Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2007 по делу n А60-7760/07-С10. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-5652/07-АК г. Пермь 28 августа 2007 года Дело № А60-7760/07-С10 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Нилоговой Т.С. судей Савельевой Н.М., Ясиковой Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2007 г. по делу № А60-7760/07-С10, принятое судьей Севастьяновой М.А. по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области о возложении обязанности совершить действия при участии: от заявителя: Волков С.Н., доверенность от 08.09.2006 г., удостоверение от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом
УСТАНОВИЛ: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о возложении на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее – ТФОМС, фонд) обязанности совершить в установленный судом срок действия по отбору страховых медицинских организаций, привлекаемых им для оказания финансовой услуги по обязательному медицинскому страхованию (далее – ОМС) работающего и неработающего населения Свердловской области путем проведения открытых торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ, Закон о размещении заказов), а именно определить в порядке п.4 ст. 10 и п.3 ст. 65 Федерального закона № 94-ФЗ форму торгов, разработать и утвердить соответствующую избранной форме торгов документацию, опубликовать и разместить извещение о проведении торгов. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом норм материального права. Доводы жалобы сводятся к тому, что в силу пп.9 п.1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ, Закон о конкуренции) ТФОМС должен провести отбор страховых медицинских организаций, привлекаемых для оказания финансовой услуги по ОМС работающего и неработающего населения путем проведения открытых торгов. Иной порядок отбора страховых медицинских организаций будет являться ограничением конкуренции, поскольку конкуренция проявляется при выборе заказчиком услуги ее исполнителя при заключении договора, а не при его исполнении. Бездействие фонда (непроведение торгов) приводит к ограничению конкуренции. Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, в судебном заседании пояснил, что взаимодействие ТФОМС со страховыми медицинским организациями осуществляется на основании типового договора, в силу которого фонд финансирует данные организации по дифференцированным подушевым нормативам. Договор о финансировании ОМС, заключаемый между ТФОМС и страховыми медицинскими организациями, фактически заключается в пользу третьих лиц. Кроме того, социальное обязательство государства по ОМС и медицинскому обслуживанию населения является государственной нуждой в смысле Федерального закона № 94-ФЗ, финансируется за счет средств государственного внебюджетного фонда, следовательно, финансирование услуг страховщиков по организации ОМС и оказанию медицинского обслуживания (размещение заказа) должно производиться на конкурсной основе. Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, ссылаясь на отсутствие законодательных норм, непосредственно обязывающих фонд производить отбор страховщиков на конкурсной основе. Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, для участия в заседании суда представителей не направил, в соответствии с ч.3 ст. 156, ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие. Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проанализировав в совокупности положения пп.9 п.1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Закон Российской Федерации от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 11.10.1993 г. № 1018 «О мерах по выполнению Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР», приказ ФФОМС от 17.03.1999 г. № 20 «Об утверждении «Методических рекомендаций по установлению территориальными фондами обязательного медицинского страхования нормативов финансовых резервов и расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование», Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденный ФФОМС от 05.04.2001 г. № 1518/21-1 (зарегистрирован в Минюсте России 20.06.2001 г. № 2756) и Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан, утвержденные ФФОМС от 03.10.2003 г. № 3856/30-3/и (зарегистрированы в Минюсте России 24.12.2003 г. № 5359), арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам. Как следует из материалов дела, Управление, установив в действиях ТФОМС нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в несовершении действий по отбору страховых медицинских организаций, привлекаемых для оказания финансовой услуги по ОМС работающего и неработающего населения граждан Свердловской области, путем проведения открытых торгов, и, полагая, что данная обязанность ТФОМС вытекает из пп.9 п.1 ст.18 Закона о конкуренции, на основании п.6. ч.1 ст. 23 данного закона и ст.53 АПК РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о возложении на фонд такой обязанности. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что взаимодействие ТФОМС и страховых медицинских организаций по вопросам финансирования ОМС не носит характера гражданско-правовых отношений, в связи с чем, к ним неприменимы положения о возникновении гражданских прав и обязанностей и положения Федерального закона № 94-ФЗ; между ТФОМС и страховыми медицинскими организациями отношения по страхованию в пользу третьего лица не возникают. Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что из пп.9 п.1 ст.18 Закона о конкуренции не проистекает обязанность фонда осуществлять отбор страховых медицинских организаций на конкурсной основе и что непроведение открытого конкурса не влечет последствия в виде устранения конкуренции между страховыми медицинскими организациями. Данные выводы суда являются законными и обоснованными ввиду следующего. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование является частью государственной системы защиты населения и представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Таким образом, Российская Федерация, приняв на себя обязательство по охране здоровья населения (ст.ст.7, 41 Конституции РФ), обязалось осуществить комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Исходя из системы ОМС, как она предусмотрена действующим законодательством, субъектами правоотношений по ОМС являются: гражданин (застрахованное лицо), страхователь (работодатель либо органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления), страховая медицинская организация (страховщик) и медицинское учреждение (ст.2 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»). Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования непосредственными участниками правоотношений по обязательному медицинскому страхованию граждан не являются. В силу особого статуса и функций, возложенных государством на федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, фонды осуществляют аккумулирование и распределение денежных средств страхователей. Распределение денежных средств страхователей, сконцентрированных в государственном внебюджетном фонде, осуществляется посредством финансирования: мероприятий, направленных на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, на обеспечение целевых мероприятий по развитию и совершенствованию системы обязательного медицинского страхования, осуществляемых Федеральным фондом в централизованном порядке (федеральный фонд); территориальной программы ОМС, а также финансирование иных мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию (территориальные фонды). Согласно Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденному ФФОМС от 05.04.2001 г. № 1518/21-1 (зарегистрирован в Минюсте России 20.06.2001 г. № 2756) из поступивших на основные счета территориального фонда средств части единого социального налога, части единого налога на вмененный доход, подлежащих зачислению в территориальный фонд, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также иных поступлений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, территориальный фонд осуществляет ряд функций, в том числе: - финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС; - финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ, утвержденных в установленном порядке, для медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС; - формирование нормированного страхового запаса, предназначенного для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации. Таким образом, ТФОМС является организацией, созданной для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования, и, аккумулируя и распределяя денежные средства страхователей, исполняет публичную функцию. Обязанность по финансированию обязательного медицинского страхования не является частно-правовой обязанностью и не зависит от усмотрения Фонда. Рассматривая отношения между субъектами обязательного медицинского страхования, между ТФОМС и страховыми медицинскими организациями (страховщиками), а также анализируя полномочия ТФОМС, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отбор страховых медицинских организаций, привлекаемых для оказания услуг по ОМС, фактически осуществляется страхователями, в отдельных случаях гражданами (когда страхователь и застрахованное лицо совпадают в одном лице – частные нотариусы, адвокаты, индивидуальные предприниматели), но не ТФОМС. Данное утверждение следует из положений ст.ст.6, 9 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», п.4.2 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных ФОМС от 03.10.2003 г. № 3856/30-3/и (зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2003 г. № 5359). Из вышеизложенного также следует то, что страховщики по отношению ТФОМС не оказывают услуги по страхованию (финансовые услуги в целях применения Закона о конкуренции), данные услуги оказываются страхователю и застрахованному лицу. Соответственно, гражданско-правовые отношения и необходимость отбора страховщиков на конкурсной основе возникают при заключении договора между страхователями и страховыми медицинскими организациями. Довод жалобы, со ссылкой на ст.ст.8, 428, 430, 432 940, 934, 942 Гражданского кодекса РФ, относительно того, что заключаемый между ТФОМС и страховщиком договор о финансировании ОМС, является договором личного страхования в пользу третьего лица, апелляционным судом признается несостоятельным. В спорных отношениях (между ТФОМС и страховщиком) договор Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2007 по делу n А50-3200/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|