Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2015 по делу n А60-16772/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-10405/2015-АК

г. Пермь

02 сентября 2015 года                                                   Дело № А60-16772/2015­­

Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И. В.

судей  Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,

при участии:

от  истца Администрации Пышминского городского округа (ОГРН 1026601073993, ИНН 6649001382) – не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика Управления Федерального казначейства по Свердловской области (ОГРН 1036603493112, ИНН 6660006553) – не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) – не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 июня 2015 года

по делу № А60-16772/2015,

принятое судьей Д.В.Ефимовым

по иску Администрации Пышминского городского округа

к 1) Управлению Федерального казначейства по Свердловской области, 2) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

о взыскании убытков,

установил:

Администрация Пышминского городского округа (далее – истец, Администрация)  обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области Российской Федерации в лице  Министерства финансов Российской Федерации (далее – ответчики) о взыскании убытков в сумме 576800 руб. 00 коп.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30 июня 2015 года исковые требования к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации удовлетворены. В удовлетворении исковых требований к  Управлению Федерального казначейства по Свердловской области  отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик РФ в лице Министерства финансов РФ  обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ответчик  указывает на то, что в силу статей 28.2 Закона № 181-ФЗ,  п.п.24 п.2 ст.26.3 Закона № 184-ФЗ, ст.84 Бюджетного кодекса РФ,  расходы, связанные с приобретением жилья семье инвалида, и имеющей ребенка инвалида,  осуществляются  за счет средств федерального бюджета только в отношении граждан, вставших на учет до 01.01.2005,  а обеспечение жильем  граждан, вставших на учет после 01.01.2005 – подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации. Заявитель жалобы также указывает, что суд не дал оценку имеющейся в деле  выписке из отчета  от  01.01.2015, из которой следует, что  Свердловской области были выделены достаточные финансовые средства на осуществление финансовой поддержки указанной категории граждан.

Управлением Федерального казначейства по Свердловской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Пышминского районного суда Свердловской области от 20.01.2014 по делу №2-9/2014 удовлетворены исковые требования Прокурора Пышминского района о предоставлении жилого помещения, пригодного для проживания во внеочередном порядке.

Указанным решением на Администрацию Пышминского городского возложена обязанность предоставить Чупиной О.А. на основании договора социального найма отдельное, изолированное жилое помещение, пригодное для проживания на территории р.п. Пышма, не ниже установленных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Постановлением администрации Пышминского городского округа №31 от 29.01.2015 Чупиной О.А. предоставлено по договору социального найма жилое помещение общей площадью 39,9 кв.м.

Нежилое помещение приобретено администрацией Пышминского городского округа в результате проведения открытого аукциона за 576800 руб. 00 коп.

В соответствии с постановлением администрации Пышминского городского округа № 921 от 27.12.2013 «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на территории Пышминского городского округа на 2014 год» среднерыночная стоимость квадратного метра  общей  площади жилого помещения на вторичном рынке по р.п. Пышма составила 20600 руб. 00 коп.

Полагая, что в результате предоставления жилого помещения ему причинены убытки, в размере стоимости квартиры, которые ему не компенсированы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с ответчиков убытков в виде стоимости квартиры в размере 576800 руб. 00 коп.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что взыскание должно производиться за счет казны Российской Федерации. При этом ответчиком не представлено доказательств того, что Российской Федерацией субъекту – Свердловской области или органу местного самоуправления в спорный период были выделены финансовые средствами на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 ЖК РФ, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005.

Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что в силу статей 28.2 Закона № 181-ФЗ,  п.п.24 п.2 ст.26.3 Закона № 184-ФЗ, ст.84 Бюджетного кодекса РФ,  расходы, связанные с приобретением жилья семье инвалида, и имеющей ребенка инвалида,  осуществляются  за счет средств федерального бюджета только в отношении граждан, вставших на учет до 01.01.2005. Учитывая, что Чупина О.А., встала на учет после 01.01.2005г., то  обеспечение его  жильем подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации. Заявитель жалобы также указывает, что суд не дал оценку имеющейся в деле  выписке из отчета  от  01.01.2015, из которой следует, что  Свердловской области были выделены достаточные финансовые средства на осуществление финансовой поддержки указанной категории граждан.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.

При этом для взыскания убытков лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.

В силу ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 ГК РФ).

Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения жильем инвалидов, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований, являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статей 7, 71 (пункты "в", "з"), 75 (часть 3), 114 (пункт "а" части 1) и 132 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 40 (часть 3) и 39 (часть 1).

Специальное регулирование обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями,  предусмотрено положениями статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"  далее - Закон N 181-ФЗ).

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Закона № 181-ФЗ).

При этом обеспечение жильем указанных категорий граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке статьи 28.2 Закона № 181-ФЗ в случае, если они встали на учет до 1 января 2005года.

В отношении же инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, то обеспечение их жилыми помещениями осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ – решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Статьей 26.3 вышеуказанного закона определено, что полномочия  органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения субъектов РФ, установленным Конституцией РФ, указанные  в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

По настоящему делу Чупина О.А. была признана нуждающейся  в предоставлении жилья, и поставлен на соответствующий учет после 1 января 2005 года.

 В Свердловской области действует Закон от 20.02.2006 N 3-ОЗ "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования".

В соответствии с п.п. 1) ст. 2 Закона Свердловской области от 20.02.2006 N 3-03 "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования" (далее - 03 от 20.02.2006 N 3-03) учету для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования подлежат граждане, имеющие право на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использовании граждане, признанные но основаниям, установленным федеральным законом, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и относящиеся к категориям граждан, определенным законами Российской Федерации или законами Свердловской области.

При этом ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования осуществляется органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета.

В  соответствии с Постановлением главы Пышминского городского округа от 16.04.2012г. № 230а Чупина Ольга Александровна  поставлена на учет в качестве нуждающегося в предоставлении по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда Пышминского городского округа.

Закон Свердловской области от 07.12.2012 N 96-03 "О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области" регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области.

В силу ч. 3 ст. 4 03 от 07.12.2012 N 96-03 жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для социальной защиты отдельных категорий граждан предоставляются гражданам после распределения таких жилых помещений.

В соответствии с ч. 4 ст. 4 03 от 07.12.2012 N 96-03 порядок распределения жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области устанавливается Правительством Свердловской области.

Согласно ч. 2 ст. 5 03 от 07.12.2012 N 96-03 решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, указанных в части первой

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2015 по делу n А60-1397/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также