Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2007 по делу n А50-8584/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-8553/2007-ГК

 

г. Пермь

28 декабря 2007 года                                                         Дело № А50-8584/2007­­

Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2007 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2007 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Карповой Т.Е.,

судей Рубцовой Л.В., Усцова Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матвеенковой И.А.,

при участии:

от истца (Администрация Чайковского муниципального района): Королева Ю.А., главный специалист правового комитета администрации, доверенность от 28.11.2007 г. № 77, паспорт,

от ответчика (Администрация Чайковского городского поселения): Андреева К.В., главный специалист, доверенность от 02.05.2007 г. № 13, удостоверение,

от третьего лица (Чайковский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю): не явились,

от третьего лица (МУП «Жилкомэнергосервис»): не явились,

от третьего лица (МУП «Вещевой рынок»): Головнин П.Н., директор, постановление от 15.07.1996 г. № 923, паспорт; Югов Д.С., доверенность от 14 мая 2007 г., паспорт,

от третьего лица (Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю): Ермакова А.В., главный специалист-эксперт отдела судебной защиты, доверенность от 09.01.2007 г. № 35, удостоверение,

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы истца – Администрации Чайковского муниципального района, третьего лица – МУП «Вещевой рынок»

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 18 октября 2007 года

по делу № А50-8584/2007,

принятое судьей Шафранской М.Ю.

по иску Администрации Чайковского муниципального района

к Администрации Чайковского городского поселения,

третьи лица: Чайковский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, МУП «Жилкомэнергосервис», МУП «Вещевой рынок», Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю

о признании недействительной государственной регистрации права собственности на земельный участок,

установил:

 Администрация Чайковского муниципального района обратилась в Арбитражный суд Пермского края с требованием о признании недействительной государственной регистрации права собственности муниципального образования «Чайковское городское поселение» на земельный участок общей площадью 2 200 кв.м., с кадастровым номером 59:12:001 06 13:0004, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, Центральный район.

В качестве ответчика к участию в деле привлечена  Администрация Чайковского городского поселения.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований, к участию в деле привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, МУП «Жилкомэнергосервис» и МУП «Вещевой рынок».

Администрация Чайковского муниципального района, уточняя заявленные требования, пояснила, что  считает необходимым рассмотреть заявленные требования  в порядке искового производства, поскольку оспаривается право Администрации Чайковского городского поселения на регистрацию за ней права собственности на  вышеназванный земельный участок.

Решением  Арбитражного суда Пермского края от 18 октября 2007 года Администрации Чайковского муниципального района отказано в удовлетворении заявленных требований.

Истец (Администрация Чайковского муниципального района) с решением  суда от 18 октября 2007 года не согласился, в связи с чем обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку полагает, что органом, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком, является Администрация Чайковского муниципального района. Оснований для регистрации права собственности Чайковского городского поселения на спорный земельный участок не имелось. Кроме того, истец указывает, что земельный участок площадью 1 105, 2 кв.м., который накладывается на спорный земельный участок, арендуется муниципальным унитарным предприятием «Вещевой рынок» по договору № 58-094 от 07 июля 2005г.

Третье лицо (МУП «Вещевой рынок») с решением суда от 18 октября 2007 года также не согласилось. В апелляционной жалобе МУП «Вещевой рынок» пояснило, что земельный участок площадью  1 105, 2 кв.м., входящий в границы спорного земельного участка, арендуется им по договору № 58-094 от 07 июля 2005г, который в установленном законом порядке прекращен не был.

Ответчик (Администрация Чайковского городского поселения) просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения. Правомерность регистрации права собственности Чайковского городского поселения на спорный земельный участок обосновывает тем, что  до внесения изменений в пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» МО «Чайковское городское поселение» имело право на распоряжение не разграниченными земельными участками в границах поселения. Кроме того, по мнению ответчика, договор аренды земельного участка № 58-094 от 07.07.2005 г. является незаключенным ввиду неопределенности его предмета.

