Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 по делу n А50-14306/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-450/2008-ГК

 

г. Пермь

05 марта 2008 года                                                  Дело № А50-14306/2007             

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Карповой Т.Е.,

судей Глотовой Г.И., Зелениной Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,

при участии:

от заявителя (ОАО «Пермагростройзаказчик»): Панькова К.В. - начальник юридического отдела, доверенность № 40 от 25 декабря 2007 г., паспорт; Халявин Д.С. - доверенность от 01 ноября 2005 г., паспорт,

от заинтересованного лица (Администрация города Перми): Голиков Ю.С. - начальник отдела судебной защиты юридического управления, доверенность № И-01-43-5643 от 28 декабря 2007 г., удостоверение,

от заинтересованного лица (Департамент планирования и развития территории города Перми): Голиков Ю.С. - начальник отдела судебной защиты юридического управления, доверенность № 11-22-06-7436 от 29 декабря 2007 г., удостоверение,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя – ОАО «Пермагростройзаказчик»

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 25 декабря 2007 года

по делу № А50-14306/2007,

принятое судьей Шафранской М.Ю.

по заявлению ОАО «Пермагростройзаказчик»

к Администрации города Перми, Департаменту планирования и развития территории города Перми

о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,

 установил:

 ОАО «Пермагростройзаказчик» обратилось в Арбитражный суд Пермского края  с требованием о признании незаконным отказа Администрации г. Перми (в лице Департамента планирования и развития территории города Перми), оформленного письмом от 11.09.2007 за номером И-22-07-5031, в предоставлении ОАО «Пермагростройзаказчик» под застройку земельного участка, расположенного в квартале № 8 Ленинского района г. Перми.

Определением суда от 28 ноября 2007 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент планирования и развития территории города Перми (л.д. 40-42).

Решением  Арбитражного суда Пермского края от 25 декабря 2007 года открытому акционерному обществу «Пермагростройзаказчик» в удовлетворении заявленных требований отказано.

ОАО «Пермагростройзаказчик» с решением  суда от 25 декабря 2007 года не согласилось, в связи с чем обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель полагает, что отказ в предоставлении земельного участка, изложенный в письме от 11.09.2007 г, не соответствует закону.

Заинтересованное лицо (Администрация г. Перми) просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Считает, что решение об отказе в предоставлении земельного участка является правомерным, поскольку  заявителем не выполнены условия Соглашения № 750 от 30 ноября 2004г: не подготовлен  проект застройки и межевания квартала № 8 в Ленинском районе г. Перми, а также не заключено соглашение с Администрацией города Перми о сроках и объемах расселения, о сроках и объемах работ по строительству инженерных сетей и сооружений, улиц и объектов социальной инфраструктуры, необходимых для кварталов.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном  статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 05 ноября 2004г в газете «Пятница» Департамент планирования и развития территории г. Перми поместил объявление о предстоящем предоставлении открытому акционерному обществу «Пермагростройзаказчик» земельного участка  площадью 5 623 кв.м. по ул. Окулова в квартале № 8 для строительства  (л.д. 27).

30 ноября 2004 г. Администрацией города Перми и открытым акционерным обществом «Пермагростройзаказчик» заключено Соглашение № 750, из которого следует, что  Администрация города Перми предоставляет открытому акционерному обществу «Пермагростройзаказчик»  право на осуществление комплексной застройки территории квартала № 8 в Ленинском районе г. Перми (п. 1.1 соглашения), а открытое акционерное общество «Пермагростройзаказчик»:  разрабатывает проект застройки и межевания квартала в соответствии с правовым зонированием территории и заданием на разработку градостроительной документации, согласованной с Департаментом планирования и развития территории г. Перми (п. 2.1.1 Соглашения); на основании схемы межевания микрорайона, утвержденной ДПиР, разрабатывает, согласовывает, проводит необходимые экспертизы и утверждает проект застройки территории микрорайона по заданию, выданному Администрацией г. Перми (п. 2.1.2 Соглашения); безвозмездно передает один экземпляр утвержденной документации ДПиР (п. 2.1.3. Соглашения);  совместно с Администрацией разрабатывает организационные планы сноса и расселения объектов, строительства инженерных сетей и сооружений, улиц и объектов социальной инфраструктуры, предназначенной для обслуживания кварталов (п. 2.1.4 Соглашения); подписывает дополнительное соглашение с Администрацией, в котором устанавливаются сроки и объемы расселения, сроки и объемы работ по строительству инженерных сетей и сооружений, улиц и объектов социальной инфраструктуры, необходимых для кварталов (п. 2.1.5 Соглашения).

