признания недействительным оспариваемого акта по доначислению 93668 руб. земельного налога на земли несельскохозяйственного назначения за 2004, 2005 годы, соответствующих пени и 28323 руб. штрафа, а также применения к налогоплательщику штрафа по п.1 ст.122 НК РФ, по п.2, 3 ст.112 , п.4 ст.114 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль в сумме 3535 руб., заявителю было отказано.

Общество не согласилось с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции о доначислении 93668 руб. земельного налога на земли несельскохозяйственного назначения за 2004, 2005 годы, пени в размере 17222 руб. и 28323 руб. штрафа, обжаловав судебный акт  в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе общество  просит отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части, ссылаясь на  неправильное применение судом  норм материального права.

Законность судебного акта проверена в порядке,  предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 12 по Челябинской области проведена выездная налоговая проверка ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов» по вопросам правильности исчисления и уплаты в том числе налога на земли несельскохозяйственного назначения ( земельный налог) за период с 01.01.2004 по 31.12.2005, по результатам которой составлен акт от 31.07.2006, № 107 и вынесено решение от 28.12.2006 № 265.

Указанным решением обществу доначислен налог на землю несельскохозяйственного назначения в сумме 93668 руб., в том числе 44616 руб. за 2004 год и 49052 руб. за 2005 год, пени за несвоевременную уплату налога в размере 17222 руб. Общество также привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде взыскания 28323 руб. штрафа.

Основанием для начисления заявителю спорных сумм налога, пени и привлечения к налоговой ответственности послужил вывод инспекции о неправильном исчислении налогоплательщиком в 2004, 2005 годах земельного налога за принадлежащие обществу на праве собственности земельные участки ввиду неверного применения обществом ставки земельного налога, что повлекло его неуплату в сумме 93668 руб.

Общество исчислило налог по ставкам за земли промышленности на основании ст.9 Закона Российской Федерации « О плате за землю» № 1738-1 ( далее- Закон № 1738-1) вместо, как полагает инспекция, обязанности применения ставки за земли поселений в соответствии с п.2 ст.6 названного закона.

Отказывая обществу в удовлетворении требований в рассматриваемой части, суд первой инстанции согласился с позицией налогового органа об отнесении принадлежащих обществу земельных участков к категории земель поселений, при этом принял во внимание представленное инспекцией письмо территориального отдела № 12 Управления Роснедвижимости по Челябинской области, согласно которому земельные участки, находящиеся в собственности заявителя ( в с.Варна, по ул.Пугачева, 1 и ул.Кирова, 66 «в»), расположены в черте населенного пункта.

Суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции ошибочным, при этом исходит из следующего:

Непосредственным объектом земельных отношений является земельный участок либо его часть. Для того чтобы земельный участок был признан объектом земельных отношений, он должен быть индивидуализирован, то есть определены его размер, границы и местонахождение. На основании пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в числе прочих, на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии со ст. 7 ЗК земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

) земли сельскохозяйственного назначения;

) земли поселений;

) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и т.д. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно ст. 8 ЗК отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:

) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

)земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, земель иного целевого назначения- органами местного самоуправления.

Согласно статье 83 ЗК землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий. Статьей 88 ЗК землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и/или эксплуатации объектов промышленности и права, на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и/или эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в пункте 1 настоящей статьи земель.

Согласно ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1) к настоящему Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).

Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территориальными органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территорий и генеральными планами городов.

Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20% от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с Приложением 2 (таблица 1) к настоящему Закону для поселений численностью до 20 тыс. человек.

Согласно Инструкции МНС РФ N 56 от 21 февраля 2000г.  По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог организациям и физическим лицам исчисляется исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок и налоговых льгот.

Налог на земли городов (поселков) устанавливается в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" на основе средних годовых ставок согласно Приложению N 2 (таблицы 1, 2, 3) Закона.

Согласно имеющимся в материалах дела свидетельствам о государственной регистрации права от 04.07.2003 спорные объекты- земельный участок общей площадью 79879 кв.м. и земельный участок общей площадью 181031 кв.м., расположенные в с.Варна, по ул.Кирова,66 «в» и ул.Пугачева,1 отнесены к категории земель промышленности и принадлежат обществу на праве собственности на основании договоров купли-продажи № 59 и № 60 от 15.08.2002, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.07.2003 сделаны записи регистрации за № 74-01/05-003/2003-0132 и № 74-01/05-003/2003-0136.

Об отнесении спорных земельных участков к категории земель промышленности свидетельствуют и данные государственного земельного кадастра (л.д. 105-106, т.1)

Письмом от 21.09.2006 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (территориальный отдел № 12 Варненского муниципального района) подтвержден факт отнесения органа местного самоуправления находящихся в собственности общества земельных участков к категории земель промышленности на основании данных годового отчета о наличии и распределении земельного фонда Варненского муниципального района, утвержденного Постановлением Главы района от 14.12.2005 № 344 ( л.д. 1022, т.1).

Сведения аналогичного содержания содержатся в ответе главного архитектора Варненского муниципального района от 24.10.2006 № 42 на запрос общества (л.д. 101, т.1).

Данных об изменении правового режима спорных земельных участков и об использовании их не в производственных целях, не по целевому назначению материалы дела не содержат и налоговым органом не представлено ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни на стадии рассмотрения апелляционной жалобы.

Таким образом, категория спорных участков - земли промышленности указана органом местного самоуправления и непосредственно самим обществом в соответствии с Порядком ведения списков плательщиков земельного налога, утвержденного Роскомземом 17.10.1995, предусматривающим определение категории земельного участка на основании правоустанавливающих документов и иных документов, а при  отсутствии в них необходимой информации- в соответствии с решениями органов местного самоуправления об отнесении участков по категориям.

Вывод суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки относятся к землям поселений, является необоснованным.

Инспекцией не представлены доказательства того обстоятельства, что требуемое в силу п.2 ст.7 Земельного кодекса зонирование территории села Варна было произведено органами местного самоуправления и определена черта ( граница) поселения «село Варна».

При отсутствии градостроительных и иных документов, содержащих описание границ села Варна, утверждение налогового органа о том, что принадлежащие обществу земельные участки находятся в границах сельского поселения, следует признать необоснованным и документально не подтвержденным.

При указанных обстоятельствах оспариваемое обществом решение налогового органа в части доначисления обществу налога на землю за 2004, 2005 годы в сумме 93668 руб., соответствующих пени и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 28323 руб. надлежит признать недействительным, в связи с чем решение суда первой инстанции в рассматриваемой части является необоснованным и не соответствующим действующему законодательству.

В части, касающейся взыскания с инспекции заявленных обществом судебных расходов на оплату услуг представителя за участие в рассмотрении апелляционной жалобы, суд отмечает следующее:

В соответствии  со статьей 101  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации  судебные  расходы  состоят  из  государственной  пошлины  и судебных  издержек, связанных  с  рассмотрением  дела  арбитражным  судом.

Примерный  перечень  судебных  издержек  приведен  статьей 106 названного  Кодекса,  которая  к  их числу  относит  и  расходы  на  оплату  услуг  адвокатов.

При  этом  право  на возмещение  расходов  возникает  при  условии, что  сторона  понесла  затраты,  получателем  которых  является

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2007 по делу n А76-1529/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также