Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2008 по делу n А50-10366/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

  СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-19/2008-ГК

г. Пермь                                                                             Дело № А50-10366/2007

28 января 2008 года                                                                                                                

Резолютивная  часть постановления объявлена 22 января 2008г.

         Постановление в полном объёме изготовлено 28 января 2008г.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего              Казаковцевой Т.В.

судей                                             Шварц Н.Г., Соларевой О.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания  Мехоношиным Е.В.

при участии в судебном заседании:

от истца МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского района г.Перми-Путилова О.А., доверенность № 43 от 11.01.2008г.,

от Пермского края в лице Министерства финансов Администрации г.Перми - Гаряева Н.Д., доверенность № 229 от 25.12.2007г.,

от третьих лиц: 1.Департамент финансов Администрации г.Перми-Попов К.Ю., доверенность № 06-01/02-4 от 09.01.2008г.,

2.УЖКХ Администрации г.Перми,

3.Комитет социальной защиты населения администрации г.Перми - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные  жалобы истца МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского района г.Перми, ответчика Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского от 22.11.2007г., принятое  судьёй Дружининой Л.В. по делу № А50-10366/2007 

по иску МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского района г.Перми к Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края, третьи лица Департамент финансов Администрации г.Перми, УЖКХ Администрации г.Перми, Комитет социальной защиты населения администрации г.Перми

о  взыскании  убытков,

установил:

МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского района г.Перми  обратилась с иском к Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края, третьи лица  Департамент финансов Администрации г.Перми, УЖКХ Администрации г.Перми, Комитет социальной защиты населения администрации города Перми о взыскании на основании ст.ст. 15, 16, 309, 1069, 1071 ГК РФ убытков, возникших в связи с предоставлением льгот в соответствии с Законом Пермской области от 15.01.2001г. № 1313-203 «О предоставлении дополнительных льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий» за период с января 2000г. по декабрь 2006г.  (т.1, л.д.3-5).

Представитель истца в судебном заседании 20.11.2007г. заявил ходатайство об изменении основания иска.  В связи с утратой силы с 01.01.2005г. Закона Пермской области № 1313-203 от 15.01.2001г. и принятием закона Пермской области от 30.11.2004г. № 1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области», льготы, предоставленные с 01.01.2005г. за 2005г. и 2006г. просит взыскать на основании указанного Закона. Изменение основания иска принято судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ (т.1, л.д.140-141).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 22 ноября 2007г. иск удовлетворён частично: с Пермского края за счёт казны Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края в пользу МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского района г.Перми взыскано 320 900руб. убытков. В остальной части в удовлетворении иска отказано. С Пермского края за счёт казны Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края в доход федерального бюджета взыскано 7 382руб. 37 коп. госпошлины по иску (т.2, л.д. 11-15).

Истец МУ  «Жилищная служба» Мотовилихинского района обратилась в Арбитражный суд с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой указало, что вывод арбитражного суда об истечении срока  исковой давности  за 2001г. и 2003г. противоречит действующему законодательству. По мнению заявителя, Администрацией г.Перми в письмах от 10.07.2006г.

№ И01-03-03-2068, от 11.08.2006г. № И-01-03-03-2422 была признана кредиторская задолженность по нефинансируемым госполномочиям ЗПО от 15.01.2001г., в связи с чем признание долга в 2006г. прерывает течение срока исковой давности. Также, заявитель полагает, что  срок исковой  давности был  прерван в 2002г. и в 2004г., в связи с частичным погашением долга перед учреждением по требованиям за 2001г. и 2003г. Заявитель просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований за период 2001г., 2003г. в размере 178 230руб., принять по делу новый судебный акт.

Ответчик Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края также обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав истцу в иске в полном объёме. В апелляционной жалобе заявитель указал, что расходы могут быть возмещены за счёт средств бюджета Пермского края только в случае установления факта незаконного действия (бездействия) Пермского края при исполнении обязанности финансирования расходов по предоставлению льгот указанной категории граждан. Заявитель указал, что возмещение расходов истцу осуществлял Департамент финансов г.Перми. За рассматриваемый период считает, что Министерство финансов выполнило обязанность по возмещению указанных расходов в полном объёме.

Третье лицо Департамент финансов Администрации г.Перми против удовлетворения жалобы ответчика возражает, поддерживает доводы апелляционной жалобы истца, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить в части.

УЖКХ Администрации г.Перми, Комитет социальной защиты населения Администрации г.Перми  в судебное заседание не явились, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили, о времени и месте извещены надлежащим образом в соответствии со ст.ст. 121, 123 АПК РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, истцом МУ «ЖС» Мотовилихинского района г.Перми  в период с  января 2000 по 2004г.,  в соответствии с  законом Пермской области от 15.01.2001 № 1313-203 «О предоставлении дополнительных льгот реабилитированным лицам и лицам признанным пострадавшими от политических репрессий» (утратил силу  с 01.01.2005г.), в период с 01.01.2005г. по 2006г. в соответствии  с законом Пермской области от 30.11.2004г. № 1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» предоставлялись  льготы гражданам, проживающим в многоквартирных домах, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (за пользование отоплением, водой, газом, электроэнергией  и канализацией).

  Указывая на недостаточное компенсирование фактически предоставленных льгот указанным категориям лиц из областного бюджета, истец обратился с иском, в котором просит взыскать с ответчика образовавшиеся убытки в сумме  499 130 руб. (т.1, л.д.3-5).

