Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 по делу n А60-3920/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-5651/2008-ГК
г. Пермь 26 августа 2008 года Дело № А60-3920/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Снегура А. А. судей Соларевой О.Ф., Романова В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фарбазовой О.Ф. при участии: от истца, открытого акционерного общества «Уралэлектромедь», Дягилев В.А., доверенность № 23/Д-98 от 25.12.2007 года; от ответчиков, федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Свердловской железной дороге, Симакова И.Н., доверенность № 66 Б 247191 от 03.06.2008 года, открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога», Стефановская М.А., доверенность № НЮ-10/1160 от 21.12.2007 года; от третьих лиц, общества с ограниченной ответственностью «УГМК-Холдинг», Козельских С.Ю., доверенность № 10-04-25-3/87 от 19.08.2008 года, открытого акционерного общества «Новороссийский морской торговый порт», не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Свердловской железной дороге, на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 июня 2008 года по делу № А60-3920/2008, принятое судьей Павловой Е.А., по иску открытого акционерного общества «Уралэлектромедь» к федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Свердловской железной дороге, открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога», третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «УГМК-Холдинг», открытое акционерное общество «Новороссийский морской торговый порт», о взыскании ущерба в размере 5 575 255 руб. 66 коп., установил: Открытое акционерное общество «Уралэлектромедь» (далее – ОАО «Уралэлектромедь», истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Свердловской железной дороге (далее - ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ», ответчик), открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» (далее - Северо-Кавказская железная дорога, ответчик) о взыскании солидарно ущерба в размере 5 575 255 руб. 66 коп. на основании статей 95, 96, 120, 125 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав железнодорожного транспорта), статей 12, 15, 309, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации. Определением от 17.04.2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «УГМК-Холдинг» (далее – ООО «УГМК-Холдинг»). Определением от 14.05.2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Новороссийский морской торговый порт» (далее – ОАО «НМТП»). В судебном заседании от 11.06.2008 года истец уточнил правовые основания иска, просил взыскать с ответчиков солидарно стоимость утраченного груза на основании законодательства и договора № 8/НОР-1/20 от 02.09.2003 года на сопровождение и охрану вагонов с грузами (в редакции протокола разногласий). Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2008 года (судья Павлова Е.А.) исковые требования к ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» удовлетворены в полном объеме, с данного ответчика в пользу ОАО «Уралэлектромедь» взыскан основной долг в размере 5 575 255 руб. 66 коп., а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче искового заявления, денежные средства в размере 39 376 руб. 28 коп. В удовлетворении исковых требований к Северо-Кавказской железной дороге отказано. Ответчик (ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ») с решением суда не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Считает, что материалами дела не опровергнут факт отсутствия доступа к грузу от станции отправления до станции назначения, на ведомственную охрану возложена ответственность за те конструктивные детали вагона, ответственность за которые согласно законодательству возложена на иные лица. Полагает, что факт возникновения у истца убытков по данной отправке является недоказанным, поскольку дополнительное соглашение № 3 от 12.02.2007 года к агентскому договору № 2714/23-2007-А от 12.12.2006 года, которым установлена ответственность Агента перед Принципалом за сохранность грузов до момента их передачи грузополучателям, не было представлено истцом ни при подаче искового заявления, ни в ходе предварительного судебного заседания. По мнению, заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции не дана оценка тому, каким образом составление одностороннего акта о сдаче вагона ввиду неявки грузополучателя повлияло на возникновение ущерба у грузоотправителя. Утверждает, что акт общей формы № Ц943 от 30.03.2007 года, фиксирующий недостачу груза и факт неявки представителя ведомственной охраны, противоречит действующему законодательству, а, следовательно, является недопустимым доказательством. Истец письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании против доводов, изложенных в жалобе, возражал, пояснил, что считает решение Арбитражного суда Свердловской области законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ответчик, Северо-Кавказская железная дорога, представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, соответствующим представленным документам, фактическим обстоятельствам перевозки и действующему законодательству. Полагает, что при данных обстоятельствах в соответствии со статьей 118 Устава железнодорожного транспорта вопрос об ответственности за недостачу груза должен решаться между грузоотправителем и охраной без участия железной дороги. Просит решение суда в отношении перевозчика оставить без изменения. Третье лицо, ООО «УГМК-Холдинг» представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что материалы дела содержат доказательства наличия доступа к грузу. Полагает, что доводы заявителя жалобы о признании акта общей формы недопустимым доказательством противоречат законодательству, в частности, Правилам составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее – МПС России) от 18.06.2003 № 45. По мнению ООО «УГМК-Холдинг», ведомственной охраной не представлено доказательств отсутствия своей вины в утрате груза. Просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Третьим лицом, ОАО «НМТП», представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором даются пояснения относительно обстоятельств составления коммерческого акта от 30.03.2007 года. В связи с невозможностью обеспечить явку представителя просит рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 14.01.2005 года между ООО «УГМК-Холдинг» (Продавец) и компанией UMCOR AG Швейцария (Покупатель) был заключен контракт № 306-0016-2005 на поставку медных катодов (т. 1, л.