Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу n А50-7406/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12191/2015-АК

 

г. Пермь                                                                      Дело №А50-7406/2015

15 октября 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Васевой Е.Е.

судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания 

Савватеевой К.В.

при участии:

от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищно-эксплуатационная компания» (ОГРН 1085921001407, ИНН 5921024300): Забалуева А.В. по доверенности от 05.10.2015

от заинтересованного лица – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Пермскому краю (ОГРН 1045901863028, ИНН 5921010403): Черемных С.В. по доверенности от 28.01.2015

от заинтересованного лица – Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю (ОГРН 1045900479525, ИНН 5902290650): Заворохина Е.В. по доверенности от 30.12.2014

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищно-эксплуатационная компания»,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 17 июля 2015 года

по делу № А50-7406/2015

принятое судьей Самаркиным В.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищно-эксплуатационная компания»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Пермскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Пермскому краю

о признании недействительным ненормативного акта

установил,

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищно-эксплуатационная компания» (далее – заявитель, ООО «УЖЭК») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Пермскому краю (далее – налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 31.12.2014 № 19 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2 л.д.22)).

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю (далее – Управление).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 17 июля 2015 года по делу № А50-7406/2015, принятым судьей Самаркиным В.В., заявленные ООО «УЖЭК» требования о признании недействительным вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 14 по Пермскому краю решения от 31.12.2014 № 19 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «УЖЭК» обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции неправильно квалифицировал положение общества во взаимоотношениях между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. Налоговый орган неправильно определил даты получения дохода обществом, соответственно неверно определена налогооблагаемая база в периодах проверки.

Инспекция в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, указывает на то, что ООО «УЖЭК» является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем, денежные средства, поступающие в оплату коммунальных услуг подлежат включению в состав доходов в соответствии со статьями 346.15, 249 НК РФ. Датой получения доходов признается день погашения задолженности.

Управление в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, указывает на то, что налогоплательщик не осуществляет посредническую деятельность, а является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем денежные средства, поступающие в оплату коммунальных услуг, подлежат включению в состав доходов в соответствии со статьями 346.15, 249 НК РФ.

06.10.2015 от ООО «УЖЭК» в суд апелляционной инстанции поступило дополнение к апелляционной жалобе, в которой общество ссылается на то, что Инспекция, установив неправильную квалификацию осуществляемой деятельности, должна была определить наличие у заявителя права на освобождение от уплаты НДС, предусмотренное ст. 145 НК РФ. Спор относительно соответствия выручки общества предельному уровню, установленному законом для целей применения рассматриваемого освобождения, отсутствует. С дополнением к апелляционной жалобе заявитель представил уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

В связи с поступившим дополнением к апелляционной жалобе по ходатайству Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Пермскому краю в судебном заседании 07.10.2015 объявлен перерыв до 14.10.2015 до 09 час. 45 мин. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при том же секретаре судебного заседания, явка прежняя.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнения к апелляционной жалобе.

Инспекция в письменном отзыве на дополнение к апелляционной жалобе ссылается на то, что сумма выручки, указанная в уведомлении об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС указана налогоплательщиком не в полном объеме; доводы об освобождении от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, также данный вопрос не ставился на рассмотрение при досудебном урегулировании спора.

Представители Инспекции и Управления в судебном заседании поддержали позиции, изложенные в отзывах, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО «УЖЭК» за период с 01.01.2012 по 31.12.2013 по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что обществом при исчислении налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения (далее – УСН), в проверяемом периоде не включены в налоговую базу полученные от потребителей денежные средства за оказанные коммунальные услуги, поставляемые ресурсоснабжающими организациями. Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.11.2014 № 20 (т. 1 л.д. 21-40).

Рассмотрев акт и иные материалы проверки, Инспекцией вынесено решение от 31.12.2014 № 19 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ООО «УЖЭК» доначислены налог на добавленную стоимость (далее – НДС) за 4 квартал 2012 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 года, минимальный налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2012 год, в общей сумме 1 268 635 руб., начислены пени за неуплату в установленный срок НДС, минимального налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, неперечисление в установленный срок налога на доходы физических лиц в общей сумме 129 331,15 руб., применены налоговые санкции по пункту 1 статьи 122, пункту 1 статьи 119, статье 123 Кодекса, с учетом смягчающих налоговую ответственность обстоятельств (пункт 4 статьи 112, пункт 3 статьи 114 НК РФ) в общей сумме 72 131,77 руб. (т. 1 л.д. 44-64).

При вынесении указанного решения налоговый орган включил в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, 31 596 061 руб. (коммунальные платежи собственников жилых помещений), в результате чего, в 4-м квартале 2012 года налогоплательщиком превышен предельный уровень дохода (60 000 000 руб.), дающего право на применение УСН, следовательно, общество утратило право на применение УСН, и с этого периода должно уплачивать налоги по общей системе налогообложения. Налоговый орган пришел к выводу о том, что обществом при исчислении налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, в 2012 году не включены в налоговую базу полученные от потребителей денежные средства за оказанные коммунальные услуги, поставляемые ресурсоснабжающими организациями. 

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 12.03.2015 № 18-18/49 жалоба ООО «УЖЭК» оставлена без удовлетворения (т. 1 л.д. 69-71).

Полагая, что решение Инспекции не соответствует положениям Налогового кодекса РФ, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Из материалов дела следует, что заявитель в 2012-2013 годах применял УСН, с объектом налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.14 Кодекса).

В силу п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.

Из положений п. 4 ст. 346.21 НК РФ следует, что налогоплательщики, перешедшие на УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев, с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

В силу пункта 4 статьи 346.13 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.

Собственники жилых помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги, в том числе за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (пункты 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 307 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Исполнителем может быть, в том числе, и управляющая организация, на которой лежат обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества перед всеми потребителями (пункт 5 Правил № 307).

В обязанности исполнителя коммунальных услуг входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям (подпункт «в» пункта 49 Правил № 307).

Согласно определению, приведенному в пункте 3 Правил № 307, ресурсоснабжающая организация осуществляет продажу коммунальных ресурсов управляющей компании.

В случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг (пункты 3 и 49 Правил № 307).

Как следует из материалов дела ООО «УЖЭК» осуществляет управление жилыми домами, на основании договоров управления многоквартирными домами, предметом которых является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, обеспечение предоставления коммунальных услуг.

В ходе проверки установлено и подтверждается материалами дела, что заявителем заключены договоры по управлению многоквартирными домами, договоры с Муниципальными унитарными предприятиями «Гортеплоэнерго» и «Горводоканал», предметом которых являлось предоставление коммунальных услуг: предоставление услуг по подаче тепловой энергии водоснабжению, предоставление услуг по приему, транспортировке и очистке сточных вод. В соответствии с условиями указанных договоров заявитель приобретал коммунальные ресурсы в целях предоставления собственникам жилых помещений коммунальных услуг, а также обеспечивал техническое обслуживание жилых домов.

ООО «УЖЭК» (заказчик) с обществом с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр» (исполнитель) заключило 04.09.2009 договор на оказание услуг, включающий обязательства исполнителя по начислению, сбору и учету платежей населения за жилье и коммунальные услуги.

Заявителем, обществом с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр»

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 по делу n А60-10612/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также