Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу n А60-57411/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9370/2015-АК

г. Пермь

13 августа 2015 года                                                   Дело № ­­ А60-57411/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 6 августа 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2015  года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Васильевой Е.В.

судей  Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.

при участии:

от  истца общества с ограниченной ответственностью «АВТО-96» – Родионов И.В., паспорт, доверенность от 14.11.2014;

от иных лиц – не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика муниципального образования «город Екатеринбург» в лице Департамента финансов г. Екатеринбурга

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 29 мая 2015 года по делу №А60-57411/2014,

принятое судьей Яговкиной Е.Н.

по иску общества с ограниченной ответственностью «АВТО-96» (ИНН 6658373820, ОГРН 1106658021348)

к муниципальному образованию «город Екатеринбург» в лице Департамента финансов Екатеринбурга администрации города Екатеринбурга (ИНН 6671328048, ОГРН 1106671014350)

третьи лица: открытое акционерное общество «Информационная сеть» (ОГРН 1096671008807, ИНН 6671291239), Екатеринбургская городская Дума,

Администрация города Екатеринбурга (ОГРН 1046603983800, ИНН 6661004661),

о взыскании 26 024 220 руб. 38 коп. (с учетом увеличения размера исковых требований),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «АВТО-96» (далее также –общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Муниципальному образованию «город Екатеринбург» в лице Департамента финансов администрации г. Екатеринбурга (далее – ответчик) с иском о взыскании 26 024 220 руб. 38 коп. в возмещение убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан на екатеринбургском городском автомобильном транспорте по регулярному маршруту городского сообщения №27 «ТСЦ МЕГА – ЖБИ» в период с мая 2011 года по апрель 2014 года (с учетом принятого судом увеличения размера исковых требований – л.д.52-53 том 2).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 мая 2015 года исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 22 196 973,35 руб. убытков, а также 148699 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился  с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

В обоснование жалобы ответчик указывает на недоказанность истцом факта причинения ему убытков. Истец заключил с Администрацией города Екатеринбурга соглашение от 21.07.2011 № 24-КСП о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» на возмещение части затрат, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан дополнительной меры социальной поддержки в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования. Следовательно, истцу были разъяснены условия и порядок возмещения возникших затрат в связи с перевозкой льготной категории граждан. С таким порядком истец согласился и претензий от него не поступало. Субсидия рассчитывалась на основании методики, утвержденной постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 21.06.2011 № 2604. Общество подтвердило, что в заявленный период получало субсидии на возмещение затрат из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург». В остальной части оснований для возмещения убытков не имеется.

Истцом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца  поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.

От Екатеринбургской городской Думы поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать; представлено ходатайство о рассмотрении дела в  отсутствие представителя.

Ответчик, третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 № 72/15 «О социальной транспортной карте» отдельным категориям граждан в соответствии с прилагаемым к нему Перечнем предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (автобус, трамвай, троллейбус, метрополитен) на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты «Социальная транспортная карта» (далее – социальная транспортная карта).

В целях организации внедрения системы электронной оплаты проезда в транспорте общего пользования, Свердловской областью учреждено ОАО «Информационная сеть», с которым перевозчики Екатеринбурга заключают договоры присоединения к системе «Транспортная карта города Екатеринбурга». Аналогичный договор заключен ООО «АВТО-96» (л.д.62 том 1). Постановлением Главы Екатеринбурга от 27.08.2009 № 3776 введены в действие с 01.01.2010 персональные бесконтактные микропроцессорные пластиковые карты «Транспортные карты» для оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан.

Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 21.06.2011 №2604 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров, в целях возмещения части затрат, связанных с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на территории муниципального образования «город Екатеринбург» (далее – Положение № 2604).

Субсидии предоставляются перевозчикам на безвозмездной и безвозвратной основе по результатам отбора, процедура которого определена в главе 2 настоящего Положения (пункт 2 Положения № 2604).

Предоставление субсидии перевозчикам производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» на возмещение части затрат, связанных с предоставлением права льготного проезда на текущий год (пункт 3 Положения № 2604).

