Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 по делу n А50-8915/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12870/2015-АК

г. Пермь

21 октября 2015 года                                                              Дело № А50-8915/2015­­

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,

судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,

при участии:

от заявителя (общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление - 3") (ОГРН 1115918000472, ИНН 5918001134): Пирожников Д.В., представитель по доверенности от 21.01.2015, предъявлен паспорт;

от заинтересованного лица (Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края) (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): не явились;

от третьих лиц (лицензионная комиссия Пермского края по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами): не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление - 3"

на решение Арбитражного суда Пермского края от 28 июля 2015 года

по делу № А50-8915/2015,

принятое судьей Катаевой М.А.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление - 3"

к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края

от третьего лица (Лицензионная комиссия Пермского края по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами): не явились;

о признании незаконным решения об отказе в предоставлении лицензии, обязании возвратить госпошлину в сумме 30 000 рублей,

установил:

        Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление - 3" (далее – ООО «ЖЭУ-3», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее – Инспекция) о признании незаконным решения Лицензионной комиссии Пермского края по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, оформленного протоколом от 19.03.2015 №5, в части отказа в предоставлении обществу лицензии на ведение предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, обязании заинтересованного лица возвратить  уплаченную при подаче заявления на получение лицензии госпошлину в сумме 30 000 рублей (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 63).

       Определением арбитражного суда от 29.06.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Лицензионная комиссия Пермского края по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами.

        Решением арбитражного суда от 28.07.2015 (резолютивная часть решения объявлена 13.07.2015) в удовлетворении требований отказано.

        Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.

       В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы об отсутствии у лицензирующего органа законных оснований для проведения в отношении соискателя лицензии внеплановой проверки на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, полагает, что в данном случае может быть проведена только документарная проверка. По мнению апеллянта, проверка объема содержания и достоверности информации, раскрываемой управляющими организациями в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731, осуществляется только в отношении управляющих организаций - лицензиатов, но не соискателей лицензии.

       В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил удовлетворить жалобу.

       Заинтересованным лицом и третьим лицом по делу отзывы на апелляционную жалобу не представлены, представители надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии с ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.

       Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в  соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 05.02.2015 ООО «ЖЭУ-3» обратилось в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 26-28).

На основании распоряжений от 05.02.2015 и 06.02.2015 в отношении общества проведены внеплановые выездная и документарная проверки, результаты которых отражены в актах проверки от 20.02.2015, 27.02.2015 соответственно (л.д. 8-14, 32-37).

По итогам проверок Инспекцией выданы Рекомендации (л.д. 38-41), в которых отражено, что соискатель лицензии не соответствует лицензионному требованию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, соискателем лицензии не выполнено требование к раскрытию информации, так как на официальном сайте www.reformagkh.ru информация размещена не в полном объеме. Инспекцией предложено отказать обществу в предоставлении лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 2 ст. 194 ЖК РФ.

19.03.2015 состоялось заседание Лицензионной комиссии, на котором принято решение об отказе в предоставлении ООО «ЖЭУ-3» лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 42-44).

23.03.2015 Инспекцией обществу выдано уведомление об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д.16).

Не согласившись с решением об отказе в выдаче лицензии, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент обращения с заявлением на получение лицензии общество не соответствовало лицензионным требованиям. Кроме того, суд указал, что по требованию о признании незаконным решения Лицензионной комиссии Инспекция является ненадлежащим ответчиком.

Обсудив доводы жалобы, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителя заявителя по делу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы не установил.

В силу ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

В соответствии с п. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в силу ч. 3 ст. 192 ЖК РФ включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

На основании ч. 5 ст. 192 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) с учетом особенностей, установленных ЖК РФ.

В силу п. 51 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Согласно ч. 7 ст. 192 ЖК РФ контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований Жилищного кодекса и Закона о лицензировании к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для получения лицензии соискателем лицензии должны быть соблюдены лицензионные требования, перечисленные в ст. 193 ЖК РФ, а именно:

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;

2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч.10 ст.161 ЖК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 193 ЖК РФ положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В пункте 3 Положения перечислены лицензионные требования к лицензиату, одним из которых является соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ (подп. «в» п. 3).

Таким образом, совокупность вышеуказанных положений позволяет сделать вывод о наличии требований к лицензиату по соблюдению обязанностей по раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ (в числе прочих лицензионных требований).

На основании ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ.

Основанием для получения лицензии являются заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и документы, перечисленные в статье 13 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности.

Орган государственного жилищного надзора, согласно ч. 1 ст. 194 ЖК РФ и ст. 14 Закона о лицензировании рассматривает заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в порядке, установленном Законом о лицензировании, в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня их приема. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии в силу ч. 2 ст. 194 ЖК РФ является установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 201 ЖК РФ субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации.

Указом Губернатора Пермского края от 02.12.2014 №208 создана лицензионная комиссия Пермского

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 по делу n А71-6155/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также