Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 по делу n А50-8668/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-7163/07-АК

 

г. Пермь

14 ноября 2007 года                                                         Дело № А50-8668/2007-А2­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е. Ю.

судей  Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.

при участии:

от заявителя - Агентства по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края: Муц С.И., паспорт, доверенность от 07.08.2007г.; Онькова Г.Р., паспорт, доверенность от 07.08.2007г.

от ответчика - Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Меновщикова Н.Б., удостоверение, доверенность от 27.04.2007г.; Бишова И.И., удостоверение, доверенность от 27.04.2007 г.

от третьего лица: Муниципального казенного унитарного предприятия «Центр социального питания г. Березники»: Карандашова А.М., паспорт, доверенность от 13.11.2007г.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Агентства по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 27 августа 2007 года

по делу № А50-8668/2007-А2,

принятое судьей Цыреновой Е.Б.

по заявлению Агентства по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю

третье лицо: Муниципальное казенное унитарное предприятие «Центр социального питания г. Березники»:  

о признании недействительными ненормативных правовых актов

установил:

Агентство по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края (далее Агентство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решения от 22.06.2007г. № 2616-07 и предписания от 22.06.2007г. № 2617 об устранении нарушений антимонопольного законодательства, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее Управление).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.08.2007г. (резолютивная часть от 24.08.2007г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Агентство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.

Представители Агентства в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, ссылаясь на правомерность включения в конкурсную документацию требования о наличии лицензии на оказание медицинских услуг в области диетологии в соответствии с приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности», необоснованного применения судом утратившего силу Постановления Правительства РФ от 04.07.2002 г. № 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», а также на неправомерность вывода суда о том, что предметом конкурса является не получение медицинской услуги по диетологии, а приготовление диетической пищи исходя из раздела IV конкурсной документации «Требования к предмету конкурса»; на наличие помимо основного критерия оценки (цена контракта) в конкурсной документации второго критерия оценки заявок на участие в конкурсе – периодичность оказания услуг; обоснованность вывода медицинской услуги по диетологии на аутсорсинг; неправомерность выводов суда о легитимности предписания антимонопольного органа, так как оспариваемые решение и предписание были изготовлены Управлением после вскрытия конвертов с заявками участников.

Представители антимонопольного органа в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, указанным в письменном отзыве; решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривают. При этом Управление указывает на то, что понятие «диетология» на сегодняшний день действующим законодательством не определено, непосредственное приготовление лечебного питания не является составной частью оказания услуг по диетологии, приготовление лечебного питания в силу норм действующего законодательства не является лицензируемым видом деятельности, в связи с чем, включение в конкурсную документацию требования о наличии у участников конкурса лицензии является незаконным и необоснованным; переложение функций лечебно-профилактических учреждений, установленных Приказом Минздрава РФ от 05.08.2003г. № 300, на хозяйствующего субъекта (исполнителя по государственному контракту), не являющегося медицинским учреждением, неправомерно, учитывая тот факт, что оказание услуг по диетологии является лицензируемым, а лечебно-профилактические учреждения обязаны иметь лицензии по диетологии, что фактически и происходит; фактически предметом конкурса является приготовление диетической пищи, а название конкурса и требования по оказанию «услуги по диетологии» являются лишь формальными; установление в конкурсной документации одного критерия оценки (цена контракта) приводит к нарушению порядка определения победителей торгов; оспариваемые решение и предписание были приняты до фактического размещения заказа, их резолютивные части были оглашены на рассмотрении дела.

Муниципальное казенное унитарное предприятие «Центр социального питания г. Березники» (далее Предприятие) с апелляционной жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Представитель Предприятия считает, что включение в конкурсную документацию требования о наличии лицензии по диетологии необоснованно, поскольку деятельность по приготовлению лечебного питания подлежит сертификации, но не лицензированию, а из-за отсутствия лицензии по диетологии предприятие не было допущено к участию в конкурсе.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения либо отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы Муниципального казенного унитарного предприятия «Центр социального питания г. Березники» на действия Агентства при проведении открытого конкурса на оказание медицинских услуг по диетологии для пациентов государственных учреждений здравоохранения антимонопольным органом были выявлены нарушения требований ч. 1 ст. 15 и п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в  установлении необоснованного требования к участникам размещения заказа о предоставлении копии действующей лицензии по диетологии, а также единственного критерия оценки конкурсных заявок – цена контракта.