Третье лицо (Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю) полагает, что для государственной регистрации права собственности Чайковского городского поселения на земельный участок площадью 2 200 кв.м. были представлены все необходимые документы. Оснований для отказа в государственной регистрации не имелось.  Данных о том, что спорный земельный участок соотносится с земельным участком площадью 1 105, 2 кв.м., предоставленным в аренду МУП «Вещевой рынок», в представленных на регистрацию документах не было.

Третье лицо (МУП «Жилкомэнергосервис») с доводами, изложенными в апелляционных жалобах истца и третьего лица, не согласилось. Полагает, что права истца оспариваемой регистрацией  не нарушены. Не усматривает МУП «Жилкомэнергосервис» также нарушений прав МУП «Вещевой рынок», поскольку полагает, что договор аренды на спорный земельный участок был заключен Администрацией Чайковского городского поселения  по истечении срока действия договора аренды с МУП «Вещевой рынок».

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном  статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Постановлением главы Администрации Чайковского городского поселения Пермского края от 13 июня 2006 г. № 490 прекращено право аренды муниципального унитарного предприятия «Вещевой рынок» на земельный участок  площадью 1 105, 2 кв.м, предназначенный для размещения объекта временного назначения – мини-рынка в Центрально-планировочном районе г. Чайковского. Муниципальному унитарному предприятию «Жилкомэнергосервис» предоставлен в аренду на 11 месяцев земельный участок с кадастровым номером 59:12:001 06 13:0004 площадью 2 200 кв.м. для размещения объекта временного назначения – мини-рынка в Центрально-планировочном районе г. Чайковского (том 1, л.д. 68).

13.06.2006 г. Администрацией Чайковского городского поселения (арендодатель) и МУП «Жилкомэнергосервис» (арендатор) подписан договор № 03-09/47 аренды земельного участка с кадастровым номером 59:12:001 06 13:0004, площадью 2 200 кв.м. (том 1, л.д. 69-72).

26 апреля 2007 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю зарегистрировано право собственности Муниципального образования «Чайковское городское поселение» на земельный участок с кадастровым номером 59:12:001 06 13:0004, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, Центральный район, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 59-59-16/027/2007-222 (том 1, л.д. 10).

Администрация Чайковского муниципального района обратилась в суд с требованием о признании недействительной государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок за Муниципальным образованием «Чайковское городское поселение», поскольку считает, что указанной регистрацией нарушены положения действующего законодательства.

Администрация Чайковского городского поселения, отклоняя требования Администрация Чайковского муниципального района, пояснила, что, заключение  Администрацией Чайковского городского поселения в июне 2006 года договора аренды с МУП «Жилкомэнергосервис» соответствовало   требованиям пункта 10 статьи 3 ФЗ № 137-ФЗ от 25.10.2001 г.  «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01.07.2006г), согласно которой до разграничения собственности на землю распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Из пояснений Администрации Чайковского городского поселения следует также, что регистрация права собственности на спорный земельный участок за Чайковским городским поселением, осуществленная в апреле 2007г,  соответствует  пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которой в целях разграничения государственной собственности  на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятия или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления (введена в действие с 01 июля 2006г Федеральным законом № 53-ФЗ от 17.04.2006г).

С доводами Администрации Чайковского городского поселения нельзя согласиться.

Пунктом 10 статьи 3  ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в редакции, действовавшей до 01 июля 2006 года, органам местного самоуправления до разграничения собственности на землю предоставлялись права на распоряжение земельными участками в пределах их полномочий.

Чайковское городское поселение получило статус муниципального образования  по Закону Пермской области № 1890-413 от 09 декабря 2004г «Об утверждении границ и наделении статусом муниципальных образований административной территории города Чайковского Пермского края».

Из указанного закона, а также из  Устава Чайковского городского поселения, утвержденного решением Думы Чайковского городского поселения от 28 ноября 2005г № 11, не следует, что Чайковское городское поселение было наделено правом на распоряжение не разграниченными земельными участками.