д. 18-22). 12.12.2006 года между ООО «УГМК-Холдинг» (Принципал) и ОАО «Уралэлектромедь» (Агент) заключен агентский договор № 2714/23-2007-А (т. 1, л.д. 29-33), в соответствии с которым Агент обязуется совершать от своего имени, но за счет Принципала по его заданию действия по оформлению документов, связанных с отправкой внутрироссийских и экспортных грузов железнодорожным транспортом, а Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за оказываемые услуги. В соответствии с дополнительным соглашением № 3 от 12.02.2007 года (т. 2, л.д. 16) к агентскому договору № 2714/23-2007-А от 12.12.2006 года при отправлении принадлежащих Принципалу грузов, а также грузов, за сохранность которых Принципал несет ответственность перед своими контрагентами, Агент несет ответственность перед Принципалом за сохранность грузов до момента их передачи грузополучателям Принципала. Между ОАО «Уралэлектромедь» (Заказчик) и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» (Охрана) заключен договор № 8/НОР-1/20 от 02.09.2003 года на сопровождение и охрану вагонов (контейнеров) с грузами (т. 1, л.д. 34-40), согласно пункту 1.1 которого Заказчик поручает, а Охрана принимает на себя обязательства по сопровождению и охране вагонов (контейнеров) с грузами, перевозимыми железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 № 38 (далее - Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной). Дополнительным соглашением № 1 от 20.04.2005 года к договору № 8/НОР-1/20 от 02.09.2003 года (т. 1, л.д. 41-44) стороны внесли дополнительный пункт 5.2, в соответствии с которым Охрана производит приемку продукции по количеству в каждом вагоне (контейнере) на фронтах погрузки, проверяет соответствие перевозочным документам по количеству, контролирует правильность закрытия люков и дверей вагона, навешивание запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) и указание их номеров в железнодорожных накладных, результаты приема продукции оформляются актом приемки по количеству и передачи вагонов. 20.03.2007 года со станции Шувакиш Свердловской железной дороги на станцию Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги по транспортной железнодорожной накладной № ЭА 962564 (т. 1, л.д. 15) был отправлен вагон № 28018463, груженый катодами медными в количестве 49 мест общей массой 67 387 кг. Согласно указанной транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель - ОАО «Уралэлектромедь», грузополучатель – ОАО «НМТП», охрана груза осуществлялась ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» по договору № 8/НОР-1/20 от 02.09.2003 года. Вагон был опечатан запорно-пломбировочными устройствами «Блок Гарант» № СВР 7287297, № СВР 7287298, № СВР 7287257, № СВР 7287258. Актом № 150 от 20.03.2007 года ответчик (ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ») принял вагон № 28018463 с грузом под охрану без замечаний (т. 1, л.д. 45). После прибытия вагона № 28018463 на станцию Новороссийск, представителями ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» был составлен акт передачи вагонов (контейнеров) с грузами № 357/03.07 от 29.03.2007 года (т. 1, л.д. 46), из которого следует, что передача вагона не осуществлялась из-за отсутствия представителя грузоотправителя. При выгрузке вагона № 28018463 была обнаружена недостача груза в количестве 30 мест общей массой 41 016 кг. По факту обнаружения недостачи груза представителями перевозчика составлены акты общей формы № Ц943 и № Ц944 от 30.03.2007 года (т. 1, л.д. 78-80), которыми зафиксирована недостача груза и факт неприбытия представителей ведомственной охраны для участия в передаче груза. Также представителями перевозчика и грузополучателя составлен коммерческий акт № СКВ 0701927/740 от 30.03.2007 года (т. 1, л.д. 16-17). По факту обнаружения недостачи груза постановлением № 2714359 от 04.04.2007 года возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом «б» части 4 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации. Стоимость похищенного груза была рассчитана истцом исходя из стоимости 1 тонны меди катодной 5 220 долларов США при курсе доллара США к рублю на 20.03.2007 года 26,04 руб., определенной контрактом № 306-0016-2005 от 14.01.2005 года, в размере 5 575 255 руб. ООО «УГМК-Холдинг» была предъявлена претензия о возмещении ущерба, причиненного утратой груза, к ОАО «Уралэлектромедь» (исх. № 10-4/241 от 26.04.2007 года). В свою очередь истцом были предъявлены претензии ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» (исх. № 23/5-17/07/03 от 29.05.2007 года, т. 1, л.д. 49-51)) и Северо-Кавказской железной дороге (исх. № 23/5-17/07/01 от 26.09.2007 года, т. 1, л.д. 52-55), которые были ответчиками отклонены. Платежным поручением № 9021 от 02.06.2008 года (т. 1, л.д. 117) ОАО «Уралэлектромедь» перечислило ООО «УГМК-Холдинг» денежные средства в размере 5 575 255 руб. 66 коп. в возмещение стоимости утраченного при перевозке груза согласно агентскому договору № 2714/23-2007-А от 12.12.2006 года. Полагая свое право на возмещение ущерба, причиненного утратой груза, нарушенным ОАО «Уралэлектромедь» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Удовлетворяя заявленные исковые требования к ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» и отказывая в удовлетворении исковых требований к Северо-Кавказской железной дороге, суд первой инстанции исходил из доказанности факта ненадлежащего исполнения ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» своих обязательств по договору; доказанности истцом наличия и размера Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 по делу n А60-9632/2008. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,В иске отказать полностью »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|