По результатам рассмотрения было принято решение от 22.06.2007г. № 2616-07 и выдано предписание от 22.06.2007г. № 2617, в соответствии с которым Агентству предписано прекратить процедуру  проведения открытого конкурса на размещение государственного заказа на оказание медицинских услуг по диетологии для пациентов государственных учреждений здравоохранения, а также внести изменения в конкурсную документацию в виде исключения функции лечебно-профилактических учреждений, возложенных на хозяйствующих субъектов, не являющихся лечебными учреждениями и соответственно исключить требование о предоставлении копии действующей лицензии по диетологии, установить дополнительные критерии оценки для определения лучших условий исполнения контракта.

Не согласившись с указанными актами, Агентство обратилось с заявлением по настоящему делу в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности принятых Управлением актов и отсутствия оснований для признания их недействительными.

Выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными на основании следующего.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), которым установлен единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Статьей 11 Закона определены требования, предъявляемые к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов, одной из форм которых является конкурс. Так пунктом 1 части 1 названной нормы установлено, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается, в том числе, следующее обязательное требование к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Кроме того, названная норма содержит закрытый перечень требований к участникам конкурса, при этом право устанавливать иные требования при размещении муниципальных заказов данный закон не предусматривает.

В соответствии с пп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. Согласно Приложению к данному Положению в перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности включены работы (услуги) по диетологии.

Таким образом, деятельность по оказанию услуг по диетологии является лицензируемой.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003г. № 330 в целях реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации утверждены «Положения об организации деятельности врача-диетолога»  и «Положение о совете по лечебному питанию лечебно-профилактических учреждений».

Согласно Положению об организации деятельности врача-диетолога на должность врача-диетолога назначается врач-специалист, имеющий подготовку по лечебному питанию и сертификат по специальности «Диетология». Врач-диетолог отвечает за организацию лечебного питания и адекватное применение его во всех отделениях учреждений здравоохранения, а также руководит медицинскими сестрами диетическими, осуществляет контроль за работой пищеблока.

В соответствии с Инструкцией по организации лечебного питания, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003г. № 330, организация лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий. Общее руководство в лечебно-профилактическом учреждении осуществляет главный врач, а в его отсутствие – заместитель по его лечебной части. Ответственным за организацию лечебного питания является врач-диетолог. В тех случая, когда должность врача-диетолога в лечебно-профилактическом учреждении отсутствует, ответственным за эту работу является медицинская сестра диетическая.

Таким образом, организацию лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении осуществляет само лечебное учреждение, а не сторонняя организация, привлекаемая по результатам конкурсного отбора.

Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, из конкурсной документации, в частности пункта 1 раздела IV «Требования к предмету конкурса» следует, что Агентство размещает заказ на оказание медицинских услуг по диетологии. Однако, из пункта 3 раздела 4 и раздела 2 проекта государственного контракта следует, что объем услуг определяется по плану койко-дней, устанавливается периодичность (4 раза в день), соответствующая не услуге по диетологии, а обеспечению питанием пациентов, оговаривается доставка готовой пищи, в обязанности исполнителя по контракту вменено осуществление приготовления питания для пациентов в соответствии со стоимостью койко-дня, закупка продуктов, соблюдение стоимости услуги за 1 койко-день, обеспечение пациентов питанием, выдача готовой пищи и прочие обязанности, не отвечающие признакам медицинской деятельности по диетологии.

В то же время по разделу 3 проекта контракта в обязанности Заказчика (учреждения здравоохранения) вменено составление врачом-диетологом (диет-сестрой) меню-раскладки, контроль за его соблюдением, снятие проб, контроль за выходом продукции и прочие обязанности, которые поименованы в Приказе Минздрава РФ от 05.08.2003 г. № 330 и относятся к деятельности врача-диетолога и медицинской сестры диетической.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что фактическим предметом конкурса является приготовлении диетической пищи, а не получение медицинской услуги по диетологии, является правомерным. Кроме того, судом обоснованно отмечено, что полномочия врача-диетолога, предусмотренные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003г. № 330, не могут быть возложены на иные, кроме медицинских учреждений, организации.

В связи с изложенным в действиях Агентства усматривается нарушение пункта 2 части 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам.

Ссылка суда первой инстанции на утратившее силу с 07.02.2007 г. Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002г. № 499, не повлияла на правильность и объективность суждений суда о правомерности оспариваемых ненормативных правовых актов.

Довод

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 по делу n А60-10792/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также