Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 по делу n А71-8930/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-1071/2008-ГК

 

г. Пермь

05 марта 2008 года                                                             Дело № А71-8930/2007

 

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего                                          Гребенкиной Н.А.,

судей                                                          Булкиной А.Н., Шварц Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мехоношиным Е.В.,

при участии:

от истца, Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу в лице Приволжского территориального управления Росрезерва: Капустина Н.А., доверенность от 03.12.2007 г. № ПрО/13941, паспорт;

от ответчика, Открытого акционерного общества «Буммаш»: Семенихин А.Ф., доверенность от 14.11.2007 г., паспорт;

от третьего лица: Общества с ограниченной ответственностью «Инсайт-менеджмент»: Сокол О.Н., доверенность от 01.02.2008 г. № 10, паспорт;

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Открытого акционерного общества «Буммаш»,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 25 декабря  2007 года

по делу № А71-8930/2007,

принятое судьей Л.А. Ухиной,

по иску Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу в лице Приволжского территориального управления Росрезерва

к Открытому акционерному обществу «Буммаш»,

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Инсайт-Менеджмент»,

о возврате материальных ценностей государственного резерва,  

установил:

 

Управление Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу в лице Приволжского территориального управления Росрезерва (далее – ТУ Росрезерва) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Открытому акционерному обществу «Буммаш» (далее – ОАО «Буммаш») об истребовании из чужого незаконного владения и возврате материальных ценностей государственного резерва – 1015 тонн топочного мазута (л.д.5-7).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.12.2007 г. (резолютивная часть от 24.12.2007 г., судья Л.А. Ухина) исковые требования удовлетворены в полном объеме (л.д.63-67).

Ответчик с решением суда первой инстанции не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Полагает, что вывод суда первой инстанции о действительности приемного акта (сохранного обязательства) от 08.12.2005 г. не соответствует материалам дела, так как вступившим в законую силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.12.2006 г. по делу № А701-6780/2006 было установлено, что оно подписано неуполномоченным лицом. По мнению заявителя апелляционной жалобы, вывод суда о начале течения срока исковой давности с 27.02.2006 г. также не соответствует обстоятельствам дела, так как письмо о разбронировании мазута с требованием его возврата было направлено в адрес ответчика еще 24.07.2000 г., поэтому срок исковой давности для предъявления требования о возврате переданных на хранение материалов истек 24.07.2003 г. Истцом не доказаны право собственности на спорный топочный мазут и факт его передачи на хранение ответчику, поэтому суд неправомерно посчитал установленными обстоятельства наличия в ОАО «Буммаш» на хранении материальных ценностей из государственного резерва. Кроме того, заявитель жалобы указал, что в обоснование иска положены взаимоисключающие обстоятельства: незаконное владение имуществом при отсутствии договорных отношений (статья 301 Гражданского кодекса Российской Федерации) и наличие договорных отношений по хранению (статьи 887, 900 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 27.02.2008 г. представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснил, что отношения по хранению не были возобновлены, так как полномочия у исполнительного директора ответчика (В.В.Тюрина) на подписание отчетных документов отсутствовали. Суду первой инстанции следовало применить срок исковой давности.

Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменным отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Полагает, что факт наличия на территории ОАО «Буммаш» федеральной собственности и ее объем, а именно 1015 тонн мазута государственного резерва, имеет преюдициальный характер и повторному доказыванию не подлежит. В подтверждение ссылается на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.03.2007 г. по делу № А71-7649/2006, а также на акты вышестоящих судебных инстанций по делу № А71-6780/2006. Кроме того, указал, что о нарушении своего права (об отказе ответчика отгрузить материальные ценности государственного резерва) ТУ Росрезерва узнало из письма ответчика к третьему лицу (ООО «Инсайт-менеджмент»), которое поступило в адрес истца только 03.04.2006 г. До этого времени ответчик ежегодно отчитывался перед истцом о хранении топочного мазута государственного резерва. Дата последнего отчета, в которой ОАО «Буммаш» признается получение мазута – 01.01.2006 г. В 2000 г. выпуск материальных ценностей из государственного резерва был приостановлен до особого указания, о чем Западно-Уральским территориальным управлением Российского агентства по государственным резервам было направлено ответственному хранителю (ОАО «Буммаш») указание от 09.10.2000 г. № НТ/3946.

В судебном заседании апелляционного суда 27.02.2008 г. представитель истца поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: постановлений Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2007 г. № 17АП-870/2007-ГК и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.06.2007 г. № Ф09-4717/2007-С5, копий паспорта от 27.04.99 г. № 164 на топочный мазут, акта об освежении товаров (материалов) первой группы от 01.02.2000 г. № 1 (без разрыва во времени), письма Западно-Уральского территориального управления Российского агентства по государственным резервам в адрес ОАО «Буммаш» от 09.10.2000 г. № НТ/3946, составленных ОАО «Буммаш» акта инвентаризации топочного мазута по состоянию на 01.01.2005 г., отчета о наличии материалов I группы (топочный мазут) за 01.07.2004 г., отчета о наличии материалов I группы (топочный мазут) за 2004 г., а также копий приказов ОАО «Буммаш» от 15.02.2005 г. № 22-к о назначении В.В.Тюрина на должность исполнительного директора – первого заместителя генерального директора и от 09.06.2005 г. № 132-к о возложении на исполнительного директора В.В.Тюрина обязанностей генерального директора, которые были изъяты из материалов уголовного дела, касающегося отношений с ответчиком по хранению ценностей государственного резерва. При этом представитель ТУ Росрезерва пояснил, что указанные документы не были представлены суд первой инстанции, так как они представлялись ранее по другому делу по спору между теми же сторонами относительного того же предмета (мазута государственного резерва в количестве 1015 тонн), которое рассматривалось тем же судьей Арбитражного суда Удмуртской Республики, что и настоящее дело.

