Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу n А60-8244/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-8828/2015-АК г. Пермь 13 августа 2015 года Дело № А60-8244/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2015 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Виноградовой Л.Ф., судей Макарова Т.В., Семенова В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кычевой С.В., при участии: от Заместителя прокурора Свердловской области: Федоровой Е.С. - поручение № 8/2-12а-2015 от 30 июня 2015 года, удостоверение; от ответчиков ОМС «Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск», СМУП «Комбинат ритуальных услуг» МО «г. Красноуфимск» (ОГРН 1036601053301, ИНН 6619008670): не явились; лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Заместителя прокурора Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 мая 2015 года по делу № А60-8244/2015, принятое судьей Ефимовым Д.В. по иску Заместителя прокурора Свердловской области к органу местного самоуправления, уполномоченному в сфере управления муниципальным имуществом "Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск", специализированному муниципальному унитарному предприятию "Комбинат ритуальных услуг" МО "г. Красноуфимск" о признании договора о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения недействительным в части, установил: Заместитель прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с иском к органу местного самоуправления, уполномоченному в сфере управления муниципальным имуществом "Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск" (далее ОМС «Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск») и специализированному муниципальному унитарному предприятию "Комбинат ритуальных услуг" МО "г. Красноуфимск" (далее СМУП «Комбинат ритуальных услуг» МО «г. Красноуфимск», ответчики) о признании недействительным (ничтожным) договора о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения, заключенного 07 июля 2014 года ОМС «Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск» и СМУП «Комбинат ритуальных услуг» МО «г. Красноуфимск», в части пунктов 2.4.2, 2.5.2, 3.2, на основании статей 168, 294, 295, 927, 935 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), ФЗ от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (л. д. 7-10). До принятия судом решения Заместитель прокурора Свердловской области в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) отказался от исковых требований в части признания недействительным (ничтожным) пункта 2.4.2 договора (л. д. 40). Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 мая 2015 года, принятым судьей Ефимовым Д.В. по делу № А60-8244/2015, производство по делу в части требований о признании недействительным (ничтожным) пункта 2.4.2 договора о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения, заключенного 07 июля 2014 года ОМС «Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск» и СМУП «Комбинат ритуальных услуг» МО «г. Красноуфимск», прекращено. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано (л. д. 46-53). Заместитель прокурора Свердловской области, не согласившись с названным решением в части отказа в удовлетворении иска, обжаловал его в апелляционном порядке. По его мнению, в удовлетворении исковых требований отказано необоснованно, поскольку ни ГК РФ, ни ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не предполагают наличие договорной схемы регулирования порядка передачи имущества собственником создаваемому им унитарному предприятию и, соответственно, установление прав и обязанностей последнего в отношении такого имущества на основании договора. Действующим гражданским законодательством не предусмотрена обязанность муниципальных предприятий страховать имущество, переданное им на праве хозяйственного ведения, а органам местного самоуправления не предоставлено право возлагать на них какие-либо обязательства относительно страхования этого имущества. Кроме того, Заместитель прокурора Свердловской области полагает, что поскольку часть доходов унитарных предприятий от использования имущества, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, относится к доходам бюджета, ответственность за нарушение обязанности по перечислению данных денежных средств в бюджет может быть установлена нормами бюджетного законодательства. Следовательно, включение в договор условия о неустойке за несвоевременное перечисление денежных средств в бюджет городского округа (пункт 3.2.), которая не предусмотрена бюджетным законодательством, влечет его недействительность. По мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, Заместитель прокурора Свердловской области просит отменить решение в обжалуемой части и удовлетворить заявленные требования. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Заместителя прокурора Свердловской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме (протокол судебного заседания от 12 августа 2015 года). Ответчик ОМС «Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. В представленном отзыве ответчик пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (отзыв на апелляционную жалобу б/н, б/д). Ответчик СМУП «Комбинат ритуальных услуг» МО «г. Красноуфимск», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыв на апелляционную жалобу не представил. