Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу n А71-14241/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-8051/2015-ГК

г. Пермь

17 июля 2015 года                                                                Дело № А71-14241/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Крымджановой Д.И.,

судей  Гладких Д.Ю., Масальской Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой С.Н.,

при участии:

от истца -  ОАО "Российские железные дороги" в лице Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД": Шарычева Ю.С., паспорт, доверенность от 21.11.2012 № 712,

от ответчика - ООО "Лукойл-Камбарская нефтебаза": Хайрутдинова А.Ф., паспорт, доверенность от 01.04.2015 № 15040142, Васькина О.А., паспорт, доверенность от 27.05.2015 № 15052702,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПКРФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Камбарская нефтебаза",

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 06 мая 2015 года по делу № А71-14241/2014,

принятое судьей Бакулевым С.Ю.

по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Горьковской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (Ижевский регион) (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)

к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Камбарская нефтебаза"  (ОГРН 1105903005812, ИНН 1838008680)

о взыскании задолженности по договору на подачу и уборку вагонов,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» «Горьковская железная дорога» (далее – ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза» (далее – ООО «Лукойл-Камбарская нефтебаза», ответчик) о взыскании 2128041 руб. 98 коп. долга платы за нахождение вагонов на путях общего пользования на основании пункта 19.5 договора на подачу и уборку вагонов № 5/60 от 09.01.2011, статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.05.2015 исковые требования удовлетворены: с ответчика в пользу истца взыскано 2128041 руб. 98 коп. долга, 33640 руб. 21 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску.

Ответчик, ООО «ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза», не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой.

Заявитель считает, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.

ООО «ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза» указывает, что истцом не доказан факт невозможности приема вагонов станцией назначения, вследствие чего возникла необходимость в отставлении от движения спорных вагонов, а также виновность ответчика в массовом прибытии порожних вагонов на станцию Кама и непринятие прибывающих вагонов на пути необщего пользования ответчика.

Также ответчик указал, что технологические сроки оборота вагонов в договоре не установлены, следовательно, нарушены быть не могли. Истцом не представлено доказательств отказа ответчика от приема вагонов как до бросания, так и в период бросания.

По мнению ответчика, решение основано на недопустимых доказательствах, в обоснование ответчик указывает на имеющиеся, по его мнению, ошибки в составлении документов, представленных истцом: в распоряжениях № 92 от 12.01.2014, № 107 от 15.01.2014, № 118 от 16.01.2014, № 132 от 17.01.2014, представленных в материалы дела истцом, на основании которых производилась задержка спорных составов, отсутствуют сведения о номерах вагонов, дате и времени задержки.

В нарушение положений п. 3.5. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 45 (далее - Правила № 45) акты обшей формы № 174 от 11.01.2014, № 260 от 13.01.2014, № 261 от 15.01.2014, № 1/35 or 17.01.2014 не содержат сведений о причинах задержки, количестве вагонов, находящихся па станционных путях и готовых к подаче. Ни о номерах, дате и времени прибытия, времени нахождения на станционных путях, ответчик не уведомлялся о составлении указанных актов.

Ответчик также считает ошибочным вывод суда о том, что порожние вагоны являются грузом, вследствие чего у ответчика имеется обязанность по их приему, а также о наличии в договоре соглашения о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО «РЖД».

Указывает, что в договоре сформулировано положения о том, что плата взыскивается за нахождение вагонов на путях общего пользования, в том числе в «брошенных» поездах (то есть за сам факт без учета времени), виновным в появлении причины, по которым произошло «бросание» поезда, должен быть ответчик.

С учетом изложенного, ООО «ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза» просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу привел возражения против ее удовлетворения, указывает, что факт нарушения ответчиком технологической нормы погрузки подтверждается материалами дела.

В судебном заседании представители ответчика доводы жалобы поддержали, представитель истца, ОАО «РЖД», доводы жалобы отклонил по мотивам, изложенным в письменном отзыве.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, истцом (перевозчик) и ответчиком (пользователь) заключен договор на подачу и уборку вагонов ООО «ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза» при железнодорожной станции Кама ГЖД - филиала ОАО «РЖД» №5/60 от 09.01.2011, в соответствии с условиями которого осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры (РЖД), примыкающего стрелочным переводом № 59 к пути № 17 железнодорожной станции Кама, локомотивом перевозчика.

Согласно пункту 7 договора № 5/60 от 09.01.2011 количество вагонов одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 54 вагонов-цистерн 4-х осных.

Пунктом 8 договора № 5/60 от 09.01.2011 предусмотрена определенная вместимость мест погрузки, выгрузки и количество вагонов, подаваемых на места погрузки, выгрузки для одновременного начала проведения грузовых операций.

Пунктом 14 договора № 5/60 от 09.01.2011 на железнодорожном пути необщего пользования установлены следующие технологические нормы на погрузку, выгрузку нефтепродуктов – 2 часа.

В соответствии с пунктом 19.5 договора № 5/60 от 09.01.2011 за нахождение вагонов, не принадлежащих ОАО «РЖД» на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в «брошенных поездах», по причинам независящим от перевозчика, пользователем вносится плата в размере, установленном в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства № 2, таблицы 9.

