Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2007 по делу n А76-33041/2006. Отменить решение полностью и принять новый с/а

А76-33041/2006

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№18АП-2704/2007

г. Челябинск

31 мая 2007 г.

Дело № А76-33041/2006 

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Башариной  Л.Ф., судей Хасановой М.Т., Соколовой  Т.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Иващенко Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого  акционерного  общества энергетики и электрификации «Челябэнерго»  на решение  Арбитражного суда Челябинской области от 28.03.2007 по делу № А76-33041/2006 (судья Скрыль С.М.), при участии от открытого  акционерного  общества  «Челябинский электрометаллургический комбинат» - Филимонова Р.М. (доверенность 16.01.2007), открытого  акционерного  общества энергетики и электрификации «Челябэнерго» - Перминова Д.В. (доверенность от 27.12.2006), Подольской Л.А. (доверенность от 22.03.2007),

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Челябинский электрометаллургический комбинат» (далее –ОАО «ЧЭМК», истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Челябэнерго» (далее –ОАО ЭиЭ «Челябэнерго», ответчик) 50 000 рублей из суммы неосновательного обогащения за февраль 2006г.  в размере 53 223 704 руб. 71 коп. По мнению истца, договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 221 (08-104-4)   является незаключенным, поскольку стороны не согласовали существенные условия,  а именно: предмет и срок оказания услуг. В феврале 2006 года ОАО «ЧЭМК» уплатило ответчику на основании выставленную  им  счет-фактуру № 23-180 от 28.02.2006  53 223 704 руб. 71 коп., однако ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» не осуществило  какой-либо деятельности  по передаче электрической энергии.  Каких-либо технических устройств электрических сетей, принадлежащих ответчику на праве собственности, не имеется. ОАО «ЧЭМК» получает электрическую энергию через сети, отнесенные к Единой национальной (общероссийской) электрической сети. ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» не обладает правом заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих  в единую национальную (общероссийскую) электрическую  сеть   (т.1, л.д. 2-5).

До рассмотрения дела по существу истец заявил ходатайство об уточнении исковых  требований  и просил взыскать 28 494 086 руб. 52 коп., которое было удовлетворено  арбитражным судом первой  инстанции  (т.2, л.д. 163).

Арбитражный суд первой инстанции при вынесении решения об удовлетворении исковых требований исходил из того, что высоковольтные линии по которым передавалась электроэнергия истцу, относятся к объектам единой национальной (общероссийской) сети, ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» не имело права на заключение договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в силу ст. 7- 9 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закона). Организацией, которая правомочна заключать такие договоры,  является открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы». Более того, ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» не владеет техническими устройствами электрических сетей. Суд в  своем решении указал, что при оплате  стоимости поставленной электроэнергии необходимо  применять  тариф, установленный Федеральной службой по тарифам, составляющий 89, 21 руб./КВт. В материалах дела имеются платежные поручения, подтверждающие, что ОАО «ЧЭМК» перечислило 53 223 704 руб. 71 коп. стоимости поставленной электрической энергии, 28 494 086 руб. 25 коп. из них является переплатой.  Учитывая, что договор заключен с нарушением требований  законодательства и является ничтожным в порядке ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации указанная сумма  является неосновательным обогащением  (т.2, л.д. 165-167).

С принятым решением не согласилось ОАО «Челябэнерго», обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. По мнению заявителя апелляционной жалобы, арбитражный суд при вынесении решения неправильно применил п. 2 ст. 7,  п. 1 ст.8 Закона, поскольку указанные нормы не вступили в законную силу, необходимо руководствоваться Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными Постановлением Правительства  24.10.2003 № 643 (далее - Правила).  ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» владеет имуществом, которое участвует в процессе передачи электроэнергии и присоединено к энергопринимающим устройствам истца на законном основании. Кроме того,  какого-либо запрета на оказание услуг по передаче электроэнергии с использованием объектов единой национальной (общероссийской) сети их законными владельцами (не только собственниками) законодательством  не предусмотрено. Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что при расчете стоимости поставленной энергии применялся тариф, соответствующий действующему законодательству.

Отзывом ОАО «ЧЭМК» отклонило доводы апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным.  По мнению истца, ответчик не вправе был заключать договор на передачу электрической энергии с использованием сетей, относящихся  к единой национальной электрической сети, в связи с чем договор обоснованно был признан недействительным.  ОАО «ЧЭМК» считает, что стоимость электроэнергии должна рассчитываться по тарифу, размер которого установлен Федеральной службой по тарифам  и составляет 89,21 руб.  Пункт 2 ст. 7, пункт 1 ст. 8 Закона вступили в силу с принятием Правил, в связи с чем нет оснований полагать, что решение принято с применением норм, не вступивших в законную силу. Ответчик  не представил доказательств владения сетями на законном основании, осуществления деятельности как комплекса организационно и технологически  связанных действий.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей истца, ответчика, считает, что  обжалуемое судебный акт подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, 23.01.2006 между истцом и ответчиком  заключен договор № 221 (08-104-4), согласно п.1.1 которого  сетевая организация (ОАО ЭиЭ «Челябэнерго») оказывает услуги по передаче электроэнергии потребителю путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих сетевой компании на праве собственности и (или) ином законном  основании, а потребитель (ОАО «ЧЭМК») оплачивает услуги по передаче электроэнергии в порядке и сроки,  установленные настоящим договором (т.1, л.д. 8-15).

