Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2008 по делу n А60-11570/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-5261/2008-АК
г. Пермь 18 августа 2008 года Дело № А60-11570/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Нилоговой Т.С., судей: Осиповой С.П., Щелеиной Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С., при участии: от заявителя (ООО «Центр передовых технологий «Вита Ли – Урал»): Шашкин А.В., генеральный директор (протокол общего собрания учредителей № 1 от 15.03.2005 г.), паспорт; Шеффер О.В., доверенность от 11.08.2008 г., паспорт от заинтересованного лица (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Свердловской области): не явился, извещен надлежащим образом рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.06.2008 г. по делу № А60-11570/2008 принятое судьей Пономаревой О.А. по заявлению ООО «Центр передовых технологий «Вита Ли – Урал» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления,
установил: ООО «Центр передовых технологий «Вита Ли – Урал» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Свердловской области (далее – административный орган, Управление) от 20.05.2008 г. № 21, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.06.2008 г. заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы Управление ссылается на доказанность в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения; в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении указаны виновные действия заявителя, которые заключались в осуществлении продажи продукта с информацией на этикетке, несоответствующей информации, указанной в свидетельстве о государственной регистрации данного продукта. Также считает, что судом необоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что за достоверную информацию о товаре и изготовителе, указанную на этикетке товара, несет ответственность не только изготовитель, но и продавец. Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, изложенным в письменном отзыве, оснований для отмены решения суда не усматривают. В судебном заседании представители общества указали, что вины общества во вменяемом ему правонарушении нет. Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направил. В соответствии с ч.3 ст. 156, ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие. Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 18.04.2008 г. № 01-03/31 административным органом в отношении заявителя проведена проверка на предмет соблюдения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей. В ходе проверки установлен факт нахождения в продаже товара (ламинария гомогенизированная со спирулиной и селеном «Селеномарин» для диетического (лечебного и профилактического) питания), в отношении которого потребителям предоставлялась различная информация о потребительских свойств товара и об изготовителе товара по причине несоответствия данных, указанных в свидетельстве о государственной регистрации товара и на потребительской этикетке. Указанное обстоятельство квалифицировано административным органом как введение потребителя в заблуждение и как нарушение требований п.1 ст. 10, п.3 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55. По данному факту административным органом составлен акт проверки от 12.05.2008 г. (л.д. 32-38) и протокол об административном правонарушении от 12.05.2008г (л.д. 43). По результатам рассмотрения материалов 20.05.2008 г. Управлением в отношении заявителя вынесено оспариваемое постановление, которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в сумме 10 000 рублей (л.д.46). Полагая, что данное постановление вынесено административным органом незаконно, заявитель обратился в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью вины. Данный вывод суда первой инстанции является законным, обоснованным и соответствует фактическим обстоятельствам дела. В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, влечет наложение административного штрафа. Судом апелляционной инстанции установлено, материалами дела подтверждается и заявителем фактически не оспаривается, что в момент проведения проверки имело место несоответствие информации, указанной на потребительской этикетке, информации в свидетельстве о государственной регистрации. Следовательно, имелось событие административного правонарушения, предусмотренного ст.14.7 КоАП РФ. Вместе с тем, оснований считать, что доказано наличие состава правонарушения, у апелляционного суда не имеется. В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении. В силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Суд апелляционной инстанции считает, что при привлечении лица к ответственности административный орган в оспариваемом постановлении надлежащим образом не исследовал и не установил вину заявителя, применительно к обстоятельствам дела. Согласно протоколу и постановлению заявителю вменено введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара, об изготовителе путем использования противоречивых сведений. Из содержания оспариваемого постановления также усматривается, что административный орган установил и отразил только объективную сторону выявленного нарушения, указав, что в продаже имеется товар, при его продаже потребителю предоставляется копия свидетельства о госрегистрации, бланк заказа, рекомендации по применению и что информация на потребительской этикетке несколько не совпадает с информацией в свидетельстве о госрегистрации. Констатация административным органом в постановлении только указанных обстоятельств без указания на виновные действия либо бездействие заявителя (продавца) и без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействием) и наступившими последствиями в виде заблуждения потребителей, в данном случае, является недостаточной для установления вины общества во вменяемом ему правонарушении. При вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения административном органом не исследовался, в чем конкретно состоит вина общества в постановлении не указано. Достаточных доказательств того, что именно у заявителя имелась реальная возможность для соблюдения требований действующего законодательства (произвести действия по производству и регистрации продукции, по нанесению на нее соответствующей потребительской этикетки и т.