Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2007 по делу n А71-9666/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт

 

 

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17 АП – 5507/2007-ГК

г. Пермь

23 августа 2007 года                                                      Дело № А71-9666/2006-Г10

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего        Г.Л. Паньковой,

Судей                                        Л.Ф. Виноградовой, В.Ю. Дюкина,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гребневой М.А.,

при участии в судебном заседании

от истца – Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом: Брагина Н.В., доверенность от 09.01.2007г. № 1,

от ответчиков: 1. ОАО «Ижавиа»: Марданшин А.Н., доверенность от 21.08.2007г. № 2082,

2. Удмуртской Республики в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики: Ким С.В., доверенность от 04.05.2007г. № 10,

рассмотрев в заседании суда апелляционные жалобы ответчиков ОАО «Ижавиа» и Удмуртской Республики в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 июня 2007 года (судья Г.А. Абуязидова) по делу № А71-9666/2006-Г10 по исковому заявлению Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом к ОАО «Ижавиа» и Удмуртской Республике в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики о признании недействительной сделки приватизации имущества и применении последствий недействительности ничтожной сделки,

установил:

           Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом  обратилась в арбитражный суд Удмуртской Республики к ОАО «Ижавиа» и Удмуртской Республике в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики с иском о признании недействительной сделки приватизации государственного предприятия «Ижавиа», оформленной передаточным актом от 10.06.2004, и применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания ОАО «Ижавиа» возвратить с собственность Российской Федерации имущество, внесенное в уставный капитал ОАО «Ижавиа».

          В судебном заседании 26.02.2007 /т.2,л.д.89/ судом первой инстанции удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, в соответствии с которыми истец просит признать недействительной сделку приватизации государственного предприятия «Ижавиа» и применить последствия недействительности ничтожной сделки приватизации ГП «Ижавиа»: обязать ОАО «Ижавиа» возвратить в собственность Российской Федерации основные средства, внесенные в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Ижавиа» /т.2,л.д.70/.

           Ходатайствами от 08.05.2007 /т.3,л.д.3-17/ и от 30.05.2007 /т.4,л.д.1-23/ истец уточнил имущество, подлежащее передаче в собственность Российской Федерации.

           Решением от 18.06.2007 арбитражный суд Удмуртской Республики иск удовлетворил, признал недействительной ничтожной сделку приватизации государственного предприятия «Ижавиа» между Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики и ОАО «Ижавиа», оформленную передаточным актом от 10.04.2004, применил последствия недействительности ничтожной сделки приватизации государственного предприятия «Ижавиа», обязав ОАО «Ижавиа» возвратить в собственность Российской Федерации имущество, внесенное в уставный капитал ОАО «Ижавиа» по акту от 10.06.2004 и сохранившееся в натуре.

           Удмуртская Республика в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики с решением суда не согласна по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить и отказать в удовлетворении иска в полном объеме. По мнению ответчика, в уставный капитал ОАО «Ижавиа» вошло только имущество, построенное и приобретенное за счет средств Удмуртской Республики, объекты федеральной собственности в уставный капитал созданного ОАО «Ижавиа» не вошли. В соответствии с Соглашением между Правительством Российской федерации и Правительством Удмуртской Республики о разграничении государственной собственности ГУП «Ижавиа» было признано объектом, находящимся в общей собственности Российской Федерации и Удмуртской Республики. Истец не является стороной по оспариваемой сделке. Спорное имущество не внесено в реестр федерального имущества, на это имущество зарегистрировано право собственности ОАО «Ижавиа», которое является добросовестным приобретателем. Суд первой инстанции неправильно сослался на ч.2 ст.69 АПК РФ.

            Представитель ответчика полностью поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснил, что вопрос о разграничении имущества по  долям между Российской Федерацией и  Удмуртской Республикой не решался, доказательства направления перечня предприятий и иного государственного имущества в Минимущество России не сохранены.