Согласно пунктам 2.1.2, 2.1.3 сетевая организация обязуется обеспечить передачу электроэнергии по своим сетям  на энергопринимающие устройства, энергетические установки потребителя в объемах, согласованных договором, качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям.

В силу пункта 2.3.1 потребитель обязуется оплачивать  стоимость оказываемых услуг.

Согласно приказу Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.11.2005 № 325 объекты электросетевого хозяйства (высоковольтные линии):  ВЛ 220 кВ Новометаллургическая - ЧФЗ 1,  ВЛ 220 кВ Новометаллургическая - ЧФЗ 2,  ВЛ 220 кВ Новометаллургическая - Хромовая 1, ВЛ 220 кВ Новометаллургическая - Хромовая 2 включены  в Реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Согласно п.1 ст. 7 Закона  единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.

Статья 3 названного Закона определяет понятие субъекта электроэнергетики, согласно которой –это лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии;

ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» является субъектом электроэнергетики, соответственно, имеет право предоставлять  услуги   по передаче электрической энергии.

Истец в судебном заседании указал, что ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» является территориальной сетевой организацией, то есть  коммерческой организацией, оказывающей  услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети (ст.3 Закона).

Закон  содержит правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики. В ст.  3 Закона  даны основные понятия, используемые в данном законе, в том числе понятие «территориальной сетевой организации».  

Однако не все нормы Закона  вступили в силу и подлежат применению в условиях переходного периода.

Глава 7 Закона, регулирующая правовое положение розничных рынков, к числу которых относятся территориальные сетевые организации вступает  в силу одновременно со вступлением в силу Правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.

Помимо Закона, понятия субъектов   в сфере электроэнергетики определены и в Правилах  недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ  от 27.12.2004 года №861 (далее –Правила недискриминационного доступа), которые приняты   в целях регулирования отношений по передаче электрической энергии в условиях переходного периода реформирования электроэнергетики.

В соответствии с п.2 Правил  недискриминационного доступа  сетевые организации –это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих  устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Кроме того, в соответствии с п.37 Правил недискриминационного доступа отношения, связанные с иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, регулируются на основании договоров о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Срок действия таких договоров ограничивается переходным периодом реформирования электроэнергетики. По окончании переходного периода реформирования электроэнергетики отношения по предоставлению услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, регулируются с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, за исключением случаев, когда договоры с использованием указанных объектов заключаются собственниками таких объектов самостоятельно.

В соответствии со ст. 9 Закона организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети. Деятельность  по оказанию услуг по передаче электрической энергии, осуществляемая организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а также указанная деятельность собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав единой национальной (общероссийской) электрической сети, осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Таким образом, ОАО «Челябэнерго» - это сетевая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства и законодательство не содержит запрета на осуществление  этой деятельности с использованием объектов единой национальной (общероссийской) сети.

В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции к материалам дела был приобщен договор № ДИ-21№05-325-4, заключенный между ОАО ЭиЭ «Челябэнерго» (собственник) и открытым акционерным обществом «Межрегиональная магистральная сетевая компания «Центр» (далее –ОАО «ММСК «Центр»), согласно которому собственник передает, а ОАО «ММСК «Центр»  принимает за плату права владения и пользования объектами электросетевого    хозяйства, относящимися к единой национальной электрической сети.

.08.2005 стороны заключили дополнительное соглашение  к договору № ДИ-21№05-325-4, которым предусмотрели, что  в связи с реорганизацией  ОАО «Челябэнерго»   в форме выделения  правопреемником его прав и обязанностей является открытое акционерное общество «Челябинские магистральные электрические сети» (далее –ОАО «Челябинские магистральные электрические сети»).

Соответственно, право собственности на  объекты электросетевого хозяйства (в число которых вошли  высоковольтные линии:  ВЛ 220 кВ Новометаллургическая - ЧФЗ 1,  ВЛ 220 кВ Новометаллургическая - ЧФЗ 2,  ВЛ 220 кВ Новометаллургическая - Хромовая 1, ВЛ 220 кВ Новометаллургическая - Хромовая 2) перешло к  ОАО «Челябинские магистральные электрические сети».

С согласия нового собственника  01.09.2005 заключен договор субаренды, пунктом 1.1

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2007 по делу n А76-49147/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также