Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу n А60-5103/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-7585/2015-АК

г. Пермь

24 июля 2015 года                                                             Дело № А60-5103/2015­­

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Варакса Н. В.

судей Васевой Е.Е., Грибиниченко О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.

при участии:

от истца Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (ОГРН 1106671000457, ИНН 6671307658): представители не явились;

от ответчика унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства п. Бобровский Сысертского городского округа (ОГРН 1026602173729, ИНН 6652008677): Гарусс А.В., предъявлен паспорт, доверенность от 10.01.2015;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства п. Бобровский Сысертского городского округа

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 27 апреля 2015 года по делу № А60-5103/2015,

принятое судьей Артепалихиной М.В.

по  иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу

к унитарному муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства п. Бобровский Сысертского городского округа

о взыскании 1 452 130 рублей,

установил:

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу (далее – истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства п. Бобровский Сысертского городского округа (далее – ответчик, Предприятие) ущерба, причиненного водному объекту река Исеть,     в размере 1 452 130 рублей.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.04.2015 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что истцом не доказан факт наступления вредных последствий для спорного водного объекта, поскольку полагает, что доказательств фиксации изменений в состоянии водного объекта до и после осуществления сброса сточных вод, подтверждающих причинение вреда в результате действий Предприятия, в материалы дела не представлено. Кроме того, ответчик отмечает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводам о том, что ФБУ «ЦЛАТИ по Уральскому федеральному округу» не был произведен отбор фонового показателя качества воды водного объекта, необходимый для расчета ущерба на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной  приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.04.2009 № 87.

Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика  поддержал доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе.

Департамент с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу –                                     без удовлетворения.

Департамент о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела отсутствие его представителей.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании приказа от 31.01.2012 № 79 Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу в отношении унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства п. Бобровский Сысертского городского округа проведена плановая выездная проверка.

В ходе проверки ФБУ «ЦЛАТИ по Уральскому федеральному округу» 07.02.2012 произведен отбор проб сброса хоз-бытовых сточных вод через выпуск № 5 в р. Исеть. По результатам количественного химического анализа отобранных проб хоз-бытовых сточных вод установлен факт сброса Предприятием загрязняющих веществ в р. Исеть по выпуску № 5 с превышением нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения (среднее значение):  по железу - 0,88 (ПДК р/х – 0,1); по азоту аммонийному - 37,96 (ПДК р/х - 0,4); по нефтепродуктам - 0,17 (ПДК р/х - 0,05); по азоту нитритов - 0,4 (ПДК р/х - 0,02); по фосфору фосфатов - 4,66 (ПДК р/х - 0,2); по АПАВ - 1,66 (ПДК р/х - 0,5).

Таким образом, в ходе проверки Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу установлено, что Предприятие осуществляет сброс хоз-бытовых сточных вод в водный объект (р. Исеть) с нарушением правил водопользования, а именно:   в отсутствие разрешительной документации  -  решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, без утвержденных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами, а также допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами с превышением нормативов предельно допустимых концентраций. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 17.02.2012 № 55 (л.д. 36-40).

Как следует из представленного Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу расчета вреда, причиненного Предприятием р. Исеть сбросом загрязняющих веществ с хозяйственно-бытовыми сточными водами через выпуск № 5 за период с 07.02.2012 по 31.03.2012 года, размер ущерба составил 1 452 130 рублей (л.д. 64-67).

Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу в адрес унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства п.Бобровский Сысертского городского округа уведомление от 22.03.2013                        № 06-03-08/1742 о добровольной оплате вреда в размере 1 452 130 рублей (л.д.62-63).

Неисполнение ответчиком в добровольном порядке уведомления об уплате денежных средств, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим требованием.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что ответчик допустил противоправные виновные действия, повлекшие загрязнение водного объекта, доказательств добровольной оплаты ответчиком верно рассчитанного размера ущерба в материалы дела не представлено.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду; нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками; нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

При этом внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ                  «Об охране окружающей среды»).

На основании п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

В силу положений ч. 1, ч. 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002                         № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В п. 1, п. 3 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, в том числе, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Согласно ч. 1 ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

В силу ч. 2 ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.12.2011 № 1743-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ува-молоко" на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 77, пунктом 1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отметил, что окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

В п. 40 Постановления Пленума Верховного Суд российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что при разрешении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в виде деградации естественных экологических систем, истощения природных ресурсов и иных последствий. В связи с этим и в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, в том числе и при определении размера вреда, причиненного экологическим правонарушением, по делу должны проводиться соответствующие экспертизы с привлечением специалистов: экологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов, лесоводов и других.

По делам, связанным с причинением вреда окружающей среде, а также здоровью и

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу n А50-4960/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также