Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2008 по делу n А50-5816/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-3962/2008-АК
г. Пермь 3 июля 2008 года Дело № А50-5816/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 2 июля 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 3 июля 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Нилоговой Т.С., судей Осиповой С.П., Риб Л.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.,при участии: от заявителя (ООО «Пермрегионгаз»): Ведерников К.П., доверенность от 29.12.2007 г., паспорт; Вихнин С.И., доверенность от 29.12.2007 г., паспорт от заинтересованного лица (Управление федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю): Суфиянова М.В., доверенность от 01.07.2008 г., приказ № 419-к от 02.06.2008 г., паспорт рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу заинтересованного лица – Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю на решение Арбитражного суда Пермского края от 15.05.2008 г. по делу № А50-5816/2008 принятое судьей Вшивковой О.В. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Пермрегионгаз» к Управлению федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю о признании незаконным и отмене постановления, установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Пермрегионгаз» (далее – заявитель, общество, ООО «Пермрегионгаз») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об оспаривании постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, управление) от 14.04.2008 г. № 17-33, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 300 000 рублей. Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.05.2008 г. (резолютивная часть решения объявлена 13.05.2008 г.) заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с данным решением, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы управление указывает на неправомерность вывода суда относительно недоказанности в действиях общества состава правонарушения, ссылаясь на достаточную мотивированность требования о предоставлении документов. По мнению управления, суд, указав, что материалы дела не позволяют оценить мотивировку требования, не дал оценки имеющимся в материалах дела документам, сделав ссылку на то, что доводы заявителя не опровергнуты. Также считает, что суд необоснованно указал на наличие у антимонопольного органа части документов, запрошенных у общества, поскольку представитель управления в судебном заседании подтвердил лишь факт получения письма. По поводу информации о распределении объемов газа между контрагентами, указывает, что она запрошена в рамках конкретного дела о нарушении антимонопольного законодательства в целях осуществления возложенных на антимонопольный орган функций. Также считает неправомерным вывод суда о нарушении заинтересованным лицом процедуры привлечения общества к административной ответственности. Представитель антимонопольного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал и дополнительно пояснил, что мотивом для истребования документов было рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, часть истребованных документов обществом была представлена; непредставление обществом до 17.03.2008 г. всех истребованных документов не позволило рассмотреть антимонопольное дело, в связи с чем, оно было отложено. Представители заявителя доводы апелляционной жалобы считают необоснованными по мотивам, изложенным в письменном отзыве, оснований для отмены решения суда не усматривают. Считают, что государственные органы имеют право истребовать документы, но истребованные документы должны касаться непосредственно предмета проверки, а соответствующее требование органа государственной власти хозяйствующему субъекту должно быть понятно. Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав нормы материального права, исследовав доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда. Как следует из протокола и оспариваемого постановления, 20.02.2008 г. антимонопольный орган определением об отложении рассмотрения дела № 006-08-а обязал заявителя предоставить до 17.03.2008 г. указанные в определении документы и материалы. Обществом была представлена часть запрошенных документов. 31.03.2008 г. в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, в котором указан перечень документов, которые не были представлены обществом (л.д.10-12). 14.04.2008 г. антимонопольный орган вынес постановление № 1733-08 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 300 000 руб. (л.д.13-16). Полагая, что данное постановление вынесено незаконно, общество обратилось в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности в действиях общества состава, вменяемого ему административного правонарушения. Суд также указал, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением ст. 29.11 КоАП РФ. Данные выводы суда являются правильными, соответствующими материалам дела и нормам материального права. В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон) антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона № 135-ФЗ, в том числе защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков, а также для осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции (статьи 1 и 22 Закона № 135-ФЗ). Полномочия антимонопольного органа по проверке соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти и иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями прямо закреплены в п. 11 ч. 1 ст. 23 Закона, среди которых предусмотрено право на получение от них необходимых документов и информации. В силу ст. 25 Закона № 135-ФЗ коммерческие и некоммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями, в частности для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции. Действительно, действующее законодательство предоставляет антимонопольному органу право истребовать документы и не содержит