Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2008 по делу n А50-11846/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/аСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДП О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-59/2008-ГК
г. Пермь 28 января 2008 года дело № А50-11846/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Булкиной А.Н., судей Романова В.А., Гребенкиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пыленковой Т.А. при участии: от истца, МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского района г. Перми: Путилова О.А. по доверенности от 11.01.08г. №43; от ответчика, РФ в лице Минфин РФ (УФК по Пермскому краю): Калашникова Л.Ф. по доверенности от 09.01.2008 №12-18/3; от третьих лиц: 1) Министерство финансов Пермского края: Гаряева Н.Д. по доверенности от 25.12.2007г.; 2) Департамент финансов администрации г. Перми: Попов К.Ю. по доверенности от 09.01.2008г. №06-04/02-04; 3) Управление ЖКХ администрации г. Перми: не явились; 4) Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми: не явились, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 ноября 2007 года по делу № А50-11846/2007, принятое судьей Г.Д. Белоцерковской, по иску Муниципального учреждения «Жилищная служба» Мотовилихинского района г. Перми к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (Управление Федерального казначейства по Пермскому краю), третьи лица: 1) Министерство финансов Пермского края; 2) Департамент финансов администрации г. Перми; 3) Управление ЖКХ администрации г. Перми; 4) Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми, о взыскании убытков, установил: МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского района г. Перми обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (Управления Федерального казначейства по Пермскому краю) о взыскании 22 320 руб. убытков, причиненных неисполнением обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» от 09.01.1997г. № 5-ФЗ, за период с 2000 по 2006 год, на основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ (т. 1, л.д. 2-3). В процессе судебного разбирательства ответчик и третье лицо, Министерство финансов Пермского края заявили о пропуске срока исковой давности с 2000 по 2004 год (до 24.08.2004г.), что отражено в протоколе судебного заседания от 25.10.2007г. (т. 1, л.д. 134; т. 2, л.д. 1-2, 14). В судебном заседании 22.11.2007г. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодека РФ истец уменьшил исковые требования в связи с частичным возмещением ущерба, просит взыскать с ответчика убытки в размере 21 810 руб. за период с 2000-2005 год (протокол судебного заседания от 22.11.2007г.; т. 2, л.д. 14). Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 ноября 2007 года (резолютивная часть от 22.11.2007г.) исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУ «Жилищная служба» Мотовилихинского района г. Перми взыскано 21 810 руб. убытков, а также в доход федерального бюджета 872 руб. 40 коп. государственной пошлины по иску (т. 2, л.д. 16-19). Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ (Управление Федерального казначейства по Пермскому краю) с решением суда не согласно как в части удовлетворения исковых требований за счет средств федерального бюджета, так и взыскания из средств федерального бюджета в доход федерального бюджета государственной пошлины; просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель в жалобе указывает на то, что судом первой инстанции не был применен срок исковой давности, о котором было заявлено при рассмотрении дела, в связи с чем, исковые требования за период с 2000 по 2005 год удовлетворены не обоснованно. Ответчик полагает, что истец предоставлял льготу в 2005 и 2006 годах указанной категории граждан, когда такая обязанность у него отсутствовала в силу ФЗ от 28.12.2004г. № 184-ФЗ и ФЗ от 22.12.2005г. № 174-ФЗ, следовательно, исковые требования не подлежали удовлетворению. В судебном заседании ответчик поддержал доводы жалобы, сослался на недоказанность исковых требований, наличие неиспользованного остатка субсидий по спорной категории на 01.01.2007г., согласно акту сверки остатков субсидий (субвенций) выделенных из федерального бюджета на лицевом счете Министерства Финансов Пермского края от 30.03.2007г. Третье лицо, Министерство финансов Пермского края, в письменном отзыве указало на выполнение им обязанности по финансированию со стороны Минфина Пермского края и возмещение расходов по Закону № 5-ФЗ от 09.01.1997г. в полном объеме, что удостоверяется имеющейся в деле информацией о фактическом финансировании расходов Департаменту финансов Администрации г. Перми, в соответствии с которой, задолженность по возмещению расходов у краевого бюджета на 01.01.2007г. отсутствует. Считает, что материалы дела не подтверждают понесенные истцом расходы и размер взыскиваемых убытков (ст. 65 АПК РФ). Пояснил, что в соответствии с направленной Главе Администрации г. Перми информацией от 09.04.2007г. № 33-03-503 Министерством социального развития Пермского края, возмещение расходов поставщиков жилищно-коммунальных услуг, возникших в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на 01.01.2007г., будут осуществляться Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края на основании акта приемки-передачи расчетов между Администрации г. Перми и Территориальным управлением по каждому поставщику с указанием сумм задолженностей и нормативно-правовых актов. Непредставление истцом названной информации в названный орган, что следует из акта приема передачи от 15.06.2007г., лишило его возможности обращения в Минсоцразвитие Пермского края. Ссылается на необходимость применения срока исковой давности (3 года) и правомерность заявленной ответчиком апелляционной жалобы. Просит отменить решение суда первой инстанции и отказать истцу в заявленных требованиях. Представитель третьего лица, Департамента финансов Администрации г. Перми, с апелляционной жалобой не согласен, считает решение суда обоснованным и не подлежащим отмене (изменению). Ссылается на доказанность размера иска, подлежащего удовлетворению за счет казны Российской Федерации, отсутствие оснований для применения срока исковой давности в силу ст. 203 ГК РФ. Третьи лица, Управление ЖКХ администрации г. Перми, Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, явку представителей не обеспечили, письменных отзывов на апелляционную жалобу не направили. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, Муниципальное учреждение «Жилищная служба» Мотовилихинского района г. Перми в период с января 2000 года по декабрь 2006 года предоставляло отдельным категориям граждан, проживающим в многоквартирных домах льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 09.01.1997г. № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы». По расчету истца при осуществлении им названных полномочий в спорный период населению были предоставлены льготы на общую сумму 137 220 руб. Поскольку из бюджета возмещено 115 410 руб., размер убытков, в виде понесенных и не возмещенных расходов, составил 21 810 руб. Недостаточная компенсация фактически предоставленных льгот явилась основанием для обращения с настоящим иском о взыскании убытков с Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 5-ФЗ (в редакции, действовавшей до принятия ФЗ от 09.05.2006г. № 67-ФЗ) Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей освобождены от оплаты жилья и коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение). В статье 7 названного Закона установлено, что расходы, связанные с реализацией настоящего Закона, финансируются за счет бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок возмещения расходов, связанных с исполнением настоящего закона, был определен письмом Минфина России от 23.05.1997г. № 42-н, в соответствии с которым, возмещение расходов производится в порядке, установленном письмом Минфина России от 05.10.1993г. № 112 «О порядке возмещения расходов, связанных с исполнением законна РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и иных кавалеров ордена Славы». Пунктом 5 письма Минфина РФ № 112 от 05.10.1993г. предусмотрено, что возмещение расходов предприятия (организации) оказывающего жилищно-коммунальные услуги, в связи с освобождением Героев и полных кавалеров ордена Славы и совместно проживающих с ними членов семей от оплаты жилья, независимо от вида жилищного фонда, коммунальных услуг, ремонту жилья, производится за счет средств местных бюджетов. Пунктом 2 указанного письма установлено, что местные финансовые органы сообщают вышестоящему финансовому органу о понесенных расходах для возмещения их за счет Минфина России. В последующем, порядок возмещения расходов изложен в Правилах предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002г. № 333 (далее Правила). Действие Правил было продлено на 2003-2004 годы (постановление Правительства РФ от 10.02.2003г. № 85, от 14.02.2004г. № 80). В силу названных Правил расходы, связанные с реализацией данных законов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в фонде компенсаций. Пункты 2-5 Правил регламентируют порядок компенсации федеральным бюджетом расходов, связанных с реализацией законов о гарантиях, бюджетам субъектов Российской Федерации. Финансовые органы субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в установленном порядке в Министерство финансов Российской Федерации отчет о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией законов о гарантиях (п. 9 правил). Из названных нормативных правовых актов возникает обязанность субъекта Российской Федерации возместить спорные расходы и предоставить право на получение последующей компенсации в виде субвенций из федерального бюджета. Таким образом, Российская Федерация, установив Законом от 09.01.1997г. № 5-ФЗ льготы отдельным категориям граждан в виде оплаты жилищно-коммунальных услуг приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета. В соответствии с Федеральными законами от 28.12.2004г. № 184 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год» и от 22.12.2005г. № 174 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год» было приостановлено действие статьи 7 Федерального закона от 09.01.1997г. № 5-ФЗ, предусматривающей предоставление социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Славы. При этом, пунктом 5 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2004г. № 184-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2005 год» было предусмотрено, что фактические расходы, произведенные в четвертом квартале 2004 года за счет средств субъектов Российской Федерации в связи с реализацией указанного закона, возмещаются за счет средств федерального бюджета, направляемых Пенсионному фонду на реализацию названного Закона в 2005 году. В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1, введенной Федеральным законом от 09.05.2006г. № 67-ФЗ, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы имеют права на льготы, предусмотренными статьями 2-6.1 настоящего Закона, или на ежемесячную денежную выплату в порядке, размере установленных статьей 6.2 Закона и льготы предусмотренные частью 2 настоящей статьи. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ возмещение потерпевшей стороной причиненных убытков является универсальной мерой гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия (в том числе ненадлежащее исполнение принятого на себя обязательства). По правилам статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. По общему правилу убытки подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих возникновение убытков у лица, право которого нарушено, причинной связи между понесенными убытками и действиями ответчика, а также размера убытков. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно уточненному истцом расчету (т.1, л.д. 136), размер задолженности по недофинансированию предоставленных льгот приходится на 2000, 2001, 2002 и 2005 годы, соответственно: 3 020 руб., 7 490 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2008 по делу n А50-9182/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|