Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу n А60-13125/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9443/2015-АК

г. Пермь

14 августа 2015 года                                                            Дело № А60-13125/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2015  года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Васильевой Е.В.,

судей  Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Горбуновой Л.Д.,

лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 29 мая 2015 года

по делу № А60-13125/2015,

принятое судьей Пшеничниковой И.В.

по иску Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ, строительства Талицкого городского округа (ОГРН 1026602231380, ИНН 6654007380)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360)

третьи лица:  Свердловская область в лице Министерства финансов Свердловской области (ОГРН 1026605256589, ИНН 6661004608), Управление Федерального казначейства по Свердловской области

о взыскании убытков в сумме 1 071 000 руб.,

 

установил:

Управление топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа (далее – Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России, ответчик) о взыскании за счет средств казны Российской Федерации убытков в сумме 1 071 000 руб.

Определением от 01.04.2015 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Свердловскую область в лице Министерства финансов и Управление Федерального казначейства по Свердловской области.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 мая 2015 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, Минфин России обжаловал его в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что расходные обязательства у Российской Федерации возникают, если инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, встали на учет до 1 января 2005 года. В данном случае семья, имеющая ребенка-инвалида, встала на учет 20.03.2008, в связи с чем обязательство у Российской Федерации не возникло. Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено предоставление финансовых средств из федерального бюджета непосредственно в местный. Кроме того, по мнению ответчика, взыскание с Российской Федерации стоимости приобретенного и не выбывшего из собственности муниципального образования имущества влечет неосновательное обогащение муниципального образования в размере взысканной суммы.

Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился по мотивам, указанным в письменном отзыве; решение суда считает законным и обоснованным.

Свердловская область в лице Министерства финансов Свердловской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 08.06.2012 Талицким районным судом Свердловской области вынесено решение по делу № 2-261/2012, которым на Управление возложена обязанность предоставить несовершеннолетней Гайнановой А.А. и члену ее семьи Гайнановой М.С. на условиях социального найма жилое помещение на территории г. Талица не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Данное решение вступило в законную силу 14.07.2012.

Во исполнение названного решения между истцом и Кулаковской Л.П. заключен договор купли-продажи  от 01.11.2013 № 5, по условиям которого Кулаковская Л.П. обязалась передать в муниципальную собственность жилое помещение по адресу: Свердловская обл., г. Талица, ул. Калинина, д.1, кв.71, общей площадью 47,6 кв. м.

Согласно п. 2.1 цена квартиры согласована в сумме 1 071 000 руб.

Данная сумма перечислена продавцу, что подтверждается  платежным поручением от 10.12.2013 № 477 (л.д.57).

Согласно распоряжению от 06.12.2013 № 299 названное жилое помещение зачислено в муниципальную казну Талицкого городского округа.

На основании договора №109 социального найма жилого помещения от 17.12.2013 квартира предоставлена Гайнановой М.С. и Гайнановой А.А. в бессрочное владение и пользование (л.д.59).

Данные расходы истец расценил как убытки и обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал на то, что право граждан на получение бесплатного жилья провозглашено федеральным законом, следовательно, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.

Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 551-О-О).

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее – ЖК РФ), вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда малоимущими гражданами, признанными по установленным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 ст.49 ЖК РФ).

Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Вместе с тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 817.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ).

Согласно ст.17 данного закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом обеспечение жильем указанных категорий граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке статьи 28.2 Закона № 181-ФЗ в случае, если они встали на учет до 1 января 2005 года (второй абзац статьи 17). Согласно статье 28.2 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (третий абзац статьи 17).

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, Гайнанова А.А. поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, после 1 января 2005 года.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон №184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится в числе прочего решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

В силу пункта 1 этой же статьи Закона № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

Согласно статье 2 Закона № 181-ФЗ социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Таким образом, к системе мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, относятся в том числе и мероприятия по обеспечению инвалидов жилыми помещениями. Следовательно, финансирование таких мероприятий в силу статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, что не исключает дополнительное финансирование из федерального бюджета в соответствии с федеральными целевыми программами.

В соответствии со ст.2 Закона Свердловской области от 20.02.2006 №3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» учету для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области относятся среди прочих граждане, признанные но основаниям, установленным федеральным законом, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых но договорам социального найма, и относящиеся к категориям граждан, определенным законами Российской Федерации или законами Свердловской области.

Согласно пункту 4 ст.4 Закона Свердловской области от 07.12.2012 № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области» порядок распределения жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области устанавливается Правительством Свердловской области.

Таким образом, на территории Свердловской области приняты законы, которые регулируют жилищные правоотношения в части обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 01.01.2005.

Согласно статье 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации) из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с пунктом 1 ст.133 данного кодекса под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу n А60-5259/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также