ограничений по срокам, составу и объему запрашиваемой информации, необходимой для осуществления антимонопольным органом его задач и функций. Данное право антимонопольного органа не умаляется. Однако, при привлечении лица к административной ответственности по ч.5 ст. 19.8 КоАП РФ антимонопольный орган должен доказать наличие вины привлекаемого лица за непредставление затребованных документов, иначе говоря, должен доказать, что истребованные документы имелись у лица, но он их не представил, хотя имел возможность их представить, а также, что истребованные документы необходимы были антимонопольному органу для реализации им соответствующих государственных функций и такие документы у него отсутствовали. В данном случае не представляется возможным проверить, насколько в определении об истребовании документов обоснованна необходимость их представления в связи с рассмотрением конкретного дела, поскольку ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции данное определение антимонопольным органом не представлено. Кроме того, судом первой инстанции в протоколе судебного заседания зафиксирован факт отказа антимонопольного органа от предоставления других документов, помимо тех, которые имеются в материалах дела. В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении. Анализируя обстоятельства совершенного правонарушения на основании протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, усматривается следующее. Заявитель привлечен к ответственности за непредоставление не только документов, но и информации, в частности: плана поставки газа на 2007 г., на 2008 г. по всем (по каждому) покупателям, в том числе потребителям с разбивкой поквартально, а также фактическое потребление газа по всем (по каждому) покупателям в 2007 г., заявки потребителей (каждого) на 2007 г. и на 2008 г. (в электронном виде и на бумажном носителе в виде таблицы); заявок ООО «Пермрегионгаз» в ООО «Межрегионгаз» на газ, направленных 2007 г.; документального подтверждения объемов газа, выделенных ООО «Межрегионгаз» на Пермский край на 2007 г. и 2008 г.; доказательств выделения ООО «Межрегионгаз» лимита газа на Пермский край на 2008 г. около 12,5 млрд. м. При этом, в оспариваемом постановлении антимонопольный орган ограничился только констатацией факта непредставления обществом документов в установленный в требовании срок. Констатация управлением в постановлении по делу об административном правонарушении только факта о непредставлении документов и информации, без указания целесообразности их представления, а также без установления сведений о причине их непредставления, в данном случае, является недостаточной для установления вины общества во вменяемом ему правонарушении. При вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения антимонопольным органом не исследовался, возражения общества не рассматривались, в чем конкретно состоит вина общества в постановлении не указано. Как пояснил представитель заявителя, запросив информацию о документальном подтверждении объемов газа и доказательствах выделения обществом лимита газа, антимонопольный орган не указал на конкретный вид и форму, в которой эти документы должны быть представлены обществом. Вместе с тем, данные сведения подтверждаются одними и теми же документами, а именно: договорами поставки газа, заключенными заявителем с ООО «Межрегионгаз». О данном обстоятельстве обществом сообщалось антимонопольному органу в письме от 28.03.2008 г. (л.д.19-25) и указывалось в объяснениях на протокол (л.д.26-31). Но при вынесении оспариваемого постановления антимонопольный орган не исследовал и не оценил данный довод, равно как другие доводы заявителя. Кроме того, в письме от 28.03.2008 г. о предоставлении документов и сведений по делу № 006-08-а и объяснениях на протокол общество указало на то, что документы, которыми могли быть подтверждены сведения о выделении объемов газа, были представлены антимонопольному органу 27.02.2008 г. другим лицом - ООО «Межрегионгаз». Таким образом, антимонопольный орган располагал соответствующими документами и сведениями до истечения срока, установленного заявителю (до 17.03.2008 г.) и до привлечения его к ответственности (14.04.2008 г.). Копиями заявок заявителя в ООО «Межрегионгаз» на выделение газа, направленных в 2007г., антимонопольный орган также располагал, т.к. они были предоставлены ему ООО «Межрегионгаз» 27.02.2008 г., а заявитель только подтвердил, что представленные документы соответствуют документам, имеющимся в распоряжении самого ООО «Пермрегионгаз». По поводу непредставления других документов. Копии заявок ООО «Пермрегионгаз» в письме указано, что они были затребованы раньше и были представлены другим лицом. Однако, при установлении вины общества, управление указанные обстоятельства не проанализировало и не указало на необходимость (целесообразность) представления данных документов обществом, при их наличии у управления. Относительно требования о предоставлении плана поставок газа на 2007 г., на 2008 г. по каждому покупателю и с разбивкой поквартально, а также фактическое потребление газа по всем покупателям в 2007 г., в том числе заявки всех потребителей на 2007 г. и 2008 г., общество в письме и объяснениях на протокол указало, что как документ «план поставки», равно как документ, содержащий сведения о фактическом потреблении газа покупателями за 2007 г., у него отсутствует. Подтверждением плановых объемов поставок газа являются договоры поставки газа, которые ранее были представлены антимонопольному органу. Относительно информации о фактическом потреблении газа покупателями, общество указало, что такие данные могут быть получены из ежемесячных актов о количестве поданного-принятого газа, подписанных Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2008 по делу n А60-7242/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|