Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2007 по делу n А50-12106/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-8659/2007-АК
г. Пермь 27 декабря 2007 года Дело № А50-12106/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2007 года. Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2007 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е. Ю. судей Нилоговой Т.С., Осиповой С.П. при ведении протокола судебного заседания секретарем Тухватуллиной Э.Р. при участии: от заявителя – Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - Пермского отделения Свердловской железной дороги: Лукина О.Л., паспорт, доверенность от 22.12.2006г.; Шмырина Т.К., удостоверение, доверенность от 21.03.2007г. от ответчика - Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Ольшевская А.В., удостоверение, доверенность от 26.11.2007г.; Степанова Г.И., паспорт, доверенность от 19.12.2007г. от третьего лица – Открытого акционерного общества «Сильвинит»: не явились рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 октября 2007 года по делу № А50-12106/2007, принятое судьей Щеголихиной О.В. по заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - Пермского отделения Свердловской железной дороги к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю третье лицо: Открытое акционерное общество «Сильвинит» о признании недействительными ненормативных правовых актов установил: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Пермского отделения Свердловской железной дороги (далее заявитель, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решения от 02.07.2007г. № 2943-07 и предписания от 02.07.2007г. № 2944-07, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю. Решением арбитражного суда от 26.10.2007г. (резолютивная часть от 19.10.2007г.) заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с решением суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее УФАС, Управление) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное исследование всех обстоятельств дела. Представители Управления в судебном заседании поддержали доводы жалобы, полагая, что суд не учел непредставление заявителем по запросу УФАС от 27.04.2007г. (исх. № 1689-07), а также в ходе рассмотрения дела информации об устранении им в добровольном порядке нарушений антимонопольного законодательства. ОАО «РЖД» представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами жалобы не соглашается, просит в удовлетворении жалобы отказать. Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы отзыва, пояснив, что юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допустимо, законом предусмотрена возможность отказа от заключения договора перевозки грузов на особых условиях, заключение договора перевозки на особых условиях не является для перевозчика обязательным; ОАО «Сильвинит» требует от заявителя заключения договора перевозки соли технической, содержащего условий отличные от установленных правил перевозки по виду подвижного состава и способу транспортировки груза и влекущих ускоренную коррозию полувагонов, несогласование особых условий перевозки технической соли и галита, предложенных ОАО «Сильвинит», было обоснованно технологически; нарушения антимонопольного законодательства на момент рассмотрения дела со стороны заявителя отсутствовали. ОАО «Сильвинит» доводы апелляционной жалобы поддерживает по мотивам, изложенным в письменном отзыве, полагая, что в отличие от других производителей (белорусских и украинских) в 2007 году ОАО «Сильвинит» было поставлено в неравные условия для перевозки продукции; ссылка суда на телеграммы, отменяющие с 01.07.2007г. разрешение перевозки соли, концентрата и концентрата минерального «галит» насыпью и навалом в полувагонах, направленных ОАО «РЖД» в адрес ОАО «Бассоль» и РУП ПО «Беларуськалий» несостоятельна, по причине их отсутствия на момент вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов, а также не предоставления указанных телеграмм Обществом на запрос УФАС информации, обосновывающей действия заявителя. Представители третьего лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании участие не принимали. Законность и обоснованность решения проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов на жалобу, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам. Из материалов дела следует, что 11.12.2006 г. ОАО «Сильвинит» обратилось к ОАО «РЖД» с просьбой продлить действие телеграммы № СК6097 от 12.07.2006г., разрешающей перевозку на особых условиях соли технической, промышленного сырья, концентратов минеральных (сильвин, галит), карналлита, хлористого калия в полувагонах и крытых вагонах собственных, арендованных и парка ОАО «РЖД» до 01.01.2008г. (л.д. 46). Телеграммой от 28.12.2006г. ОАО «РЖД» согласовало с ОАО «Сильвинит» перевозку соли технической, концентратов минеральных (сильвин, галит), карналлита, хлористого калия насыпью в крытых вагонах и полувагонах, не принадлежащих ОАО «РЖД» до 31.07.2007г. (л.д. 49). ОАО «Сильвинит» обратилось в территориальный антимонопольный орган с жалобой, полагая, что ОАО «РЖД», согласовав телеграммами от 28.01.2007г. №СК-10606 и от 29.01.07г. № СК-746 (л.д. 51-52) с другими хозяйствующими субъектами (ОАО «Бассоль» до 01.05.2007г. и РУП ПО «Беларуськалий» до 31.12.2007 г.), перевозящими подобный товар, осуществление перевозки в полувагонах и крытых вагонах парка ОАО «РЖД», ущемляет его интересы. Решением Управления от 02.07.2007г. № 2943-07 действия ОАО «РЖД», выразившиеся в создании дискриминационных условий перевозки грузов ОАО «Сильвинит», признаны нарушившими ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 02.07.2007г. антимонопольным органом вынесено предписание № 2944-07, обязывающее ОАО «РЖД» прекратить нарушения п. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в создании дискриминационных условий при согласовании перевозки соли технической, концентратов минеральных (сильвин, галит), карналлита хлористого калия насыпью в крытых вагона, полувагонах для ОАО «Сильвинит» на особых условиях в части ограничения предоставления подвижного состава при оказании услуг железнодорожных перевозок: 1. рассмотреть обращение общества о продлении срока действия телеграммы №СК6097 от 12.07.2006 г., разрешающей перевозку на особых условиях данной продукции, производимой обществом, в полувагонах и крытых вагонах, исключив возможность ущемления интересов общества путем создания дискриминационных условий доступа к вышеназванной услуге; 2. в срок до 15.09.2007 г. представить в Управление ФАС по Пермскому краю доказательства исполнения пункта 1 предписания. Не согласившись с данными ненормативными правовыми актами антимонопольного органа ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений со стороны перевозчика норм ч.1 ст.10 Федерального закона № 135-ФЗ на момент принятия антимонопольным органом решения. Согласно п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявление и материалы (ч. 3 ст. 39 Закона). Правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган устанавливаются федеральным антимонопольным органом (ч. 4 ст. 39 Закона). В соответствии с ч. 4 ст. 39 Закона Федеральной антимонопольной службой были разработаны и утверждены Правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган (Приказ ФАС РФ от 01.08.2007 г. № 244), которые подлежат применению с 21.12.2007 г. и в период вынесения решения и предписания не действовали. Из материалов дела следует, что рассмотрение дела № 197-07-а по признакам нарушения ОАО «РЖД (г. Москва», ул. Новая Басманная, 2) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ проводилось Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, то есть не по месту нахождения лица, в отношении которого подано заявление или материалы. Местом совершения нарушения в данном случае также является город Москва, а не Пермский край, поскольку согласование с ОАО «Сильвинит» перевозки соли технической, концентратов минеральных (сильвин, галит), карналлита, хлористого калия насыпью в крытых вагонах и полувагонах, не принадлежащих ОАО «РЖД», произведено телеграммой от 28.12.2006г., подписанной Вице-президентом ОАО «РЖД» Козыревым С.В. (л.д. 49), то есть по месту нахождения юридического лица. Полномочия руководителей ОАО «РЖД» на подписание таких телеграмм предусмотрены Распоряжением ОАО «РЖД» № 1846р от 06.04.2004 г. (л.д. 65, 66). Из материалов дела также следует, что для согласования перевозки на особых условиях ОАО «Сильвинит» обращалось не к структурному подразделению и не к филиалу ОАО «РЖД» (находящимся соответственно в г. Перми и в г. Екатеринбурге), а непосредственно к юридическому лицу (л.д. 46-48). Таким образом, в рассматриваемом случае местом совершения нарушения и местом нахождения лица, в отношении которого подано заявление и материалы, является город Москва. Документального подтверждения передачи Федеральным антимонопольным органом материалов дела на рассмотрение в УФАС по Пермскому краю материалы дела не содержат. Следовательно, территориальный антимонопольный орган рассмотрел дело с нарушением ч. 3 ст. 39 Закона № 135-ФЗ, что привело к принятию неправильного решения, исходя из следующего. ОАО «РЖД» оказывает услуги по железнодорожным перевозкам, которые в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Согласно проведенного Пермским УФАС анализа и оценки состояния конкурентной среды на локальном рынке услуг по железнодорожным перевозкам грузов в границах Пермского края ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом (в том числе на особых условиях). В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий. В соответствии со ст. ст. 784, 798 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. В силу ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в случаях, если свойства груза, багажа, грузобагажа или их состояние либо предлагаемые грузоотправителем (отправителем) условия перевозок не предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом или правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, в соответствующих договорах перевозчиков с грузоотправителями (отправителями) могут устанавливаться особые условия перевозок таких грузов, багажа, грузобагажа и ответственность сторон за их перевозку и сохранность. Порядок заключения таких договоров устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом. В соответствии с Порядком рассмотрения ОАО «РЖД» обращений грузоотправителей о перевозке грузов на особых условиях, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» № 1846р от 06.04.2004г., грузоотправители направляют обращения в ОАО «РЖД» в письменном виде. При принятии положительного решения о перевозке грузов на особых условиях первый вице-президент ОАО «РЖД» или уполномоченное им лицо подписывает телеграмму железным дорогам – филиалам ОАО «РЖД», участвующим в перевозке. Данная телеграмма является основанием для заключения железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД», в состав которой входит станция отправления грузов, договора перевозки грузов на особых условиях. После заключения договора перевозки грузов на особых условиях начальник железной дороги – филиала ОАО «РЖД», в состав которой входит станция отправления грузов, или уполномоченное им лицо телеграфно уведомляет структурные Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2007 по делу n А71-6775/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|