Как указывает истец в исковом заявлении, 12, 13, 15 и 17 января 2014 года на железнодорожных станциях Ижевск, Сарапул и Игра (промежуточные железнодорожные станции) по распоряжениям Горьковской дирекции управления движением № 92, 107, 118, 132 (т.1, л.д. 42; т. 5, л.д. 43; т. 9, л.д. 49; т. 12, л.д. 55) были отставлены от движения в общей сложности 270 вагонов-цистерн, адресованных ответчику, следующих по железнодорожным накладным №№ ЭЖ327244, ЭЖ329929, ЭЖ470334, ЭЖ257258, ЭЖ418302, ЭЖ488948, ЭЖ512936, ЭЖ489031 и ЭЖ496349 и 1 вагон № 6173260820 следующий в адрес ОАО «Порт Камбарка», по железнодорожной накладной № ЭЖ496349, в составе поездов № 1885 с индексом 0206-712-2570, № 2476 с индексом 2549-990-2570, № 2003 с индексом 0206-717-2570 и № 2484 с индексом 0206-718-2570, (дорожные ведомости – т.1, л.д. 37-39; т. 5, л.д. 34-40; т. 9, л.д. 45-48; т. 12, л.д. 44-51), по причине, зависящей от грузополучателя, о чем составлены акты общей формы № 1/27 от 12.01.2014 года, № 59 от 15.01.2014, № 13, 14, 15 от 16.01.2014, № 72 от 17.01.2014 (т.1, л.д. 44-47; т. 5, л.д. 45-50; т. 9, л.д. 50-53; т. 12, л.д. 56-61).

Согласно актам общей формы № 174 от 11.01.2014, № 260 от 13.01.2014 года, № 261 от 15.01.2014, № 1/35 от 17.01.2014 (т.1, л.д. 40; т. 5, л.д. 41; т. 9, л.д. 62; т. 12, л.д. 52) указанные обстоятельства возникли в виду занятости станционных путей и путей необщего пользования вагонами-цистернами, прибывшими в адрес грузополучателя, а так же отсутствием погрузки в период с 15.01.2014 по 19.01.2014 в соответствии с заявкой формы ГУ-12 № 0023645655.

Извещения о задержке вагонов в пути следования получено ответчиком 14, 15, 20, 23, 27 января 2014 года (т.1, л.д. 43; т. 5, л.д. 60; т. 9, л.д. 60, 61; т. 12, л.д. 69, 70).

В связи с освобождением 22, 23, 24 и 26 января 2014 года грузополучателем путей необщего пользования по распоряжениям № 119 от 22.01.2014, № 125 от 23.01.2014, № 131 от 24.01.2014, № 140 от 26.01.2014, (т.1, л.д. 48; т. 5, л.д. 62; т. 9, л.д. 62; т. 12, л.д. 52) были подняты поезда № 1885 с индексом 0206-712-2570 со станции Ижевск, № 2476 с индексом 2549-990-2570 со станции Сарапул, № 2003 с индексом 0206-717-2570 со станции Игра и № 2484 с индексом 0206-718-2570 со станции Сарапул в состав которого были поставлены вышеуказанные вагоны-цистерны, и отправлен на станцию назначения Кама, о чем составлены акты общей формы № 1/55 от 22.01.2014, № 104 от 23.01.2014, № 25, 27, 28 от 24.01.2014, № 1/55 от 22.01.2014, № 120 от 26.01.2014 (т.1, л.д. 49-52; т. 5, л.д. 53-59; т. 9, л.д. 55-59; т. 12, л.д. 63-68).

По прибытии поезда на станцию назначения Кама Горьковской железной дороги составлен акты общей формы № 542 от 22.01.2014 о простое вагонов с 12.01.2014 по 22.01.2014, № 566 от 23.01.2014 о простое вагонов с 15.01.2014 года по 23.01.2014, № 575 от 25.01.2014 о простое вагонов с 16.01.2014 по 24.01.2014 и № 568 от 26.01.2014 о простое вагонов с 17.01.2014 по 26.01.2014, по причинам, зависящей от грузополучателя (т.1, л.д. 54-56; т. 5, л.д. 61-63; т. 9, л.д. 70-72; т. 12, л.д. 72-74).

За время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в период с 12.01.2014 года по 26.01.2014 истец начислил ответчику плату по ставкам, установленным Тарифным руководством № 2, утвержденным Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12, в сумме 2128041 руб. 98 коп. и обратился к ответчику с просьбой о ее оплате, которая оставлена ООО «ЛУКОЙЛ-Камбарская нефтебаза» без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика 2128041 руб. 98 коп. долга, образовавшегося по договору № 5/60 на подачу и уборку вагонов от 09.01.2011.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности обоснованности начисления платы в соответствии с п. 19.5 договора, фактически возникшей в связи с нарушением технологической нормы погрузки (времени нахождения вагонов для данной осуществления соответствующей операции).

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав объяснения представителей сторон в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.

Согласно статье 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции; железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

В силу статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26, основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями,

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу n А60-9340/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также