Удовлетворяя исковые требования в сумме 320 900руб. за 2005г.-2006г., суд исходил из того, что Учреждение недополучило в порядке возмещения предоставленных в соответствии с ЗПО от 30.11.2004г. № 1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области льгот на общую сумму 320 900руб. в связи с неисполнением Пермским краем надлежащим образом своих обязанностей по компенсации затрат, произведённых Учреждением в связи с реализацией законно установленных льгот. При этом указал, на то, что срок предъявления требования о компенсации предоставленных в 2000-2003г.г. льгот на момент подачи иска истёк, за 2004г. задолженность отсутствует.

Апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда первой инстанции.

Статьями 16, 17 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» предусмотрено снижение (для репрессированных лиц и совместно проживающих членов их семей) размера оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством стоимости топлива, а также порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчёта, предоставление льгот, установленных специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением  Правительства РФ от 03.05.94г. № 419 утверждено Положение «О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшими от политических репрессий», согласно которому органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять меры по предоставлению реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот, предусмотренных настоящим Постановлением. Расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, предусмотренных настоящим Положением, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.08.2005 N 489).

Согласно п.2.3 Устава МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского района г.Перми, зарегистрированного Администрацией Мотовилихинского района г.Перми 23.03.2000г. за № 81-00, одним из видов деятельности учреждения истца являются, обеспечение потребителей жилищно-коммунальными услугами, начисление и сбор платежей за предоставленные  жилищно-коммунальные услуги, организация системы учёта потребления услуг.

В соответствии с п.3.2.14 Устава  учреждение обязано предоставлять в муниципальное управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми и при необходимости в администрацию района, города предложения по объёму ассигнований теплоснабжающим организациям, муниципальному предприятию «Перводоканал», предприятиям различных форм собственности, оказывающим услуги по водоснабжению и водоотведению  (т.1, л.д.42-46).

Согласно  закону Пермской области от 15.01.2001г. № 1313-203 льготы по

оплате жилья, установленные п.8 постановления Правительства РФ от 03.05.94г. № 419 «Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий» распространяются на реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являющихся пенсионерами или инвалидами и проживающих в квартирах, находящихся в их частной собственности.

Статья 2 указанного закона устанавливает, что льготы, установленные ст. 1 настоящего Закона, предоставляется за счёт средств областного бюджета.

Закон Пермской области от 15.01.2001г. № 1313-203 утратил силу с 01.01.2005г.

30.11.2004г.  принят Закон Пермской области от № 1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области», отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.

Пунктом 5 указанного закона  предусмотрены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов коммунальных услуг в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.7 закона меры социальной поддержки, установленные Законом, являются расходными обязательствами Пермской области.

   Согласно ст.ст. 16, 1069 ГК РФ  вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом РФ или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 ГК РФ).

Между тем, при возложении ответственности на ответчика, предусмотренной ст.ст.16 и 1069 ГК РФ  необходимо установление факта незаконного действия (бездействия) Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края при исполнении обязанности финансирования расходов по предоставлению льгот указанной категории граждан.

Как следует из материалов дела  МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского района г.Перми непосредственно с Министерством финансов Пермского края  напрямую взаиморасчётов не производило.

Указом Губернатора Пермской области от 21.01.2005г. № 11 утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения Пермского края.  Пермской области от 21.01.2005г. дан  утьверждён те В соответствии с данным Положением, средства областного бюджета на возмещение расходов в результате предоставления предприятиями и организациями льгот по оплате жилья перечислялись Департаменту финансов г.Перми на основании ежеквартальных отчётов. В последующем эти средства подлежали перечислению Департаментом финансов г.Перми предприятиям и организациям, предоставляющим льготы.

Из дела следует, что порядок возмещения расходов в связи с предоставлением льготы не был установлен; возмещение расходов на предоставление льгот осуществлялось Департаментом финансов Администрации г.Перми на основании отчетов поставщиков услуг в отдел соцзащиты Мотовилихинского района г.Перми; с учетом отчетности Департамента финансов о потребностях финансовые средства предусматривались на очередной финансовый год в областном бюджете.  Согласно Закону Пермской области от 29.12.2004 г. №1945-422 «О бюджете Пермской области на 2005 г.», Закону Пермской области от 30.11.2005 г.№2741-613 «О бюджете Пермской области на 2006 г.», а также Закону Пермского края от 12.12.2006 г. №35-КЗ, в котором данный вид расходов предусмотрен на 2007 г. в сумме 83 313,5 тыс. руб., имеет место увеличение соответствующих финансовых ресурсов.

Наличие нормативного акта, возлагающего возмещение расходов на Пермскую область, не освобождает истца от обязанности представления доказательств расходов на возмещение льгот, понесённых в спорный период, их размера.

В материалах дела имеются акты сверки, составленные в спорные периоды между МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского района г.Перми, Администрацией г.Перми и Комитетом социальной защиты населения  за 2003, 2002г., 2001г., 2004 г., (т.1, л.д.16-21). Выводы суда первой инстанции  о предоставлении льгот и недополучении средств на возмещение льгот основаны на расчете истца. Иные документы, подтверждающие факт предоставления льгот в заявленной сумме, в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, к указанным  требованиям о компенсации предоставленных в 2000-2003г.г. льгот  подлежит применению по заявлению ответчика срок исковой давности, который должен исчисляться

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2008 по делу n А50-14779/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также