Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2006 по делу n ВОГООБОРОТА.. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Пермь 20 ноября 2006 года № дела 17АП-1936/06-АК Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего Сафоновой С.Н. судей Богдановой Р.А., Грибиниченко Р.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Курочкиной И.М.,рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу – ЗАО «Ижмашметаллоснаб» на решение от 12.09.2006 г. по делу № А71-5141/2006-А28 Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое судьей Лепихиным Д.Е. по заявлению: ЗАО «Ижмашметаллоснаб» к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Ижевска о признании незаконными в части решений налогового органа при участии: от заявителя: Гизатуллин А.С., доверенность № 05 от 26.06.2006 г. от ответчика: Копысова О.В., доверенность № 12 от 10.01.2006 г. Шевнина И.А., доверенность № 13 от 10.01.2006 г.
УСТАНОВИЛ:
ЗАО «Ижмашметаллоснаб» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решений Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Ижевска № 11-44/13 от 20.06.06г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль за 2003 г. в размере 65983,32 руб., пени в размере 26460,03 руб., штрафа по ст. 122 НК РФ в размере 13196,66 руб., доначисления НДС за июль, август, сентябрь 2003 г. в размере 54986,10 руб., соответствующей суммы пени, штрафа по ст. 122 НК РФ в размере 10997,22 руб.; решения № 20 от 20.06.06 г. о взыскании налоговой санкции в части взыскания штрафа по налогу на прибыль за 2003 г. в размере 13196,66 руб. и штрафа по НДС за июль, август, сентябрь 2003 г. в размере 10 997,22 руб. Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.09.2006г. (резолютивная часть от 05.09.2006г.) в удовлетворении заявленных требований отказано. ЗАО «Ижмашметаллоснаб», оспаривая решение суда, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Ответчик полагает, что судом неправильно применены нормы материального права. Налоговый орган против доводов апелляционной жалобы возражает, по мотивам, изложенным в письменном отзыве, оснований для отмены решения суда не усматривает. Законность и обоснованность решения проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за 2003-2004 г.г. инспекцией составлен акт от 02.06.2006г. № 11-44/13 и приняты решения от 20.06.2006г. № 11-44/13 и № 20, которыми налогоплательщик привлечен к ответственности, в том числе предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафов за неполную уплату НДС и налога на прибыль с начислением неуплаченных налогов и соответствующих пеней. Основанием для доначисления указанных налогов явились выводы инспекции о неправомерном применении обществом вычетов по НДС и уменьшении налогооблагаемой прибыли на сумму расходов, понесенных при совершении операций с несуществующим поставщиком товаров (работ, услуг) – ООО «Универсал». Не согласившись с выводами по результатам выездной налоговой проверки, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении требований, мотивировал решение тем, что обществом не подтверждены затраты на приобретение товаров (работ, услуг), а также не подтверждено право на налоговые вычеты по сделкам с ООО «Универсал», поскольку налоговой проверкой установлено, что поставщик не зарегистрирован в качестве юридического лица. Данные выводы суда являются обоснованными, соответствующими требованиям налогового законодательства и подтверждаются материалами дела. Пунктом 1 ст. 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика НДС уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. В силу п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Между тем, уменьшению общей суммы налога на налоговые вычеты должен предшествовать факт уплаты налога реальному поставщику товара, который выступает в рассматриваемых правоотношениях налогоплательщиком указанного налога и обязан перечислить его в бюджет, обладает статусом юридического лица. Спор между сторонами существует по поводу расчетов заявителя с ООО «Универсал» (ИНН 0264022127). У данной организации в 2003г. налогоплательщиком приобретались товары. Налоговый орган, в целях встречной проверки, направил запрос по указанному контрагенту в Инспекцию ФНС России по г. Нефтекамску, о чем получил ответ (л.д. 112, т. 1), что данная организация в Едином государственном реестре юридических лиц не значится; ИНН 0264022127 присвоен предприятию ООО «Муса и К». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002г. № 319, на основании ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Министерство РФ по налогам и сборам (в настоящее время - Федеральная налоговая служба) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, начиная с 1 июля 2002 года, государственную регистрацию юридических лиц. В силу п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся, соответственно, в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.12.2003г. № 185-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2004г.). Ранее постановка на налоговый учет осуществлялась на основании заявления, подаваемого в налоговый орган по месту нахождения организации, в течение 10 дней после их государственной регистрации. Из анализа указанных норм следует, что налоговый орган обладает как регистрирующий орган не только информацией о постановке на налоговый учет, но и сведениями о государственной регистрации юридических лиц. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 26 Закона № 129 ФЗ «уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами «а» - «д», «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц». Таким образом, ответы налоговых органов о том, что поставщик заявителя не состоит на налоговом учете (не зарегистрирован в налоговом органе), свидетельствуют также о непредставлении данным юридическим лицом необходимых сведений для их отражения в ЕГРЮЛ, о том, что он не значится в ЕГРЮЛ, следовательно, не существует. В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 25.07.2001г. № 138-О, в сфере налоговых правоотношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика, т.е. до того момента, пока налоговый орган не докажет обратное, налогоплательщик считается добросовестно выполнившим свои обязанности. Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в пункте 4 определения от 18.01.2005г. № 130-О лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения; обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Налогоплательщик не может считаться добросовестным, если, вступая в договорные отношения, он не проявил необходимой осмотрительности в выборе контрагента. В любом случае хозяйствующие субъекты, совершившие сделки с незарегистрированными контрагентами, несут риск неблагоприятных последствий, связанных с участием в сделке незарегистрированного юридического лица. Поскольку совокупность представленных налоговым органом доказательств свидетельствует о наличии недобросовестности и неосмотрительности в действиях общества, при включении в состав расходов сумм, уплаченных несуществующему контрагенту, что также следует из оспариваемых ненормативных актов и подтверждается иными материалами дела, а доводы заявителя о реальности понесенных затрат не влекут признания необоснованности доначисления налогов и пени налоговым органом. Следовательно, привлечение общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) соответствующих сумм НДС правомерно. Налоговым органом, как того требуют нормы ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность по доказыванию наличия оснований для вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов исполнена. При этом возложение бремени доказывания на государственный орган не освобождает лицо, участвующее в деле, от доказывания своих требований и обоснования возражений на основании ст. 65 АПК РФ. Заявителем не представлено никаких доказательств, опровергающих выводы оспоренных решений, не подтвержден факт наличия указанного поставщика в действительности, равно как и факт осуществления им хозяйственной деятельности. Помимо изложенного, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что юридическое лицо в силу ст. 51 ГК РФ считается созданным с момента его государственной регистрации. Несуществующие юридические лица не обладают правоспособностью и не подпадают под понятие, определенное ст. 48,49 Гражданского кодекса РФ. Взаимоотношения с лицом, не имеющим государственной регистрации, с несуществующим идентификационным номером налогоплательщика, то есть с несуществующим юридическим лицом, не может повлечь право на уменьшение налогооблагаемой базы посредством включения сумм расчета с поставщиком в число расходов. Кроме того, из материалов дела следует, что в соответствии с договором поставки от 26.06.2003г. № 49/02-179 ООО «Универсал», являясь продавцом по договору, приняло на себя обязательство по поставке ЗАО «Ижмашметаллоснаб» лома и отходов черных металлов (л.д. 2, т.2). Пунктом 4.2 договора установлено, что формой оплаты за поставленную продукцию является безналичный расчет, либо иной способ расчета по согласованию сторон, не запрещенный Российским законодательством. В качестве документов, подтверждающих уплату сумм налога, налогоплательщиком представлены акты приема-передачи векселей № 17 от 26.08.2003 г., № 19 от 17.09.2003 г., № 12 от 28.07.2003 г., № 11 от 25.07.2003 г., № 13 от 29.07.2003 г., № 14 от 11.08.2003 г. на общую сумму 330736,20 руб., при этом НДС отдельной строкой в них не выделен. Согласно п. 1 ст. 862 ГК РФ при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Пунктом 1.2 Положения Центрального банка России от 03.10.2002г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» установлены следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо. Расчеты векселями, названными нормами к формам безналичных расчетов не отнесены. Наличие дополнительного соглашения между сторонами об иных способах оплаты, об изменении способа оплаты по договору поставки от 26.06.2003г. материалы дела не содержат. Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований рассматривать действия налогоплательщика, как направленные на необоснованное получение из бюджета налога на добавленную стоимость. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 16.10.03г. № 329-О разрешение вопроса о добросовестности либо недобросовестности заявителя при исполнении им налоговых обязанностей и реализации права на возмещение сумм налоговых вычетов, как связанное с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, относится к компетенции арбитражных судов. Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства фактической уплаты обществом спорных сумм НДС указанному поставщику (данные в счетах-фактурах о поставщике, не прошедшем государственную регистрацию, недостоверные), то в силу требований ст. 169, 171, 172 НК РФ суд законно и обоснованно признал неправомерным применение обществом вычетов по НДС в соответствующих суммах по счетам-фактурам, выставленным от имени несуществующего хозяйственного общества. Согласно ст. 252 Кодекса, налогоплательщик при исчислении налога на прибыль вправе уменьшить полученные доходы на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов. В силу п. 1 ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2006 по делу n 17АП-1923/06-АК. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|