Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2008 по делу n А50-6251/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-4185/2008-АК
г. Пермь 10 июля 2008 года Дело № А50-6251/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июля 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 10 июля 2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Нилоговой Т.С., судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кивокурцевой Е.В.,при участии: от заявителя (ОАО «Авиадвигатель») Большакова Т.Л., доверенность от 01.01.2008 г., паспорт; Логинова А.А., доверенность от 01.01.2008 г., паспорт от заинтересованного лица (Пермское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора): Чесноков В.Е., доверенность от 12.03.2008 г., паспорт; Ильиных В.К., доверенность от 21.05.2008 г., удостоверение рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу заинтересованного лица – Пермского межрегионального управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора на решение Арбитражного суда Пермского края от 23 мая 2008 года по делу №А50-6251/2008 принятое судьей Кетовой А.В. по заявлению Открытого акционерного общества «Авиадвигатель» к Пермскому межрегиональному территориальному управлению технологического и экологического надзора Ростехнадзора о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, установил: Открытое акционерное общество «Авиадвигатель» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Пермскому межрегиональному управлению технологического и экологического надзора Ростехнадзора (далее – административный орган, Управление, Ростехнадзор) об оспаривании постановления от 24.04.2008 г. № 18-Ю, которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 10 000 рублей. Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.05.2008г. (резолютивная часть решения объявлена 22.05.2008 г.) заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новый, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом норм материального права и на доказанность в действиях общества состава правонарушения. В обоснование жалобы указывает на неправомерность вывода суда о том, что заявитель не обязан иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, поскольку, по мнению Управления, под обращением с отходами законодатель понимает деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов. Таким образом, общество должно иметь лицензию, а осуществление деятельности в ее отсутствие должно повлечь наступление административной ответственности. Представители административного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали и дополнительно пояснили, что деятельность заявителя подлежит лицензированию, поскольку из статотчетности общества по обращению с отходами усматривается деятельность общества по образованию, использованию и обезвреживанию отходов, при этом общество еще осуществляет сбор, хранение и транспортировку производственных отходов. Представители заявителя доводы апелляционной жалобы считают необоснованными по мотивам, изложенным в письменном отзыве, оснований для отмены решения суда не усматривают, поскольку как таковую деятельность в сфере обращения с отходами, кроме их образования, общество не осуществляет, а все отходы передаются для хранения, утилизации специализированным организациям, с которыми заключены соответствующие договоры. В судебном заседании указали, что в результате деятельности предприятия образуются отходы, которые общество обязано временно хранить и вывозить с территории. Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего. Как следует из материалов дела, 13.03.2008 г. в отношении общества было возбуждено административное дело по признакам правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и назначено административное расследование (л.д.77-78). В ходе административного расследования Ростехнадзором установлено, что в процессе производственной деятельности общества образуются отходы 1-4 класса опасности, которые собираются и временно размещаются на территории заявителя до их передачи сторонним организациям для использования, обезвреживания, захоронения. Обществом осуществляется обезвреживание 2-х видов отходов (кислота аккумуляторная серная отработанная и эмульсии, эмульсионные смеси для шлифовки металлов, содержащие масла или нефтепродукты в количестве 15% и более). Кроме того, у заявителя отсутствуют нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. По результатам расследования Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 14.04.2008 г. (л.д.81-83) и 24.04.2008 г. вынесено постановление № 18-Ю, которым общество привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.8-10). Полагая, что данное постановление вынесено незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и его отмене. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из неправомерного привлечения общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в связи отсутствием у него обязанности по получению лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Суд апелляционной инстанции, проанализировав обстоятельства, явившиеся основанием для привлечения общества к административной ответственности и установленные материалами административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности в порядке ст.71 АПК РФ, считает, что административным органом не доказано наличие в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения. Согласно постановлению заявителю вменено осуществление деятельности по сбору, хранению, обезвреживанию и размещению опасных отходов без лицензии и лимитов на размещение опасных отходов. При этом, административный орган указывает, что хранение отходов в специально оборудованных местах, расположенных на производственной площадке, является размещением отходов, а деятельность по размещению отходов входит в состав лицензируемого вида деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наступление административной ответственности. Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. При этом, действия могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. В данном случае обществу вменено отсутствие лицензии и лимитов на размещение опасных отходов, т.е. нарушение ст.ст.9, 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления, Закон № 89-ФЗ). Согласно ст.11 Закона № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отходов. Из материалов дела усматривается, что обществом был разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, данный проект 14.05.2003 г. за № 352 утвержден соответствующим органом государственной власти (л.д.11-40), в последующем действие лимитов было продлено и на 2005 г. (л.д.73). Однако, письмом от 17.12.2005 г. Ростехнадзор отозвал свое письмо о продлении лимитов и указал, что аннулирует лимиты на размещение отходов с 01.01.2005 г. (л.д.72). Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с п.1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении. Суд апелляционной инстанции считает, что административным органом не доказано наличие события и вины общества по данному нарушению. В силу ст.ст.26.2, 28.2 и 29.10 КоАП РФ в протоколе, как процессуальном документе, имеющем доказательственную силу, должны быть указаны место, время совершения и событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела, а в постановлении – обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу. В данном случае в протоколе и в постановлении административным органом констатирован только факт аннулирования лимитов и приведена ссылка на ст.11 Закона об отходах производства и потребления. При этом, отсутствуют сведения о том, что ранее утвержденные лимиты не соответствуют фактической производственной деятельности общества, что требуется разработка новых нормативов и лимитов и что предприятием не были разработаны соответствующие проекты. Если административный орган полагает, что правонарушение выразилось в том, что предприятием не были приняты меры к обращению за утверждением лимитов, то в таком случае единственная правовая ссылка на ст.11 Закона № 89-ФЗ не может являться мотивированным решением по делу, поскольку данной нормой для хозяйствующих субъектов установлена обязанность только по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Суд апелляционной инстанции считает, административным органом не была надлежащим образом установлена и доказана вина общества в отсутствии проектов нормативов и лимитов, поскольку Управлением не выяснялся вопрос о наличии либо отсутствии проектов, а в случае отсутствия разработанных проектов – о причинах соответствующего бездействия заявителя. Позиция административного органа о том, что нормативы образования отходов и лимитов на их размещение утверждаются только тем лицам, которые имеют лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами, а такой лицензии у общества нет, хотя должна быть, является ошибочной. В силу ст.ст.1, 9 Закона № 89-ФЗ и п.74 ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 г № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) не всякое обращение с отходами требует наличия лицензии. Так, лицензия не требуется на деятельность, в процессе которой образуются отходы, подлежит лицензированию только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов. Что касается нарушения, связанного с отсутствием лицензии. Суд считает, что Ростехнадзором также не доказано наличие события и вина общества в осуществлении деятельности по сбору, хранению, обезвреживанию и размещению опасных отходов без лицензии, т.е. той деятельности заявителя, которая нашла свое отражение в протоколе и постановлении. Доказательств того, что общество осуществляет сбор отходов материалы дела не содержат. Все отходы, которые образуются в процессе производственной деятельности заявителя, образуются на его производственной территории, на этой же территории осуществляется временное хранение отходов согласно установленных ранее мест их временного размещения (карта-схема – л.д.39). Собирание отходов с отдельных производственных участков в целях их помещения в заранее отведенные места не является деятельностью по сбору отходов в смысле применения Закона № 89-ФЗ и Закона о лицензировании. Временное размещение и хранение отходов на территории предприятия до их передачи специализированным организациям для дальнейшего использования, обезвреживания и захоронения также не является деятельность общества по размещению отходов и хранению (как составной части деятельности по размещению). Согласно ст.1 Закона № 89-ФЗ размещение отходов это есть хранение и захоронение отходов. В свою очередь, захоронение – это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах, а хранение – содержание отходов в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Доказательств того, что на территории общества имеются такие специальные объекты, которые созданы и обустроены на основании разрешения и включены в соответствующий реестр (ст.12 Закона № 89-ФЗ), в материалах дела не имеется. Суд считает, что административным органом не доказано осуществление заявителем деятельности и по обезвреживанию опасных отходов. Обезвреживание отходов – это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду. В ходе административного Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2008 по делу n А60-33676/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|