Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 по делу n А60-39032/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-1499/2013-АК

г. Пермь

05 марта 2013 года                                                   Дело № А60-39032/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2013 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сафоновой С.Н.,

судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапшиной Е.И.

при участии:

от заявителя ООО СМК "УГМК-Медицина": Гурко О. В. - представитель по доверенности от 01.11.2012,

от заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области: Бессонова Л.О. - представитель по доверенности от  24.12.2012,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО СМК "УГМК-Медицина"

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 20 декабря 2012 года по делу № А60-39032/2012,

принятое судьей Колосовой Л.В.,

по заявлению ООО СМК "УГМК-Медицина"  (ОГРН  102660525871, ИНН 6617002344)

к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области  (ОГРН  1026602332052, ИНН 6658014910)

о  признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

ООО СМК "УГМК-Медицина" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными  акта проверки  Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее – Фонд, заинтересованное лицо) от 04.07.2012 в части выявленных нарушений, указанных в пунктах 10, 11, 12, 13, приказа №315 от 09.08.2012, взыскании с заинтересованного лица неосновательного обогащения в размере 279 000 рублей и убытков в размере 408 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.12.2012 в удовлетворении  заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными акта проверки в части выводов, содержащихся в пунктах 10,12,13, приказа от 09.08.2012 №315, о взыскании убытков в сумме 408 000 руб., неосновательного обогащения в сумме 150 000 руб., Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт в соответствующей части отменить, заявленные требования в данной части удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильное применение и нарушение судом норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы ее заявитель указывает на отсутствие оснований для доначисления ему штрафных санкций, поскольку несвоевременная передача в Фонд информационных электронных файлов произошла не по вине заявителя, недостоверные сведения о застрахованных лицах не представлялись, в период совершения правонарушения, выразившегося в нарушении полрядка выдачи полиса ОМС иностранным гражданам, между сторонами действовал договор, не содержащей условий о неустойке за нарушение договорных обязательства. Так же Общество ссылается на то, что оспариваемый приказ предусматривает уменьшение на сумму штрафных санкций не затрат на оплату медицинской помощи, а средств, предназначенных на расходы на ведение дела, что не соответствует требованиям п. 14 ст. 38 Закона РФ №32ФЗ и п. 9 договора о финансовом обеспечении. По мнению заявителя жалобы, налагаемый на него штраф в любом случае подлежит снижению судом, поскольку правонарушения не повлекли каких-либо негативных последствий. В обоснование доводов о процессуальных нарушения Общество ссылается на применение судом Приказа ФФОМС №79 от 07.04.2011, который нормативно-правовым актом не является.

Фонд с жалобой не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на правомерность выводов суда первой инстанции.

Представители Общества и Фонда в судебном заседании поддержали доводы жалобы и отзыва, соответственно.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения Фондом проверки заявителя по вопросам использования средств ОМС и региональной программы модернизации здравоохранения, а также обеспечения прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования за период с 01.06.2011 по 31.03.2012, Фондом оформлен акт 04.07.2012, в котором зафиксированы выявленные нарушения, за которые предусмотрена ответственность договорами о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенными между Обществом и Фондом от 01.03.2011 №82 и от 22.12.2011 №2. В акте содержатся требования к Обществу об уплате штрафных санкций (начисленных в соответствии с «Перечнем санкций за нарушение договорных обязательств» к Договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования) в сумме 939 000 рублей и об устранении нарушений, отраженных в акте проверки.

На основании указанного акта Обществом штрафные санкции уплачены частично, в связи с чем 09.08.2012 заинтересованным лицом издан приказ №315 «О применении штрафных санкций», в соответствии с которым отделу финансовых расчетов в системе ОМС приказано при подготовке финансового распоряжения на перечисление средств на ведение дела Обществу на август 2012 года учесть уменьшение на сумму штрафных санкции в сумме 408 000 рублей, управлению бухгалтерского учета и отчетности - обеспечить перечисление средств в соответствии с финансовым распоряжением.

