Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу n А50-6384/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-12606/2015-АК

г. Пермь

15 октября 2015 года                                                   Дело № А50-6384/2015­­

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,

судей Васевой Е.Е., Варакса Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,

при участии:

от заявителя Кибанова Александра Борисовича: представители не явились;

от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360): представители не явились;

от третьего лица ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала»: Толмачев В.И., паспорт, доверенность от 24.07.2015;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя                    Кибанова Александра Борисовича

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 21 июля 2015 года

по делу № А50-6384/2015, принятое судьей Виноградовым А.В.,

по заявлению Кибанова Александра Борисовича

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю

третье лицо: открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала»

об оспаривании ненормативных правовых актов,

установил:

Кибанов Александр Борисович (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – антимонопольный орган, УФАС по ПК) от 30.12.2014 в части прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «МРСК Урала» (далее – Общество), отказа в выдаче предписания и привлечении к административной ответственности; обязании комиссии УФАС по ПК выдать Обществу предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства и привлечь Общество к административной ответственности.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.07.2015 в  удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Кибанов А.Б.  обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на незаконность принятого решения. По его мнению, предупреждение, вынесенное антимонопольным органом 10.11.2014, фактически не исполнено ОАО «МРСК Урала». Последующее направление дополнительного соглашения к договору, которое не было им даже подписано, не свидетельствует об отсутствии факта нарушения антимонопольного законодательства со стороны общества. Факт отсутствия нарушения антимонопольного законодательства (ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции) в действиях ОАО «МРСК Урала» Комиссией УФАС не установлен. В настоящее время Кибанов А.Б. лишен возможности вести хозяйственную деятельность на принадлежащем ему земельном участке в связи с невозможностью его использования по назначению из-за неисполнения обществом своих обязательств по технологическому присоединению. В связи с отсутствием энергоснабжения Кибанов А.Б. лишен возможности эксплуатировать находящиеся на участке строения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Однако фактическое присоединение энергопринимающих устройств обществом не осуществлено до настоящего времени, акт об осуществлении технологического присоединения не составлен, что свидетельствует о продолжении ущемления интересов заявителя.

 Антимонопольный орган и третье лицо письменные отзывы на апелляционную жалобу суду не представили.

Представитель третьего лица в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просил законное и обоснованное решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, что в силу ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом,  12.11.2013 заявитель подал в Общество заявку на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (л.д.33).

20.11.2013 ОАО «МРСК Урала» выдало заявителю технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям и 27.11.2013 ими был подписан договор № 811 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя: производственного комплекса (строительство) на землях сельскохозяйственного назначения общей площадью 62000 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, Соликамский район, кадастровый номер  59 : 34 : 2610407 : 1453,  с  установлением  платы  в  размере  53 446,35 руб. (л. д. 14-18).

Согласно п. 11.1 технических условий, являющихся приложением и неотъемлемой частью указанного договора, заявитель осуществляет согласование точки присоединения с владельцем ВЛ-10 кВ Репиным Н.А.(фактический владелец Южанинова С.С. – л.д.38, доверенное лицо Репин Н.А.).

В связи с тем, что владелец точки присоединения ВЛ-10 кВ отказал Обществу в согласовании присоединения и в связи с изменением размера принадлежащего заявителю земельного участка Общество 07.08.2014 подписало и направило заявителю для подписания с его стороны дополнительное соглашение к указанному договору, согласно которому размер платы за технологическое присоединение был определен в соответствии с постановлением РЭК Пермского края от 27.12.2012 № 77-п «Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Урала на территории Пермского края» в размере 4 010 557,47 руб. (л. д. 46).

07.10.2014 по жалобе заявителя УФАС возбудило дело по признакам нарушения Обществом ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Антимонопольным органом была рассмотрена жалоба Кибанова А.Б. (л.д.30), по факту установления нарушения обществом п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (навязывание невыгодного условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Общества (п. 11.1 технических условий) УФАС по ПК выдало обществу предупреждение от 10.11.2014 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (л.д.25).

10.12.2014 Общество сообщило в УФАС об исполнении предупреждения путем выдачи заявителю дополнительного соглашения от 30.07.2014, в котором требование о согласовании опосредованного технологического присоединения энергопринимающих устройств отсутствует (л.д.48).

В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства Комиссия УФАС вынесла решение от 30.12.2014 о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (л.д.8-12).

Оснований для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства и для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции  Комиссия УФАС не установила.

Заявитель, не согласившись с вынесенным решением в части прекращения  рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении общества, обратился в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству, обстоятельствам дела и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и(или) ущемление интересов других лиц, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

ОАО «МРСК Урала» осуществляет деятельность в сфере передачи электрической энергии в условиях естественной монополии, соответственно, занимает доминирующее положение на соответствующем рынке оказания услуг.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного (в силу публичности) для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии.

Таким образом, требования и ограничения, предусмотренные ст. 10 Закона о защите конкуренции, распространяются на третье лицо ОАО «МРСК Урала».

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Согласно ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами технологического присоединения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила №861).

В силу п. 2 Правил №861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктами 3 - 15 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

Сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу n А50-13610/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также