           ОАО «Ижавиа» с решением суда также не согласно по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить и отказать в удовлетворении исковых требований. Ответчик полагает, что Ижевский объединенный авиаотряд /Ижевское авиапредприятие/ является собственностью Удмуртской Республики, т.к. не был исключен из перечня имущества, направленного 13.07.1992 письмом № 1-284 в Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом. Доли  Российской Федерации и Удмуртской Республики в соответствии с Договором и Соглашением между Правительством РФ и Правительством УР о разграничении государственной собственности не были определены. Приватизация государственного авиапредприятия «Ижавиа» проведена на основании постановления Правительства УР от 26.01.2004 № 6 и распоряжения правительства УР от 17.05.2004 № 464-р, причем в уставный капитал ОАО «Ижавиа» вошли только имущество, приобретенное исключительно за счет средств Удмуртской Республики, объекты федеральной собственности в уставный капитал не вошли. Решение Высшего Арбитражного Суда РФ по делу № 1982/05 не имеет преюдициального значения для данного дела.  Последствия недействительности сделки приватизации не могут быть применены, т.к. истец не является стороной по этой сделке. Истцом пропущен срок исковой давности. ОАО «Ижавиа» является добросовестным приобретателем спорного имущества /ст.302 ГК РФ/.

              В судебном заседании представитель ОАО «Ижавиа» полностью поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснил, что фактически было приватизировано все имущество, которое находилось на балансе государственного предприятия.

            Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом считает решение суда законным и обоснованным, изложила свои возражения на апелляционные жалобы в отзыве. По мнению истца, решение ВАС РФ от 30.11.2005 по делу № 1982/05 обязательно для участников настоящего процесса в силу ст.ст.16,69 АПК РФ. Соглашение от 17.10.1995 между Правительством РФ и Правительством УР не имеет значения для рассмотрения дела. Отсутствуют доказательства передачи Ижевского объединенного авиаотряда в собственность Удмуртской Республики. Поскольку ГП «Ижавиа» исключено из государственного реестра юридических лиц, имущество должно быть возвращено в собственность Российской Федерации, а ОАО «Ижавиа» должно быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.  ОАО «Ижавиа» не является добросовестным приобретателем, т.к. незнание о том, что спорное имущество является федеральной собственностью, не может являться достаточным основанием для добросовестности приобретения имущества.

            Представитель истца доводы отзыва на апелляционные жалобы поддержал в полном объеме.

            Апелляционные жалобы рассмотрены Семнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном ст.ст.266,268 АПК РФ.

            31.08.1992 решением Исполнительного комитета Первомайского районного Совета народных депутатов Удмуртской АССР № 198 п.1 зарегистрирован устав Государственного Ижевского авиапредприятия /т.2,л.д.48/.

           Как следует из пункта 1.1 устава, учредителем предприятия является Государственный комитет Удмуртской Республики по управлению госимуществом. Авиапредприятие относится к собственности Удмуртской Республики, Государственный комитет Удмуртской Республики по управлению госимуществом передает авиапредприятию имущество в полное хозяйственное ведение /п.1.4 устава/.

            Постановлением Главы администрации Первомайского района от 14.07.1995 № 1427 п.3 зарегистрированы изменения в устав Ижевского государственного авиапредприятия, в соответствии с которыми изменено название предприятия на «Государственное авиапредприятие «Ижавиа» /т.2,л.д.59/, в связи с чем 14.07.1995 Администрацией Первомайского района выдано свидетельство № 679-92-П о государственной регистрации Государственного авиапредприятия «Ижавиа» /т.2,л.д.61/.

            26.01.2004 Правительством Удмуртской Республики принято постановление № 6  «О прогнозном плане приватизации собственности Удмуртской Республики на 2004 год» /т.1,л.д.63-69/, согласно которому в перечень государственных предприятий, которые планировалось приватизировать в 2004 году включено Государственное предприятие «Ижавиа», Завьяловский районный аэропорт.