Кроме того,  предоставляя Муниципальному унитарному предприятию «Жилкомэнергосервис»  в аренду земельный участок площадью 2 200 кв.м. по договору № 03-09/47 от 13 июня 2006г, Администрация Чайковского городского поселения неправомерно не приняла во внимание того обстоятельства, что указанный земельный участок  наложился на земельный участок площадью 1 105,2 кв.м., который  Муниципальным образованием «Город Чайковский с прилегающей территорией», правопреемником которого является Муниципальное образование «Чайковский муниципальный район»,  был передан в аренду муниципальному унитарному предприятию «Вещевой рынок» по договору № 58-094 от 07 июля 2005г, заключенному во исполнение Постановления Администрации города Чайковского от 05.07.2005г № 2202 (ситуационный план, том 1, л.д. 95).

Администрации Чайковского городского поселения пояснила, что факт наложения земельных участков был ей известен, однако, пунктом 1 Постановления  № 490 от 13 июня 2006г. она прекратила право аренды муниципального унитарного предприятия «Вещевой рынок» на земельный участок площадью 1 105,2 кв.м.

 Указанный довод Администрации Чайковского городского поселения не может быть признан состоятельным, поскольку, не являясь стороной договора аренды № 58-094 от 07 июля 2005 г, Администрация Чайковского городского поселения не обладала правом на его прекращение.

 В силу изложенного, пункт 1 Постановления Администрации Чайковского городского поселения № 490 от 13 июня 2006г не может быть принят судом во внимание, поскольку он не является законным  (ст. 12 ГК  РФ).

Довод Администрации Чайковского городского поселения о том, что действие договора аренды № 58-094 от 07 июля 2005г прекратилось в июне 2006 года, опровергается материалами дела.

 Договор аренды № 58-094 был заключен Муниципальным образованием «Город Чайковский с прилегающей территорией» и МУП «Вещевой рынок», учредителем и собственником имущества которого являлось МО «Город Чайковский с прилегающей территорией», что подтверждается пунктом п. 1.6 Устава МУП «Вещевой рынок», на срок с 07 июля 2005г по 07 июня 2006г (пункт 1.6 договора).

Поскольку по истечению срока действия договора арендатор продолжал пользоваться арендованным земельным участком, против чего не возражал арендодатель, договор продлился на неопределенный срок (пункт 2 статьи 621 ГК РФ).

Ввиду того, что муниципальное унитарное предприятие «Вещевой рынок» арендовало земельный участок площадью 1 105,2 кв.м. по договору № 58-094 от 07 июля 2005г, и этот договор не был  прекращен в установленном законом порядке,  Администрация Чайковского городского поселения была не вправе передать указанный земельный участок муниципальному унитарному предприятию «Жилкомэнергосервис»  в составе земельного участка площадью 2 200 кв.м. 

Довод Администрации Чайковского городского поселения о том, что договор аренды № 58-094 от 07 июля 2005г не может считаться заключенным, поскольку  земельный участок площадью 1 105, 2 кв.м. не прошел кадастровый учет, не может быть признан состоятельным.

Требования ФЗ от 02.01.2000г № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», ФЗ от 18.06.2001г № 78-ФЗ «О землеустройстве»  могут быть применены к земельным участкам, передаваемым в аренду после введения в действие указанных законов. Как следует из материалов дела, МУП «Вещевой рынок» арендует земельный участок под рынок  с 1998 года. Площадь земельного участка, занятого рынком, описана на плане земельного участка, являющегося приложением к договору  № 58-094 от 07 июля 2005г (том 1, л.д 140).

Следует также указать, что земельный участок площадью 2 200 кв.м.  (кадастровый номер 59:12:001 06 13:0004) не может считаться индивидуализированным, так как  согласно выписке из государственного земельного кадастра от 26 марта 2007 г. № 12/07-1-1314  площадь указанного земельного участка является ориентировочной и  сведения его о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2007 по делу n А50-10502/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также