Не согласившись с актом от 04.07.2012 в части выявленных нарушений, указанных в пунктах 10, 11, 12, 13, а так же с приказом от 09.08.2012 №315, Общество, полагая, что ему причинены убытки в сумме 408 000 руб., а так же имеет место неосновательное обогащение заинтересованного лица (до подачи заявления в суд обществом штрафные санкции были уплачены в полном объеме), заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемых акта и приказа в связи с доказанностью фактов совершения Обществом вменяемых нарушений, и соответственно, посчитал недоказанным наличие оснований для взыскания убытков и неосновательного обогащения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения участвующего в судебном заседании представителя Общества, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Отношения между Фондом и заявителем, возникающие в рамках обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Правилами ОМС, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.02.2011 №158н, Приказами Федерального фонда ОМС от 25.01.2011 №29н «Об утверждении порядка ведения персонифицированного учета в сфере ОМС», №79 от 07.04.2011 «Об утверждении общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере ОМС», №73 от 16.04.2012 «Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС» и договором о финансовом обеспечении ОМС №2 от 22.12.2011.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 29.11.2010 №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Территориальный фонд ОМС осуществляет управление средствами ОМС на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда. В частности, Территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями (далее - СМО) и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии; собирает и обрабатывает данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации; ведет региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.

На основании п. п. 9.4., 9.6. и 9.9. Типового положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 21.01.2011 №15н, Территориальный фонд рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об ОМС в соответствии с Законом, получает от СМО данные о новых застрахованных лицах и сведения об изменении данных о ранее застрахованных лицах, осуществляет контроль за деятельностью СМО, осуществляемой в соответствии с Законом и выполнением договора о финансовом обеспечении ОМС.

В соответствии с Порядком ведения персонифицированного учета в сфере ОМС, Фонд обязан обеспечивать поддержание в актуальном состоянии регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц и постоянное взаимодействие с центральным сегментом единого регистра застрахованных лиц.

На основании ч. 7, 8 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере ОМС на основании договора о финансовом обеспечении ОМС и отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере ОМС, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров.

Согласно ч. 10 ст. 38 Федерального закона от 29.11.2010 №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» при нарушении установленных договором о финансовом обеспечении ОМС сроков предоставления данных о застрахованных лицах, а также сведений об изменении этих данных страховая медицинская организация обязана уплатить территориальному фонду за счет собственных средств штраф в размере трех тысяч рублей.

В силу ч. 14 ст. 38 Федерального закона от 29.11.2010 №326-Ф3 в случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении СМО затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств. Перечень нарушений договорных обязательств устанавливается правилами ОМС. Перечень санкций за нарушение договорных обязательств устанавливается договором о финансовом обеспечении ОМС.

Согласно ч.19 ст. 38 Федерального закона от 29.11.2010 №326-Ф3 форма типового договора о финансовом обеспечении ОМС утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 №1030н «Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования»).

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что между Фондом и заявителем были заключены договоры о финансовом обеспечении ОМС № 82 от 01.03.2011 (на 2011 год) и №2 от 22.12.2011 (на 2012 год).

По результатам проведения проверки Общества, Фондом были выявлены, в том числе следующие нарушения: 113 случаев предоставления недостоверных сведений (несоответствие даты обращения застрахованного лица, указанной в заявлении, и даты обращения застрахованного лица, указанной в Регистре (пункта 10 акта проверки от 04.07.2012), 113 случаев нарушения сроков представления сведений в Регистр застрахованных лиц (пункт 13 акта).

Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции о доказанности совершения заявителем указанных правонарушений верными. При этом апелляционный суд исходит из следующего.

Обязанность страховых компаний предоставлять в Фонд сведения о застрахованных лицах предусмотрена ст. 44 Федерального закона от 29.11.2010 №326-Ф3, согласно которой при ведении учета осуществляется сбор, обработка, передача сведений о застрахованных лицах включая дату регистрации в качестве застрахованного лица; учет ведется в форме единого регистра застрахованных лиц, являющегося совокупностью его центрального и региональных сегментов, содержащих сведения о застрахованных лицах.

На основании ст. 46 Закона для получения полиса ОМС застрахованное лицо лично или через своего представителя подает в порядке, установленном Правилами ОМС, заявление о выборе СМО, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 16 Закона, в СМО или при ее отсутствии в территориальный фонд.

Как следует из положений Правил обязательного медицинского страхования (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 №158н) заявление о выборе (замене) страховой медицинской организации оформляется в письменной форме или машинописным способом и подается (направляется) в страховую медицинскую организацию или передается с использованием информационно-коммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", через официальный сайт территориального фонда или единый портал государственных услуг.

При принятии заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации в электронной форме территориальный фонд направляет заявителю подтверждение приема заявления в форме электронного документа на электронный адрес, указанный в заявлении. На основании заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации и прилагаемых согласно пункту 9 настоящих Правил документов страховая медицинская организация осуществляет учет застрахованного лица по обязательному медицинскому страхованию (п.п. 7, 8, 11).

В день получения заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 по делу n А50-15842/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также