д.), материалы дела не содержат, вопрос о наличии таковой возможности в рамках производства по делу об административном правонарушении заинтересованным лицом не исследовался. В ходе административного производства заявителем были представлены возражения на протокол (л.д. 44), где он указывал на то обстоятельство, что частичное несоответствие (расхождение) информации на документах не вводит потребителей в заблуждение, информация о товаре соответствует ее качеству и безопасности продукции. Однако в оспариваемом постановлении не нашли своего отражения выводы административного органа, по которым не приняты возражения заявителя, равно как не нашли отражения вопросы о том, в чем выразились виновные действия общества, какую обязанность он должен был выполнить в силу закона, но не выполнил. Таким образом, суд апелляционной инстанции признает недоказанность в действиях заявителя состава вменяемого ему в вину административного правонарушения, в связи с недоказанностью вины. Довод заявителя жалобы о том, что виновные действия заявителя выразились в осуществлении продажи продукта с информацией на этикетке, несоответствующей информации, указанной в свидетельстве о государственной регистрации данного продукта, подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку апеллятор не указывает, в силу какой нормы права общество должно было прекратить реализацию спорного товара либо совершить иные действия. При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись основания для признания оспариваемого постановления незаконным. Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что относительно информации о потребительских свойствах товара, которую административный орган расценил как противоречивую и вводящую потребителя в заблуждение, не доказано событие правонарушения. Из содержания оспариваемого постановления, представленных в материалы дела свидетельства о государственной регистрации (л.д. 41) и потребительской этикетки (л.д. 40), усматривается, что информация «о показаниях продукта в качестве дополнительного источника» на потребительской этикетке представлена несколько шире, чем в свидетельстве. Согласно свидетельству о государственной регистрации данная информация изложена как дополнительный источник растворимых пищевых волокон (альдегинатов), йода и селена в органической форме, а на потребительской этикетке помимо вышеизложенных веществ дополнительно указаны: хром, цинк, медь, марганец. При этом, административным органом не доказано противоречие данных сведений, так как согласно составу минеральных веществ реализуемого продукта (согласно этикетке) в нем содержатся такие минеральные вещества, как хром, цинк, йод, селен, медь, марганец. Доказательства того, что вышеназванные четыре элемента (хром, цинк, медь, марганец) фактически в продукте отсутствуют и, соответственно, имеет место противоречивость информации и введение потребителя в заблуждение относительно истинных свойств товара, материалы дела не содержат. Информация «о рекомендации по получению консультации врача перед началом приема» в свидетельстве о госрегистрации указана как общая рекомендация по получению консультации врача, а в потребительской этикетке имеется уточнение: лицам с заболеваниями щитовидной железы рекомендуется консультация врача-эндокринолога. В оспариваемом постановлении Управлением дано самостоятельное толкование содержания свидетельства применительно к указанной информации – дополнено «независимо от заболевания». Вместе с тем, поскольку в спорном продукте основным минеральным веществом является йод, то уточнение на потребительской этикетке о желательной консультации врача для лиц с заболеваниями щитовидной железы, не является противоречивой информацией. Кроме того, информация о консультациях врача указана в виде рекомендации как в том, так и в другом источнике, а рекомендация по своей природе не предполагает обязательного выполнения ее потребителем. Таким образом, по данной информации суд не усматривает противоречивость сведений и введение потребителей в заблуждение. Относительно информации «о рекомендации по применению продукта» материалы дела также не содержат доказательств относительно противоречивости сведений. Согласно свидетельству о государственной регистрации продукт рекомендовано размешивать с апельсиновым или яблочным соком, а на потребительской этикетке указано – с соком низкой кислотности. Доказательства того, что апельсиновый и яблочный соки являются соками с иной степенью кислотности, материалы дела не содержат. Если апельсиновый и яблочный соки являются соками низкой кислотности, то административный орган не обосновал, почему продукт нельзя размешивать и в других соках (помимо апельсинового или яблочного). Аналогичной является ситуации относительно информации «о назначении и эффективности продукта». Таким образом, относительно информации о потребительских свойствах товара административным органом не представлено доказательств противоречивости сведений и введения Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2008 по делу n А60-10143/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|