            Распоряжением Правительства Удмуртской республики от 17.05.2004 № 464-р /т.2,л.д.70/ принято решение о приватизации Государственного авиапредприятия «Ижавиа» способом преобразования в открытое акционерное общество.

             Во исполнение вышеназванных решений Правительства Удмуртской республики Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики и ОАО «Ижавиа» 10.06.2004 подписан передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного авиапредприятия «Ижавиа» /т.1,л.д.48/.  В соответствии с этим актом и п.6.1 устава ОАО «Ижавиа» /т.1,л.д.19/  уставный капитал общества составляет 32 990 000 руб.

              Имущество, указанное в Приложении 1 к передаточному акту от 10.06.2004 /т.1,л.д.49-58/, вошло в состав имущественного комплекса государственного авиапредприятия «Ижавиа», подлежащего приватизации.

              В Приложении 2 к передаточному акту содержится перечень имущества, не подлежащего приватизации /т.1,л.д.59-60/, согласно которого в государственной собственности Российской Федерации оставлен объект  под п.1.3: УР, Завьяловский район, аэропорт, часть первого этажа /за исключением кабинета № 22/, часть второго этажа /кабинеты №№ 2,4,5,6,8,10,11,25,26,27/ трехэтажного здания Командно-диспетчерского пункта /литер «А»/, кабинет № 3 второго этажа семиэтажной башни /литер «Б»/, соединенной с трехэтажным зданием переходом на уровне второго и третьего этажей.

             Полагая, что в результате приватизации государственного предприятия «Ижавиа» из собственности Российской Федерации незаконно отчуждено федеральное имущество, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

            Согласно ч.1 ст.217 Г РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

            Под приватизацией государственного или муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц /ст.1 ФЗ РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества»/.

            Права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества / ч.1 ст.209 ГК РФ/.

            В силу п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной  собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность»  и п.4 раздела 1У  приложения № 1 к этому постановлению  предприятия и объекты воздушного транспорта отнесены исключительно к федеральной собственности.

            Решением от 30.11.2005 № 1982/05 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал недействительными постановление Правительства Удмуртской Республики от 26.01.2004 № 6 «О прогнозном плане приватизации собственности Удмуртской Республики на 2004 года» в части включения в раздел 2 указанного прогнозного плана государственного предприятия «Ижавиа» и распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 17.05.2004 № 464-р «Об условиях приватизации государственного предприятия «Ижавиа» /т.1,л.д.7-14/.

            При рассмотрении вышеназванного дела ВАС РФ установил, что государственное Ижевское авиапредприятие являлось предприятием  исключительно федеральной собственности, независимо от того, что в п.1.4 устава указано о том, что авиапредприятие относится к собственности Удмуртской Республики, поскольку это положение не соответствует требованиям  законодательных норм и противоречит решению Госкомитета Удмуртской Республики  по управлению государственным имуществом от 18.08.1992, т.к. Госкомимущество Удмуртской Республики как территориальный орган Госкомимущества России создавало названное предприятие, ссылаясь на постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, приказ Госкомимущества России от 22.05.1992 № 96 и во исполнение приказа министра гражданской авиации, изданного 19.07.1991 № 172.

           Кроме того, ВАС РФ сделан вывод о том, что, издав эти ненормативные акты, Правительство Удмуртской Республики  неправомерно распорядилось государственным предприятием «Ижавиа», являющимся исключительно федеральной собственностью.

            Согласно ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

            Статьей 40 АПК РФ к лицам, участвующим в деле, относятся: стороны /истец и ответчик/, заявители и заинтересованные лица, третьи лица, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ.

            АПК РФ не содержит требований о том, что для применения ч.2 ст.69 АПК РФ необходимо участие юридических лиц в арбитражном процессе в качестве одних и тех же лиц  по различным делам.

            Как следует из вводной части решения ВАС РФ от 30.11.2005 № 1982/05, в этом деле участвовали Российская Федерация в лице Федерального агентства

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2007 по делу n А60-7591/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также