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ. Как следует из материалов дела, 07 июля 2014 года ОМС «Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск» (управление) и СМУП «Комбинат ритуальных услуг» МО «г. Красноуфимск» (предприятие) заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения (л. д. 11-13). В соответствии с пунктом 1.1 договора его предметом является передача управлением предприятию в хозяйственное ведение и закрепление за последним муниципального имущества, в отношении которого управление осуществляет полномочия собственника, а также регулирование взаимоотношений сторон по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Управление передает и закрепляет в хозяйственное ведение предприятия муниципальное имущество: - здание, назначение: нежилое, общей площадью 53,6 кв. м., расположенное по адресу: г. Красноуфимск, ул. Серова, д. 2д, балансовой стоимостью 86 347 руб.; - нежилые помещения (№ 28, 38 по поэтажному плану 2 этажа), общей площадью 37,9 кв. м., расположенные по адресу: г. Красноуфимск, ул. Куйбышева, 6, рыночной стоимостью 676 679,11 руб.; - кассовый аппарат, балансовой стоимостью 3 556,30 руб. (пункт 1.2 договора). В соответствии с условиями договора предприятие обязано, кроме прочего, нести затраты по страхованию имущества на условиях и в порядке, установленных нормативным актом Думы городского округа, а также перечислять в бюджет городского округа часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в размерах и сроки, определяемые муниципальными правовыми актами, не позднее 1 мая года, следующего за отчетным (пункты 2.5.2, 2.5.7 договора). Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что предприятие выплачивает управлению неустойку в виде пени за просрочку внесения платежей, установленных пунктом 2.5.7 договора, в размере, равном одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ на сумму задолженности за каждый день просрочки платежа (л. д. 11-13). Полагая, что договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за предприятием возлагает на последнее дополнительные обязанности и ответственность, не предусмотренные действующим законодательством, Заместитель прокурора Свердловской области обратился с иском к ОМС «Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск» и СМУП «Комбинат ритуальных услуг» МО «г. Красноуфимск» о признании недействительным (ничтожным) договора о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения, заключенного 07 июля 2014 года ОМС «Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск» и СМУП «Комбинат ритуальных услуг» МО «г. Красноуфимск», в части пунктов 2.5.2, 3.2, на основании статей 168, 294, 295, 927, 935 ГК РФ, ФЗ от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (л. д. 7-10). В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (пункт 2 названной статьи). Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 названной статьи). Между ответчиками, ОМС «Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск» и СМУП «Комбинат ритуальных услуг» МО «г. Красноуфимск», заключен договор от 07 июля 2014 года о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения (л. д. 11-13). В силу части 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (пункт 2 названной статьи). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422) (пункт 4 названной статьи). В обоснование исковых требований о признании недействительными (ничтожными) условий договора Заместитель прокурора Свердловской области ссылается на то, что данный договор возлагает на предприятие дополнительные обязанности и ответственность, не предусмотренные действующим законодательством. В частности, обязанность унитарного предприятия страховать переданное ему на праве хозяйственного ведения имущество не предусмотрена ни ГК РФ, ни ФЗ от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Вместе с тем, пунктом 1 статьи 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу статьи 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (пункт 2 статьи 295 ГК РФ). Согласно подпункту 2 пункта 27 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом городского округа Красноуфимск», утвержденного решением Думы городского округа Красноуфимск от 26 ноября 2009 года № 17/4, в целях сохранения муниципального имущества, Управление организует его страхование. Страхование муниципального имущества регулируется Порядком страхования имущества городского округа Красноуфимск (Приложение 14). Пунктом 1.4 вышеназванного Порядка страхованию подлежит все муниципальное движимое и недвижимое имущество, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, переданные юридическим и физическим лицам по договорам аренды и другим видам договоров, а также закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения. Таким образом, включение в договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения условия о несении предприятием затрат по страхованию имущества на условиях и в порядке, установленных нормативным актом Думы городского округа (пункт 2.5.2 договора, л. д. 11-13), соответствует названным Положению и Порядку. Доказательства о того, что они являются недействующими либо признаны недействительными в установленном порядке, в материалах дела отсутствуют. Кроме того, данное условие договора прямо не возлагает на СМУП «Комбинат ритуальных услуг» МО «г. Красноуфимск» обязанность по страхованию переданного ему в хозяйственное ведение имущества, а лишь относит на последнее затраты по его страхованию. При этом пунктом 4 статьи 935 ГК РФ установлено, что в случаях, когда обязанность страхования не вытекает из закона, а основана на договоре, в том числе обязанность страхования имущества - на Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу n А50-22113/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|