Ответчик против удовлетворения ходатайства не возражал, за исключением приобщения к материалам дела кадровых приказов ОАО «Буммаш».

Третье лицо поддержало заявленное ходатайство в полном объеме.

Ходатайство истца о приобщении к материалам дела представленных документов было рассмотрено и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, удовлетворено судом апелляционной инстанции в порядке статей 67, 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании суда апелляционной инстанции 27.02.2008 г. поддержал позицию истца, просит решение Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Пояснил также, что конкурс на приобретение разбронированного из государственного резерва мазута проводился истцом дважды. В первом конкурсе также участвовал ответчик (ОАО «Буммаш»), который был признан победителем конкурса, но от дальнейшего оформления отношений отказался. В результате чего истцом был объявлен повторный конкурс на тот же мазут, победителем конкурса стало ООО «Инсайт-менеджмент». Однако третье лицо свои права в отношении приобретенного мазута не реализовало, поскольку ОАО «Буммаш» отказалось выполнить наряд на отпуск мазута и уже оплаченный мазут не отпустило. По поводу полномочий исполнительного директора ОАО «Буммаш» В.В.Тюрина пояснил, что он действовал на основании выданной ему первым руководителем предприятия генеральной доверенности. Такие доверенности представитель третьего лица видел непосредственно на ОАО «Буммаш» в г. Ижевске, поэтому доводы представителя ответчика об отсутствии у В.В.Тюрина надлежащим образом оформленных полномочий на подписание отчетных документов за материальные ценности государственного резерва (топочный мазут), являются необоснованными и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, по состоянию на 01.01.2006 г. в ОАО «Буммаш» хранилось 1015 тонн топочного мазута, который является материальной ценностью госрезерва, о чем свидетельствуют приемный акт (сохранное обязательство) от 08.12.2005 г. (л.д.12), отчет Формы № 1 от 14.02.2006 г. о наличии материалов госрезерва (л.д.13), акт инвентаризации на 01.01.2006 г. (л.д.15), акт замера топочного мазута, находящегося на ответственном хранении ОАО «Буммаш» по состоянию на 01.01.2006 г. (л.д.14), подписанные представителями ОАО «Буммаш».

Отношения по формированию, размещению, хранению и использованию, пополнению и освежению запасов государственного материального резерва регулируются Федеральным законом от 29.12.94 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве». Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных указанным Законом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственном материальном резерве» ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва – это хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва. Часть запасов материальных ценностей государственного резерва может храниться в промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (статья 11 Федерального закона).

Формирование, хранение и обслуживание мобилизационного резерва осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Федерального закона). При этом в соответствии с Положением о государственном материальном резерве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2001 г. № 140-8, пункты ответственного хранения обязаны своими силами обеспечивать закладку, размещение, хранение и освежение материальных ценностей государственного резерва, также своевременный выпуск по указанию Росрезерва или его территориальных органов.

Представленными в материалы дела доказательствами, в том числе вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.03.2007 г. по делу № А71-7649/2006 установлено, ОАО «Буммаш» в специальном плане размещения материальных ценностей государственного материального резерва не значится, мазут госрезерва по данному предприятию является сверхнормативным и не подлежит хранению в неснижаемом запасе, однако, в связи с отказом ОАО «Буммаш» от заключения договора ответственного хранения и готовностью выкупить находящийся на хранении мазут для собственных нужд, истцу было поручено в третьем квартале 2000 года разбронировать топмазут, в связи с чем он не был включен в спецплан. При этом в собственность ОАО «Буммаш» топочный мазут не передавался, из чего следует вывод о том, что топочный мазут до настоящего времени находится на ответственном хранении ОАО «Буммаш».

Как следует из письма Госкомрезерва России от 30.01.98 № 03/60 организации, не включенные в специальный план, несут ответственность за обеспечение количественной и качественной сохранности, своевременное освежение и замену запасов госрезерва в соответствии с Федеральным законом «О государственном материальном резерве» до момента их выпуска в установленном Положением о государственном материальном резерве порядке (л.д.20-21).

Согласно статье 2 Федерального закона «О государственном материальном резерве» разбронирование (выпуск) государственных материальных ценностей – реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке без последующего из возврата.

Доказательства того, что хранящийся у ответчика топочный мазут в количестве 1015 тонн был разбронирован в установленном законом порядке, в материалах дела отсутствуют.

Из представленного истцом в материалы дела письма Западно-Уральского территориального управления Российского агентства по государственным резервам (правопредшественник ТУ Росрезерва) в адрес ОАО «Буммаш» от 09.10.2000 г. № НТ/3946 следует, что в соответствии с распоряжением Росрезерва от 06.10.2000 г. № НТ-2346 выпуск неоплаченного мазута 1015 тонн по ОАО «Буммаш» приостановлен до особого указания.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О государственном материальном резерве», пунктами 38, 39 Положения о государственном материальном резерве, утвержденного Постановлением Правительства от 23.02.2001 г. № 140-8, Постановлением Госкомстата России от 10.06.92 г. № 51, Инструкцией о порядке и условиях поставки, приемки, хранении и выпуске топочного мазута государственного резерва на пунктах

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 по делу n А60-34799/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также