Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу n А60-4780/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-8015/2015-АК

г. Пермь

30 июля 2015 года                                                                  Дело № А60-4780/2015­­

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Варакса Н. В.

судей Васевой Е.Е., Грибиниченко О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Свердловская теплоснабжающая компания» (ОГРН 1076673010150, ИНН 6673162327): Головков В.В., предъявлен паспорт, доверенность от 12.05.2015;

от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103):                  Огальцева Е.Н., предъявлено удостоверение, доверенность от 01.09.2014;

от третьего лица закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Верх-Исетская": Кузнецов Д.П., предъявлен паспорт, доверенность от 12.09.2014;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы

третьего лица закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Верх-Исетская"

и заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 30 апреля 2015 года по делу № А60-4780/2015,

принятое судьей Колосовой Л.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Свердловская теплоснабжающая компания»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области

о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Свердловская теплоснабжающая компания» (далее – заявитель, ООО «СТК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлениями о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службе по Свердловской области  (далее – заинтересованное лицо, УФАС по Свердловской области, антимонопольный орган) от 13.11.2014 по делу № 06-04/14.

Также ООО «СТК» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФАС по Свердловской области от 02.03.2015 по делу № 06-05/2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -                  КоАП РФ), в виде штрафа в размере 4 075 166,46 руб.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2015 заявления ООО «СТК» объединены в одно производство, делу присвоен                № А60-4780/2015.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.04.2015 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФАС по Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО «СТК» требований. В апелляционной жалобе ссылается на  наличие в действиях (бездействии) ООО «СТК» нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), выразившегося в необоснованном сокращении срока действия допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, путем указания даты окончания срока действия допуска ранее истечения срока очередной поверки приборов учета и его элементов и (или) наступления отопительного сезона, что ущемляет (может ущемить) интересы потребителя в определении количества потребленной энергии в соответствии с данными приборов учета. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель антимонопольного органа настаивал на доводах, приведенных в апелляционной жалобе.

Третье лицо ЗАО "УК "Верх-Исетская" также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.                         В апелляционной жалобе ссылается на  наличие в действиях (бездействии) ООО «СТК» нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», при этом отмечает, что  неправомерное сокращение срока действия допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии влечет или может повлечь неблагоприятные последствия для ЗАО "УК "Верх-Исетская"                   и граждан-потребителей в виде расчета платы за коммунальные ресурсы без учета показаний приборов учета, а также отмечает, что в связи с отсутствием актов повторного допуска общедомовых приборов учета в эксплуатацию Государственной жилищной инспекцией Свердловской области в адрес ЗАО "УК "Верх-Исетская" выданы предписания об устранении нарушений требований жилищного законодательства. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ЗАО "УК "Верх-Исетская" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

ООО «СТК» с доводами, изложенными в апелляционных жалобах,                      не согласно по основаниям, указанным в отзыве; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционных жалоб отказать. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в связи с поступившим заявлением                   ЗАО "УК "Верх-Исетская" на основании приказа от 23.06.2014 № 214 УФАС по Свердловской области в отношении ООО «СТК» возбуждено дело № 06-04/14 по признакам нарушения антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения антимонопольного дела УФАС по Свердловской области принято решение (резолютивная часть оглашена 30.09.2014, в полном объеме изготовлено 13.11.2014), которым признан факт нарушения ООО «СТК»  ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившийся в необоснованном сокращении срока действия допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, путем указания даты окончания срока действия допуска ранее истечения срока очередной поверки приборов учета и его элементов и (или) наступления отопительного сезона, что ущемляет (может ущемить) интересы потребителя в определении количества потребленной энергии в соответствии с данными приборов учета (т. 1 л.д. 14-24).

УФАС по Свердловской области в адрес ООО «СТК» выдано предписание от 13.11.2014 по делу № 06-04/14 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем разработки регламента проверок готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации с учетом того, что сроки действия Актов повторного допуска УКУТ к эксплуатации могут быть ограничены лишь наступлением таких обстоятельств, как истечение сроков очередных поверок УКУТ (его элементов) либо началом нового отопительного сезона, определение готовности к которому регламентировано Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» (т. 1 л.д. 25).

Кроме того, УФАС по Свердловской области в отношении ООО «СТК» составлен протокол об административном правонарушении от 22.01.2015                  № 06-05/2 (т. 4 л.д. 77-78), и по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление от 02.03.2015 № 06-05/2 о привлечении ООО «СТК» к административной ответственности по ч. 2 ст.14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 075 166,46 руб. (т. 4 л.д. 43-47).

Полагая, что решение, предписание антимонопольного органа и постановление о привлечении к административной ответственности                                 не соответствуют требованиям действующего законодательства, ООО «СТК» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. 

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования,  пришел к выводу о незаконности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, а также постановления о привлечении к административной ответственности.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционных жалобах, а также в отзыве заявителя на апелляционные жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом. Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных                          ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.                При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 10, ч.1 ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 3, ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

На основании Приказа ФСТ РФ от 15.10.2004 № 117-э «О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль» ООО «СТК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, внесено в Реестр субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса под регистрационным номером 66.1.2.

Таким образом, ООО «СТК» является субъектом естественной монополии и, как следствие, занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

В ст. 19 Федерального закона от 27.02.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. 

Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: 1) отсутствие в точках учета приборов учета; 2) неисправность приборов учета; 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности: 1) требования к приборам учета; 2) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения; 3) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем; 4) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.

В ст. 20 Федерального закона от 27.02.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно п. 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034), перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации,

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу n А50-753/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также