Согласно п.4 названного Положения право на получение субсидий имеют перевозчики, одновременно соответствующие следующим требованиям:

1) осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на основании договора на обслуживание маршрутов регулярного городского сообщения, заключенного с Комитетом по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации города Екатеринбурга;

2) предоставляющие право льготного проезда (в случае его оплаты с помощью социальной транспортной карты) отдельным категориям граждан, зарегистрированным по месту жительства или месту пребывания в муниципальном образовании «город Екатеринбург», не имеющим права на получение компенсационных выплат в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ и в соответствии с нормативными актами Свердловской области, а именно:

пенсионерам по старости города Екатеринбурга;

детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, не достигшим 18 лет, а также детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет (далее – муниципальные льготники).

В силу пункта 5 Положения субсидии предоставляются ежемесячно на основании соглашения с перевозчиком о предоставлении субсидий (форма соглашения представлена в приложении № 1).

ООО «АВТО-96» является транспортной организацией, осуществляющей перевозку пассажиров общественным транспортом в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Судом установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается фактическое осуществление истцом в спорный период (с мая 2011 г. по апрель 2014 г.) перевозок пассажиров на основании договора с Администрацией города Екатеринбурга от 23.05.2011 №27/2011, в том числе с предоставлением льготного проезда по социальной транспортной карте.

Между ООО «АВТО-96» и Администрацией города Екатеринбурга в лице Комитета социальной политики по вышеуказанной форме (приложения № 1 к Положению № 2604) заключено соглашение о предоставлении субсидии от 21.07.2011 №24-КСП (л.д.77-79 том 1).

Ответчиком в отзыве на исковое заявление указано и истцом не оспаривается ежемесячное получение из бюджета города субсидии по соглашению № 24-КСП, общая сумма выплат за период с июня 2011г. по декабрь 2013г. составила 12 805 991,63 руб. (л.д.74-111 том 1). Доводов о неполном перечислении ответчиком субсидии, предусмотренной Положением №2604, истец не приводит.

Однако истец считает, что убытки от перевозки льготных категорий пассажиров возмещены ему не в полном объеме. С учетом полученной субсидии сумма невозмещенных убытков составляет 26 024 220,38 руб., из них 18 495 900,17 руб. – по «региональному регистру», 7 528 320,21 руб. – по «федеральному регистру» (л.д.54-57 том 2).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Удовлетворяя исковые требования в сумме 22 196 973,35 руб., суд первой инстанции признал доказанным факт оказания обществом транспортных услуг и несения убытков в связи с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан. При этом суд первой инстанции признал обоснованным размер убытков истца, определенных исходя из количества поездок льготных категорий граждан (по данным электронного учета ОАО «Информационная сеть») и тарифов на перевозку пассажиров, утвержденных в муниципальном образовании в соответствии с постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области. Отказ в удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика 3 827 247 руб. 03 коп. убытков за период с мая 2011 года по ноябрь 2011 года обусловлен применением судом срока исковой давности.

Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ, Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст.16 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации (ст.16.1 ГК РФ).

Согласно п.1 ст.789 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что коммерческая организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.

В соответствии с пунктом 2 ст.790  Кодекса плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790).

Сумма взыскиваемых с бюджета убытков определена истцом путем умножения количества поездок на его маршрутах льготных категорий граждан (по данным ОАО «Информационная сеть») на действовавший в спорном периоде тариф на перевозку пассажиров, утвержденный в муниципальном образовании (разницу между льготным и обычным тарифом).

Между тем, как уже указано в постановлении, Администрацией г.Екатеринбурга утверждено Положение № 2604, которым предусмотрен порядок расчета субсидии, подлежащей выплате перевозчику из бюджета города в целях возмещения расходов, связанных с предоставлением льготного проезда.

В соответствии с пунктом 10 Положения № 2604 расчет суммы субсидии производится по формуле:

Субсидия = Ртп / Ро x КР x КП, где:

Ртп –  часть затрат отдельного перевозчика, связанных с предоставлением права льготного проезда;

Ро – часть затрат перевозчиков, связанных

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу n А60-14597/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также