Пунктом 2.2.5 Соглашения предусмотрено, что  Администрации города Перми после согласования проекта застройки и утверждения проекта межевания, освобождения застройщиком квартала от прав третьих лиц  предоставляет застройщику земельный участок для строительства сроком на три года в соответствии с порядком, определенным Земельным кодексом РФ. Площадь земельного участка, свободного от прав третьих лиц, определяется схемой межевания существующих земельных участков при разработке проекта застройки.

Как следует из пояснений ОАО «Пермагростройзаказчик», в августе 2007 года общество, полагая, что обязанности по Соглашению № 750 от 30.11.2004г  им исполнены в полном объеме,  обратилось в Администрацию г. Перми с заявлением о предоставлении ему земельного участка в квартале № 8 Ленинского района г. Перми под застройку.

Заявления ОАО «Пермагростройзаказчик» о предоставления земельного участка под застройку в материалах дела нет.

Вместе с тем, в материалах дела имеется письмо Департамента планирования и развития территории г. Перми Администрации г. Перми № И-22-07-5031 от 11.09.2007г, которым открытому акционерному обществу «Пермагростройзаказчик» отказано в предоставлении земельного участка  для жилищного строительства в квартале № 8 г. Перми со ссылкой на то, что не утвержден проект межевания и не выполнен график работ по застройке квартала № 8 (л.д. 10).

ОАО «Пермагростройзаказчик» просит  признать отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в вышеуказанном письме, незаконным. По мнению заявителя, отказ не соответствует статьям  11, 12, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьям 22, 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Обосновывая отказ в предоставлении заявителю земельного участка для строительства, Администрация г. Перми ссылается на невыполнение заявителем условий Соглашения № 750 от 30.11.2004 г, в частности, на отсутствие утвержденных в установленном порядке проекта  застройки и  межевания территории, а также на отсутствие соглашения о  сроках,  объемах сноса и расселения ветхих домов, сроках объемах работ по строительству инженерных сетей и сооружений, улиц и объектов социальной инфраструктуры, необходимых для кварталов.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

ОАО «Пермагростройзаказчик»  считает, что земельный участок должен быть предоставлен ему по правилам пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ – с предварительным согласованием места размещения объекта, т.е. без проведения торгов.

С доводами ОАО «Пермагростройзаказчик» нельзя согласиться.

С 01 октября 2005г введена в действие статья 30.2 Земельного кодекса РФ, регулирующая особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,  пунктом первым которой предусмотрено, что земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного или иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

         Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе  (п. 2 ст. 30.2 Земельного кодекса РФ).

         Соглашение № 750 заключено сторонами до 01 октября 2005г, т.е. до введения в действие ст. 30.2 Земельного кодекса РФ, однако, оснований для предоставления открытому акционерному обществу «Пермагростройзаказчик» земельного участка без проведения торгов отсутствуют.

В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона РФ № 137-ФЗ от 25.10.2001г «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 30 декабря 2007г земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:

- соглашение заключено с таким лицом до 30 декабря 2004г;

- соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.

Соглашением № 750 от 30.11.2004г предусмотрена обязанность открытого акционерного общества «Пермагростройзаказчик» заключить с Администрацией г Перми дополнительное соглашение о сроках,  объемах сноса и расселения, сроках и объемах работ по строительству  инженерных сетей и сооружений, улиц и объектов социальной инфраструктуры, необходимых для кварталов.

Однако,  соглашение  и сносе и сооружении инженерных сетей на подлежащем застройке земельном участке сторонами заключено не было и, соответственно, указанные работы не могли быть исполнены.

При таких обстоятельствах расселение открытым акционерным обществом «Пермагростройзаказчик»  двух ветхих домов (№ № 29 лит А и Б по ул. Окулова, л.д. 11-21) по договорам, заключенным в августе 2004г, не может рассматриваться как расселение, осуществленное в рамках Соглашения № 750 от 30.11.2004г.

Кроме того, в отсутствие соглашения о расселении и сносе объектов капитального строительства нет оснований для вывода о том, что сносу и расселению подлежали только два указанных дома.

Следует также указать, что в случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона (пункт 15 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Из материалов дела следует, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства (по адресу: г. Пермь, Ленинский район, квартал № 8), утверждающее акт  выбора земельного участка, органом исполнительной власти не принималось.

Кроме того, из представленных в материалы дела документов следует, что на земельном участке в квартале № 8 Ленинского района г. Перми ОАО «Пермагростройзаказчик» предполагает осуществить не жилищное строительство, а  строительство торгово-финансового центра (протокол градостроительного Совета № 51 от 08.09.2005 г., утвержденный главным архитектором города Перми 13.09.2005 г., проект границ земельного

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 по делу n А60-28337/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также