Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 по делу n А60-35053/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-1587/2013-АК

г. Пермь

06 марта 2013 года                                                   Дело № А60-35053/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Васевой Е. Е.

судей Борзенковой И.В., Полевщиковой С.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.

при участии:

от истца – Сельскохозяйственного потребительского кооператива "Уралагродонсервис" (ОГРН 1076633001411, ИНН 6633013400): Кульба Г.Ю., удостоверение, доверенность от 16.01.2012, Сысолятин И.С., паспорт, протокол от 08.11.2012,

от ответчика – Свердловской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (ОГРН 1026605396817, ИНН 6662078828): Агеева А.А., паспорт, доверенность от 10.01.2013,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика, Свердловской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области,

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 декабря 2012 года

по делу № А60-35053/2012,

принятое судьей Григорьевой С.Ю.,

по заявлению Сельскохозяйственного потребительского кооператива "Уралагродонсервис"

к Свердловской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области

о взыскании 480118 руб.,

установил:

Сельскохозяйственный потребительский кооператив «Уралагродонсервис» (далее – СПК «Уралагродонсервис») обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшения исковых требований) о взыскании со Свердловской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области за счет казны Свердловской области убытков в сумме 3 866 597 руб.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.12.2012 исковые требования удовлетворены. Со Свердловской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области за счет казны Свердловской области в пользу сельскохозяйственного потребительского кооператива «Уралагродонсервис» взыскано 3 866 597 руб. убытков.

Не согласившись с принятым решением, Свердловская область в лице Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее – Министерство) ссылается на необоснованный отказ суда в удовлетворении ходатайства об объединении в одно производство настоящего дела и дела № А60-48806/2012, в рамках которого рассматривается исковое заявление Министерства о признании ничтожными договоров купли-продажи от 30.03.2011 № 28, 29, 30. Ответчик указывает на то, что сельскохозяйственная техника приобретена истцом 30.03.2011, 04.07.2011, решение Комиссии  по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета (далее – Комиссия), принято 30.09.2011, поэтому независимо от принятого решения (положительного или отрицательного) истец бы понес расходы на приобретение техники. Ответчик также указывает на отсутствие причинно-следственной связи между действиями Министерства и расходами истца на приобретение сельскохозяйственной и вины Министерства. По мнению Министерства, нарушенное право истца уже восстановлено, поскольку решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.03.2012 по делу № А60-46884/2011 признано недействительным решение Комиссии об отказе в признании СПК «Уралагродонсервис» лицом, имеющим право на получение субсидии, от 30.09.2011 № 10. Вместе с тем после принятия указанного решения истец не воспользовался правом на получение субсидии, заявление о предоставлении субсидии с необходимым пакетом документов в Министерство не подавал. В судебном заседании представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал.

Сельскохозяйственный потребительский кооператив «Уралагродонсервис» в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. СПК «Уралагродонсервис» указывает на то, что на момент принятия судебного решения по настоящему делу исковое заявление Министерства об оспаривании договоров купли-продажи от 30.03.2011 № 28, 29, 30 не было принято к производству Арбитражного суда Свердловской области. Истец также ссылается на то, что Порядок предоставления из областного бюджета в 2011 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 83-ПП, утратил силу в связи с принятием постановления Правительства Свердловской области от 21.02.2012 № 158-ПП, что исключает возможность подачи заявления на предоставление субсидии в 2012 году; судебными актами по делу № А60-46884/2011 подтверждена противоправность и виновность действий не только Комиссии, но и Министерства. Представители СПК «Уралагродонсервис» в судебном заседании поддержали доводы отзыва.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, СПК «Уралагродонсервис» в марте 2011 года представило в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области на рассмотрение заявление и документы для               участия в отборе сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым предоставляются субсидии на приобретение техники и оборудования, применяемых в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, а также на возмещение затрат на уплату процентов по кредиту на приобретение сельскохозяйственной техники

По результатам рассмотрения представленных заявителем документов Комиссией принято решение, оформленное протоколом заседания от 30.09.2011, об отказе в предоставлении государственной поддержки в 2011 году в виде субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и(или) племенного скота и другого недвижимого имущества, необходимого для производства, хранения, реализации сельскохозяйственной продукции, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционному кредиту.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2012 по делу № А60-46884/2011, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, признано недействительным утвержденное министром сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области решение Комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета, оформленное протоколом от 30.09.2011 № 10.

Ссылаясь на то, что в результате незаконных действий Комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета, и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области по отказу в предоставлении субсидий в 2011 году, им не получена субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту, оформленному в ОАО «Россельхозбанк» по договору от 06.04.2011 № 117304/0010, и субсидия на приобретение сельскохозяйственной техники по договорам от 30.03.2011 № 28, 29, 30, от 04.07.2011 № 31, 32, в результате чего ему причинены убытки в сумме 3 866 597 руб., СПК «Уралагродонсервис» обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что наличие и размер понесенных истцом убытков подтвержден материалами дела.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обстоятельствами, подлежащими доказыванию в данном деле, являются: противоправность действий (бездействия) ответчика, размер понесенных убытков, причинная связь между действиями ответчика и возникшими убытками истца, вина ответчика.

Законом Свердловской области от 04.02.2008 № 7-ОЗ «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области» предусмотрено предоставление из областного бюджета субсидий юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов.

Во исполнение данного закона вынесено постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 83-ПП «Об утверждении порядков предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку отдельных направлений сельскохозяйственного производства, в том числе на условиях софинансирования расходов, по которым предусмотрены средства из федерального бюджета, в 2011 году». Названным постановлением утверждены «Порядок предоставления из областного бюджета в 2011 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции» (далее – Порядок предоставления субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники), «Порядок предоставления из областного бюджета в 2011 году субсидий на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на срок до 8 лет» (далее – Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам).

Согласно п. 5 названных Порядков право на получение субсидий имеют юридические (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) лица, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Законом Свердловской области от 04.02.2008 № 7-ОЗ, прошедшие отбор в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2007 № 1374-ПП «О комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета» и осуществляющие деятельность на территории Свердловской области.

Пунктом 7 Порядка предоставления субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники, п. 14 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам установлено представление документов для получения субсидии, согласно приведенным в данных пунктах перечням.

В соответствии с пунктами 8 и 15 названных Порядков управление сельского хозяйства и продовольствия министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (далее – управление) или министерство (ответчик) контролирует правильность оформления представленных документов, в случае ненадлежащего оформления возвращает их на доработку.

В справке-расчете делается запись о возврате документов на доработку с указанием даты возврата. В месячный срок с момента возврата документы должны быть доработаны и представлены в управление или министерство.

Пунктом 9 Порядка предоставления субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники предусмотрено, что управление на основании справок-расчетов, представленных организациями, составляет сводную справку-расчет о причитающихся субсидиях на приобретение техники и оборудования, применяемых в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, по форме согласно приложению № 2 к рассматриваемому Порядку, которую не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в министерство.

Министерство на основании сводных справок-расчетов, полученных от управлений, и справок-расчетов организаций составляет сводную справку по области на выплату субсидий, которую не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Министерство финансов Свердловской области (п. 10 указанного Порядка).

В соответствии с п. 19 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам управление осуществляет первичную проверку представленных заемщиками в соответствии с пунктами 17 и 19 настоящего Порядка документов, и один раз в месяц составляет справку-расчет на предоставление субсидии (далее - справка-расчет) по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку и плановый расчет субсидии на текущий год по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку, а также перечень кредитов (займов), которые по какой-либо причине не субсидировались в предыдущем году и могут быть представлены

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 по делу n А60-30807/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также